Татьяна Николаева
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Народ, который не знает своей культуры и
истории – презрен и легкомысленен.»
Н. М. Карамзин
Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое.
Память — это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство — великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами, особенностями русского народного костюма.
Детей необходимо приобщать к богатству русской речи, расширять их словарный запас.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности, приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду используется такой вид устного народного творчества как потешки, прибаутки, колыбельные песенки, заклички, считалки, хороводные игры, русские народные танцы.
Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет используются потешки как пальчиковые игры.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро ото зла. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах.
Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.
Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.
Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются - в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь».
Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребнку в поэтической форме выразить сво эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать.
Хороводные игры - это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о весело скачущем воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни. Хороводные игры исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко, считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.
Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода.
Для чего нужны игры с пением? Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.
В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного интонирования. Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное – это выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Надо сказать, хороводные игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности детей : в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто дети обожают обниматься, браться за ручки, выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать - попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.
Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.
Народные игрушки - часть культурного национального наследия. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки становились первыми средствами воспитания. Народная игрушка оказывает воздействие на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и переживаний, на становление личности в целом. Воспитательная ценность игрушки в том, что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении» (Е. А. Флерина). Народные игрушки, создаваемые для себя и детей, несут для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формирующего веками, созданного и сохраненного народом эстетического идеала.
Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его потребности усложнялись и игрушки - это уже игрушки, развивающие координацию движений и способность к ориентации. Народная игрушка радует ребенка, потому что данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту.
Народные праздники - кладезь национальной культуры. Они уходят своими корнями к народным традициям. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. В дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к праздничной культуре народа, так как воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях, формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране, воспитывается любовь к близким людям, Родине.
Традиции и обычаи - часть социокультурного наследия, организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного человека уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.
Важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна соответствовать содержанию образовательного процесса, отвечать интересам и потребностям детей, способствовать всестороннему развитию, обеспечивать их психическое и эмоциональное благополучие.
Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры.