Александра Маслухина
Приобщение детей к русской народной культуре в рамках музыкально-литературной гостиной
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы музыкального руководителя МКДОУ№3
Маслухиной А. А.
«Приобщение детей к русской народной культуре в рамках музыкально-литературной гостиной»
г. Мирный
2023г.
Музыкально - литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей. Это цикл музыкально-литературных занятий, в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности. Именно в рамках «Музыкально – литературной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Содержание МЛГ ориентировано на слушание музыки и создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности (создание творческого продукта) – игровой, художественной, двигательной, вокальной, с использованием элементов сюжетной театрализации.
Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре в рамках музыкально-литературной гостиной» размещена в разделах
Основное назначение – в доступной игровой форме прививать детям любовь к музыке, искусству, обогащать воспитанников новыми впечатлениями, развить у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию.
1.1. Актуальность проблемы
В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории. А ведь без прошлого, как известно, нет будущего. Поэтому проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры становится наиболее актуальной.
Через родную песню, сказку, игру на народных музыкальных инструментах, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре.
1.2. Обзор психолого-педагогических исследований по данной проблеме
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что в дошкольной педагогике ощущается явный недостаток исследований содержания народной культуры и её влияния на нравственное развитие ребёнка. В некоторых исследованиях предпринимаются попытки наметить пути духовного развития ребёнка, которые можно обобщить следующим образом. Нравственно-эмоциональное развитие ребёнка является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, а, следовательно, его нравственной воспитанности. Такое развитие побуждает к конкретному поступку, стимулирует практические действия. Чем глубже и ярче переживания, тем устойчивее и полнее нравственные понятия, чувства, возникшие на их основе.
Педагогами экспериментально доказано: если постижение нравственных ценностей затрагивает не только разум, но и чувства ребёнка, то они становятся регуляторами его поведения. Нравственное воспитание до сих пор осуществляется в основном в словесных формах. Д. В. Колесов считает, что необходимо с самого раннего детства формировать индивидуально-личностную основу поведения через духовное общение. При этом прочно устанавливается приоритет общечеловеческих ценностей, формируется широкий взгляд на природу, общество, глобальные проблемы общечеловеческой культуры.
Педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо насытить активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, В. Я. Езикеева, Н. С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Народное искусство, как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам своих земляков, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение.
1.3. Программно-методическое обеспечение в ДОУ
По вопросу приобщения детей к истокам народной культуры я опираюсь на основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также ознакомилась с программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. В ней четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме. Программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.
1.4. Новизна опыта работы
Новизна опыта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Новизна опыта заключается в построении системы работы с детьми как участниками образовательного процесса. Это разработка планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенные единой тематикой, реализуемой задачей, что определяет их целостное восприятие.
Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа : мини-музей «Русская изба», мини- уголки в группах.
Создание методического инструментария: народные праздники, картотека народных игр, презентаций, дидактических материалов по ознакомлению с историей русского народа.
1.5 Возрастная категория дошкольников
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для детей старшего дошкольного возраста.
1.6. Цель и задачи
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста основы народной культуры через ознакомление с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
• Развивать воображение, творческие и актерские способности;
• Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
• Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
• Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;
• Знакомить детей с русскими народными песнями, хороводными играми;
• Формировать творческие проявления в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом;
• Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, уважение к его традициям, интерес к истории и народному творчеству.
1.7. Планируемые результаты
- дети имеют представления о традициях, быте русского народа; воспитанники знакомы с русским народным костюмом, музыкальными инструментами;
- осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, смогут применять полученные знания в дальнейшей жизни;
- используют в активной речи потешки, считалки, загадки;
- играют в русские народные подвижные игры;
- знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;
- осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках : поют песни, исполняют частушки, читают стихи;
- используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
- бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
2. Система работы
2.1. Основные этапы педагогической деятельности:
• Анализ основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Изучение парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
• Составление перспективного плана работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, развитию духовно- нравственных качеств.
• Создание методической копилки с разработкой конспектов образовательной деятельности.
• Использование в образовательной деятельности с детьми собственных методических разработок в интеграции разных видов деятельности и формах сотрудничества педагогов, детей и родителей.
• Развитие познавательной активности и самостоятельности у дошкольников.
• Взаимодействие с родителями по вопросам приобщения детей к русской народной культуре.
2.2. Развивающая предметно - пространственная среда
Одним из условий формирования представлений дошкольников о русских традициях посредством народной культуры, является создание обогащенного пространства развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа, способствует накоплению информации.
Реализации задач способствует:
- мини музей «Русская изба», созданный на базе МКДОУ,
- организация выставки народных ремёсел и промыслов, мини уголки в группах,
- совместным творчеством детей и родителей изготовлены русские народные музыкальные инструменты.
- приобретены МР3 диски для слушания; подготовлены презентации,
- сделан подбор музыкальных народных инструментов,
- собраны художественные образцы народно-декоративного творчества.
2.3. Методы и приемы
1. Словесные: беседа, вопросы к детям, пояснения, объяснения, рассказ педагога, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихов, потешек, скороговорок.
2. Наглядные: демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, просмотр мультфильмов, презентаций, наблюдение; занятия-концерты.
3. Практические: обследование предметов, экспериментирование, выполнение заданий, игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, игра на музыкальных инструментах, музыкальные импровизации.
2.4. Формы образовательной деятельности
• НОД;
• беседы;
• чтение художественной литературы: сказки, былины, стихи, потешки;
• разучивание и исполнение стихов, пословиц и песен о Родине;
• продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка);
• просмотр видеофильмов, мультфильмов;
• знакомство с песенным фольклором (прослушивание народной музыки и разучивание русских народных песен);
• организация конкурсов рисунков и поделок;
• игровая деятельность (музыкально - народные игры, театрализация, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, хороводные);
• культурно-досуговая деятельность : народные праздники, тематические развлечения.
2.5. Направления работы с детьми
Для решения поставленных задач, я выделила несколько направлений работы:
1. Знакомство с национальным бытом.
Просмотр выставки народных ремёсел, экскурсии в мини-музей «Русская изба».
2. Использование народного фольклора.
В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры. Песни — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.
В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Фольклор обогащает эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, активизирует речь, побуждая к высказыванию, повторению фольклорных текстов и звукоподражанию голосам животных. Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Мы даём детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Народная игрушка является частью культуры каждого народа. Значение народной игрушки в жизни современных детей трудно переоценить. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Куклы определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры или игровых действий. Игрушка для детей – это самый главный предмет, через который ребенок познает окружающий мир.
4. Приобщение детей к народной культуре через игру.
Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. В русских народных играх много юмора, задора. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками.
Игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие.
Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин — считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Таким образом, использование народных подвижных игр, взятых из сокровищниц нашего народа, позволяет нам решать задачи национального и патриотического воспитания и всестороннего развития ребёнка. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет влиять на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
5. Театрализованная деятельность.
Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Выражает собственное отношение к добру и злу.
6. Знакомство с народными праздниками и традициями.
Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
2.6. Взаимодействие с различными социокультурными учреждениями
- МКУ ДОД ДШИ №12 Детская школа искусств;
- Библиотека семейного чтения;
- МКОУ СОШ №12;
- отдел ЗАГС г. Мирный
2.7. Работа с родителями
В своей работе особое внимание я уделяю укреплению связей детей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители принимали активное участие в проведении русских народных мероприятий, в изготовлении народных музыкальных инструментов для конкурса «Лучший инструмент своими руками», в украшении групп к русским народным праздникам, в создании выставки народных ремёсел и промыслов.
Комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к русской народной культуре имеет положительные результаты. Дети используют приобретенные знания о народной культуре на практике :
1. расширились знания о народных праздниках и традициях; сформировались первые представления о культуре своего народа;
2. обогатился словарный запас: применяют потешки, загадки в повседневной
речи; играют в русские народные подвижные игры, используя считалки;
3. появилось желание активно участвовать в народных праздниках; развились двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
4. появилась потребность использовать русские народные костюмы, головные уборы, музыкальные инструменты и атрибуты в самостоятельной деятельности;
5. закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
6. появилось бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Подводя итоги, отметим, что система работы в рамках музыкально-литературной гостиной позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Музыкально-литературная гостиная – отличная форма творческого сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей в воспитании и развитии нравственной личности ребенка.
Литература:
• Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой;
• программа «Гармония» К. Тарасова (раздел «Музыкальное движение», «Слушание музыки»);
• «Кавинина О. Зац Л. Музыкальное воспитание : поиски и находки. М. 2001;
• Зябкина В. В. Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности / Под общ. ред. И. С. Сергеевой. – М. : АПКиППРО, 2011.;
• Теория Н. А. Ветлугиной о художественно – образной основе музыкальной деятельности дошкольников;
• Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля. - СПб., 202.- 114 с. ;
• Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 1990. — 159 с. ;
• Журналы - «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель