МААМ-картинки

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики

Людмила Гурьева
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуре, на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его традициями, особенностями культуры, путем организации мини-музеев на базе группы.

Для достижения поставленной цели перед нами стоял следующий ряд задач:

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики» размещена в разделах

• Воспитание у старших дошкольников основ музейной культуры.

• Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

• Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, обогащение воспитательно-образовательного пространства интерактивными формами.

• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

• Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Свою работу по решению данных задач мы выстраивали в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих общих принципов воспитания:

1. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предлагается, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащим общечеловеческим ценностям.

2. Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром предполагает преодоление имеющихся в школах замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

3. Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям); бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

4. Принцип опоры на эмоционально – нравственную сферу ребёнка требует создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Тематический план работы в мини-музее

«Куклы из бабушкиного сундука»

Месяц Содержание Задачи

Ноябрь ООД «Что такое музей

Познакомить детей с этнографическим музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей : музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

«В сказке ложь, да в ней намёк…» - театрализованный досуг Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.

Декабрь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит» Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Январь «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей по изготовлению обереговой куклы «Рождественский ангел» Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Февраль «Глаза страшатся, а руки делают» - мастер-класс для детей и родителей по изготовлению обрядовой куклы «Домашняя Масленица». Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Март Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы» Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Апрель Театрализованный досуг «Берегиня» по ознакомлению детей с обереговыми куклами на Руси. Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Май 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средних и старших групп. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее «Хлеб всему голова»

Месяц Содержание Задачи

Март ООД «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?» Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Апрель ООД «Как хлеб на Руси выращивали» Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, объяснить, что хлеб- итог большого труда многих людей, воспитывать к хлебу бережное отношение.

Май ООД Военный хлеб Расширение представлений у детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формирование основ патриотизма. Знать цену хлеба.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее «Старинных вещей»

Месяц Тема Цель Программное содержание

Сентябрь Виртуальная экскурсия «Добрая изба» Знакомство детей с жилищем русского народа.

Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Октябрь «В гостях у хозяюшки» Знакомство с устройством избы

Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей : изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие.

«Мир старинных вещей» Знакомство детей с музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь и др. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Ноябрь «Вечера долгие – руки умелые» (женское ремесло) Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие

«Рабочие руки не знают скуки» (мужское ремесло) Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Декабрь Виртуальная экскурсия «Хозяйкины помощники» Знакомство детей со старинной посудой и утварью.

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей : ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа.

Январь «Светит да не греет» Познакомить детей с различными источниками света : лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

«Как ходила коляда» Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Февраль «Как Марьюшка детей растила» Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой.

«Масленица-кривошейка» Беседа о Масленице. Начало земледельческого цикла. Масленичные песни. Забавы.

Март Виртуальная экскурсия «Куклы в народном сарафане»

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

Знакомство с историей создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов.

Апрель «К нам гости пришли» Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей : порог, поклон, самовар, угольки.

«Праздник праздников. Торжество торжеств» Рассказ о Пасхе. Волочебные песни. Детские забавы.

Работа в мини-музеях осуществляется по нескольким направлениям:

• Поисково-собирательское. Это направление позволяет детям проявить себя в исследовательской работе. В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую детей.

• Экспозиционное (оформительское).

• Экскурсионное, данное направление работы основывается на коллективном осмотре детьми экспозиции, под руководством педагога по заранее намеченным темам и маршрутам. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В процессе организации детских музейных экскурсий используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

Наиболее эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения мы используем метод проектов. Это комплексный метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс. Так нами совместно с детьми были разработаны следующие проекты «Народные куклы», «Как хлеб на стол попадает?», «Наш любимый самовар».

Для повышения интереса у детей к музейным занятиям мы используем так же и нетрадиционные формы: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование; занятия с использованием фантазии: сказка, сюрприз.

Дети посещают музей после предварительной подготовки и в процессе занятий. Экспонаты для экскурсионного показа отбираются с учетом возрастных интересов ребёнка. Итогом посещения музея является самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Для организации работы с воспитанниками мы используем следующие формы:

• ежедневные (коллекционирование, создание мини-музеев);

• еженедельные (игры музейного содержания, игры-развлечения: «В царстве дымковской игрушки», «Мода из бабушкиного сундука»; игры путешествия: «Откуда родом бабушкин сундук»; интеллектуально-творческие игры: «Волшебный кружок», игры-эстетические упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор»; выполнение домашних заданий: нарисовать, вылепить, придумать своё название, загадки).

• периодические (проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин).

Так же с целью модернизации традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому воспитанию и повышению интереса воспитанников к истории и культуре родной страны посредством применения информационно-коммуникационных технологий был создан виртуальный музей «Терем-теремок».

В ходе работы над созданием музея материалы на сайте были систематизированы и представлены в следующих разделах: музей русской старины «Бабушкин сундук», русской народной куклы, «Хлеб – всему голова», «Чудо-роспись» и заключает экспозицию перечень полезных интернет ресурсов.

Работая с виртуальным музеем, я использую, виртуальную экскурсию, как основной вид образовательной деятельности с дошкольниками.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.

Подготовку и проведение виртуальных экскурсий осуществляем в соответствии со следующим алгоритмом действий:

1. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Занимаемся поиском Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

2. Погружение ребенка в сюжет экскурсии, создание мотивации через организацию проблемной игровой познавательной ситуации;

3. Проведение виртуальной экскурсии.

4. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;

5. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики
Опубликовано: 18 октября 2021 в 12:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гурьева (УИ 568138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД