Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности посредством дидактических игр

Светлана Павловна Липатова
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности через дидактические игры. Рассматриваются основные возможности применения дидактических игр с целью реализации экономического воспитания дошкольников. Рассматриваются перспективы развития экономического воспитания, а также его положительное внимание на формирование личности ребенка.

Публикация «Приобщение дошкольников к финансовой грамотности посредством дидактических игр» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольники, экономическое воспитание, финансовая грамотность.

В настоящее время многие научные исследователи задаются вопросом о том, необходимо ли осуществлять знакомство ребенка с экономикой, со сложными понятиями и явлениями? При этом, возраст, рассматриваемый авторами, включает в себя дошкольников, в основном, старших. Так, возникает противоречие в том, не стоит ли подождать, когда ребенок подрастет и многое поймет самостоятельным образом?

Впервые о экономическое воспитание, куда также включается финансовая грамотность, в отношении дошкольников, было рассмотрено Яном Амосом Коменским, который рассматривается как родоначальник научной педагогике. Его труд назывался «Материнская школа», в котором он обозначает необходимость в том, чтобы давать детям «экономическое познание», понимание в том, как необходимо управлять домашним хозяйством. Так, выдвигалась идея о том, что детям необходимо иметь представления о том, какую одежду выбирать на праздники и будни, о необходимости ее перечь [3].

В рамках данного типа воспитания детям рассказывается о том, для чего необходимо наличие сундуков, шкафов, кладовых, замков и ключей. Дети должны узнавать суть жизненных вещей. Коменский уделяет особое внимание тому, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

В рамках формирования позитивных установок к различным видам трудовой деятельности, закладывания основой экономической и финансовой грамотности ребенка в дошкольном возрасте происходит выработка навыков самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (например, на участке дошкольного образовательного учреждения, а также происходит складывание первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждой личности.

При проведении образовательной деятельности у ребенка реализуется воспитание ценностного отношения к реализации собственной трудовой деятельности, труду других людей, а также к его результатам. Стоит отметить, что дошкольник начинает знакомиться с достаточно трудными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями, например, товар, цена, труд и деньги, а также с понятиями этического спектра: щедрость, экономность и честность.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с различными профессиями, учатся воспринимать и ценит мир рукотворных вещей, как результатом трудовой деятельности людей; у них происходит формирование представлений относительно денежных отношений, например, купля-продажа, кредит, торговля. При этом, такое направление реализуется не только по отношению к России, но и к другим странам. Детьми осваивается взаимосвязь таких определений, как «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта вступает в прямую зависимость с его качеством [1].

В детях с помощью такого воспитания в дошкольном возрасте происходит формирование уважения ко всем людям, которые умеют трудиться и честно зарабатывают деньги; формируются фундаментальные качества экономической деятельности, для которых характерна экономность, рациональность, деловитость и трудолюбие.

В возрасте 5-6 лет происходит формирование произвольности поведения: с опорой на приобретенную ранее способность к осознанию собственных действий у ребенка. При этом, происходит возрастание способности ребенка к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Говоря о способности к осознанности волевой саморегуляции, стоит сказать о том, что она является одной из главных психологических предпосылок для того, чтобы дошкольник приобщался к сложной области человеческой деятельности и сферы общественной жизни, как экономика.

Другой предпосылкой для приобщения ребенка к сфере экономики принято рассматривать активное освоение детьми мира социальных явлений для того, чтобы у ребенка вырабатывалось собственное понимание и отношение к ним, формировалась ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности.

Третья предпосылка заключается в становлении и развитии способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции при учете не только своей точки зрения, но и другого человека [2].

Исходя из этого, в дошкольном возрасте возможно познакомить ребенка с миром экономики как с одной из важных сторон социальной жизни. При этом, экономическое воспитание имеет способность обогащения социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников. Помимо этого, экономическое воспитание оказывает содействие в нравственном развитии личности.

Главная задача взрослых заключается в том, чтобы объяснить детям, почему необходимо уважать труд и бережно относиться к его результатам. Помимо этого, необходимо раскрывать взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Основной формой воспитания детей в дошкольном возрасте является игра. Именно с ее помощью ребенок начинает осваивать и познавать мир. При этом, то обучение, которое осуществляется с помощью игры, является естественным для дошкольника.

Учение в рамках дидактической игры появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно являться наиболее интересным и занимательным, но никогда не развлекающим.

В качестве основного средства формирования основ экономической культуры принято рассматривать дидактические игры. Их главная особенность заключается в том, что задания для детей предлагаются в игровой форме. Они играют, не подозревая о том, что реализуется освоение знаний, они овладевают умениями и навыками, учатся культуре поведения и общения. Все дидактические игры также включают в себя воспитательное и нравственное содержание, что позволяет комплексно решать задачи пои формированию у детей в дошкольном возрасте фундамента экономических знаний.

С помощью дидактических игр происходит уточнение и закрепление представлений детей о мире экономических явлений, основных терминах, а также происходит приобретение новых экономических знаний, умений и навыков. При совершении большого количества действий, дошкольники начинают учиться применять их в различных условиях, с разными объектами, что повышает уровень прочности и осознанности при усвоении знаний.

Дидактические игры учат моделировать различные жизненные ситуации, например, операции, связанные с куплей-продажей, с производством и сбытом готовой продукции и т. д. При соединении учебно-игровой и реальной деятельности происходит наиболее эффективное усвоение сложных явлений экономической и финансовой грамотности [4].

Дошкольники усваивают знания с помощью игры при помощи усложнения интеллектуальных задач (заданий). Для такого усложнения характерен качественный характер; оно выдвигает требование в том, чтобы создавались ситуации проблемно-игрового, проблемно-практического и проблемно-познавательного характера, с помощью которых возможно обнаружение глубины понимания детьми тех или иных понятий экономики.

При постепенном усложнении игровых задач возможно обеспечить поддержание деятельности ребенка в «зоне ближайшего развития». При овладении экономическими знаниями в привлекательной для ребенка форме происходит позитивное усвоение и обеспечивается процесс его качества. При организации дидактической игры происходит установление адекватной возрасту ситуации общения. Для речевого общения присуща форма диалога. Так, педагогом формулируются вопросы, обладающие конкретностью и экономической грамотностью, в связи с чем дети учатся ясно высказать свои предположения. Это обеспечивает развитие объяснительной речи и речи-доказательства.

Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся во время свободной деятельности по желанию детей. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры : с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д. Например такие как: «Груша – яблоко», «Кто кем работает», «Разложите товар», «Умелые руки», «Не ошибитесь», «Что важнее», «Мы – художники», «Школа банкиров», «Магазин» и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры – это одно из наиболее эффективных средств формирования фундамента экономической культуры у детей в дошкольном возрасте.

Список использованной литературы

1. Аменд, А. Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания / А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 55.

2. Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями / Л. М. Аношина // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 103.

3. Белокашина, С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки / С. В. Белокашина // Дошкольная педагогика. – 2009. – №7. – С. 8.

4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Высшая школа, 2007. – 48 с.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги»Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги» Конспект НОД "Деньги" Цель: уточнение и расширение знаний детей о деньгах и их роли в жизни человека. Ход НОД: Воспитатель: Колокольчик.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников Выступление на РМО на тему: «Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников»«Ценности, закладываемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности посредством дидактических игр
Опубликовано: 19 января 2023 в 15:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к финансовой грамотности посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Павловна Липатова (УИ 2765736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД