Наталья Мочалова
Приобщение дошкольников к хозяйственно-бытовому труду через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья не представляет собой какого-то конкретного готового рецепта, касающегося приобщения детей к труду в рамках воспитательного процесса в ДОУ, также ее целью не является привнести какую-то принципиальную новизну в вопрос. В этом материале мы постараемся лишь повторить и еще раз закрепить некоторые аспекты, который были подтверждены годами прошедшей работы.
В первую очередь, всякое трудовое воспитание должно быть обеспечено взаимодействием с родителями. Как говорил великий философ "Воспитатель сам должен быть воспитан". Никакие усилия в ДОУ не дадут эффекта, если дома все начинания будут нивелироваться родителями, к вопросу равнодушными. Особая диагностика зачастую не нужна. Детей, которых дома не приучают к хозяйственно-бытовым навыкам видно невооруженным глазом.
Публикация «Приобщение дошкольников к хозяйственно-бытовому труду через различные виды деятельности» размещена в разделах
Во-вторых, усложнение структуры труда должно находится в соответствии с возрастным развитием. Не думается, что кому-то из дипломированных педагогов стоит напоминать, что трудовое воспитание развивается от простейших форм повторения за взрослыми, простейшего труда вместе с ними, до более многосложных процессов, самостоятельности, индивидуальных и групповых форм, отложенных заданий и т. д.
Но об этом надо сообщить еще и родителям, о чем воспитатели часто забывают. К тому же нужно учитывать, что в современном мире рамки развития смещаются и уже не соответствуют "классике" учебной литературы. Личные наблюдения в этом плане все же надежнее и нужно избегать делать за детьми то, что они уже могут делать сами.
В-третьих, не стоит зацикливаться на игровой стороне труда. Конечно хозяйственно-бытовой труд сам по себе довольно однообразен и нуждается в игровой форме, но ее содержание с возрастом нужно снижать. Не стоит стремиться сделать этот вид труда только занимательным. Нужно показать детям его естественность и жизненную необходимость, объяснить его значение для поддержания постоянного порядка. В противном случае, старая мотивация отомрет, а новой так и не возникнет.