Юлия Нуритдинова
Приобщение дошкольников к культуре Донского края и его окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1.1. Формирование основ культуры Донского края у детей дошкольного возраста
1.2. Формы и методы обучения детей
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
2.1. Диагностический инструментарий первичного обследования детей по выявлению элементарных знаний о Донском крае и его окружающем мире у дошкольников.
а) диагностика
б) диаграмма результатов
2.2. Конспекты занятий
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ:
3.1. Работа с семьёй
а) Анкетирование
б) Консультация «Нравственное воспитание наших детей»
3.2. Работа с педагогами
Публикация «Приобщение дошкольников к культуре Донского края и его окружающего мира» размещена в разделах
а) Консультации:
«Мир, в котором мы живем…»
«Воспитание инициативной и творческой личности»
Важность приобщения детей к истокам культуры Донского края
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
• утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
• исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.
• забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности? Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания — знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать.
Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его.
Ведущая цель работы - формировать личность дошкольника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры, в том числе культуры Донского края, для возрождения и восстановления прерванной связи времен, исходя из актуальности, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к культуре нашего края и его окружающего мира.
Задачи:
1. Сформировать духовно - нравственные качества и творческие способности детей;
2. Создать предметно - пространственную среду;
3. Организовать взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей;
4. Формировать представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае;
5. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово;
6. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского казачества.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм и методов сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Для того чтобы начать работу в МБДОУ необходимо было определить направления деятельности:
- создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей;
- изучение литературы по введению и формированию регионального компонента;
- выработка принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.
Формы работы:
• Посещение семьи ребенка
• Интегрированные занятия
• Игры
• Праздники, развлечения
• Совместная деятельность с родителями
• Театрализация
• Продуктивная деятельность
Методы и приемы:
• Речевое общение (беседа)
• Игры
• Совместные праздники с родителями
• Наблюдения
• Рассматривание иллюстраций
Свою работу я строила в несколько этапов:
1 этап – организационный
Перед тем как начать работу по данной проблеме я изучила методическую литературу. Для меня было интересно, как другие педагоги работают с детьми и делятся своим опытом по данному вопросу. Некоторые разработки я для себя отметила и использовала их при работе с детьми (список литературы прилагается).
Диагностика предполагает индивидуальную беседу с ребенком (вопросы прилагаются).В сентябре 2012 года было проведено обследование дошкольников старшей группы по Донскому краю и его окружающего мира. В обследовании принимало участие 15 детей. По результатам проверки знаний было выявлено с низким уровнем - 5 детей, средним уровнем – 10 детей, с высоким – 0. В результате побеседовав с ребятами и составив диагностику выяснилось, что многие дети не знают элементарных знаний о своем родном крае, его окружающем мире. Многие ребята отвечали правильно на вопросы, но не могли обосновать свои ответы.
Исходя из результатов диагностики на начало года я составила диаграмму по среднему баллу (диаграмма прилагается). По результатам диагностики группа находится на среднем уровне развития. Результаты обследования заносятся в таблицу, на основе которой появляется диаграмма по выявлению знаний о родном Донском крае.
Результаты первичного мониторинга обследования дошкольников отражены в диаграмме.
Вопросы диагностики были посвящены: 1. Донскому краю и его окружающего мира. Очень важно знакомить детей с природой своего края, наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Родная окружающая природа наполнит душу ребенка гармонией, чистотой, красотой и многообразием природного мира. 2. Народным приметам, фольклору (загадки, сказки, былины) – в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского донского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
2 этап – формирующий
Данный этап имеет несколько направлений моей работы, по которым планируются занятия:
1-е направление: история Дона — содержанием этого направления является знакомство с историей Донского края. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в картинную галерею. Дети знакомятся с мифами, легендами, преданиями, песнями и сказками Дона, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну.
2 направление: Народные донские праздники
Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Донского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами, определяющими своеобразие культуры нашего региона. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих празднеств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа.
3 направление: Природа Дона
Целью этого направления является формирование созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине; осознания себя частью природы, желания ее оберегать. Дети не только знакомятся с природными местами, степным ландшафтом, флорой и фауной, но и сами активно участвуют в добывании этих знаний: вместе с родителями, братьями и сестрами — старшеклассниками — выискивают в дополнительной литературе сведения, которые могут удивить окружающих, проводят эксперименты, сажают кусты и деревья на территории детского сада и дома.
4 направление: Родина начинается с семьи
Родина начинается с семьи. Наша цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие не только с детьми, но и с родителями в этом направлении, на наш взгляд, также не менее важная задача.
3 этап – аналитический (контрольно – диагностический)
Реализуя содержание вышеназванных направлений, мы стараемся пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Любить и почитать свой родной край.
Как в группе, так и в детском саду создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры.
В группе:
• игры по краеведению, игры наших бабушек;
• предметы декоративно - прикладного искусства;
• гербарии разнотравья Донской земли, лекарственные растения;
• карты Ростовской области, России
• элементы казачьего костюма.
В группе мы ведем книгу о родном крае, в которой помещены рассказы, истории, придуманные детьми, прилагаются иллюстрации.
В детском саду:
• выставки фотографий о родном крае; одежде прежней и современной; о людях Донского края;
• костюмерная;
• работает экологический кружок " Юный эколог", изучающий природу родного края.
Помимо этого в течении учебного года проводятся:
С дошкольниками
• походы по родному краю;
• краеведческие игры;
• работа с картой города Волгодонска, Ростовской области, России;
• экскурсии к памятным местам города;
• встречи с жителями.
Совместно с педагогами родители рассказывают о своей семье, предках, делятся своими рецептами, впечатлениями о проводимых мероприятиях в группе.
С родителями
• Пополняется предметно — пространственная среда
• Встречи за круглым столом
• Походы
• Участие в проектах, конкурсах.
С педагогами:
• Семинары - практикумы
• Заседания педагогического Совета
• Общие собрания трудового коллектива