Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре

татьяна ларина
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Тема проекта:

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре»

Воспитатель: Ларина Т. И.

пос. Преображение

2015 год

Пояснительная записка:

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Публикация «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» размещена в разделах

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.

Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с народными промыслами России, фольклором.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Каждодневное обращение к ним диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Миссия:

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди,служишь Отчизне!

Проблема:

Один из методов воспитания нравственности – познакомить детей с русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должными быть национальными. А ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Формирование обобщенных знаний и умений:

- различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и другие (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)

- Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

Изба служит местом для игр и занятий с детьми. Время от времени сюда «на сказку» или «погостевать» приходят дети других групп.

Предметы русского быта : прялка, люлька, кухонная утварь – используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству, а также в различных играх.

- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Я начала создание в группе комнаты русского быта (русская изба)Название «лапти лыковые», дети слышали не раз, но совсем другое дело - померить их да пройтись в них. Поэтому им понятно, почему зайчишка в сказках ходит в лыковых лаптях. Или «полное лукошко дам тебе горошка», «позолоченная прялица» - эти строчки знакомы каждому ребенку. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять в руки, образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску. По иному звучат песенки, потешки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх – драматизациях. Войдя в избу сразу обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы Без печи хата – не хата. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ не даром наделял печь волшебными словами, а образ печи стал традиционным для русских сказок : она прячет Машу и ее братца от злых гусей - лебедей, везет Емелю к царю. Правый от печи угол «бабий кут» приспособлен для приготовления пищи, другой, левый от печи угол, называется красный, т. е. красивый. Здесь стоят стол, скамейки, лавки, резной сундук. обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы Без печи хата – не хата. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ не даром наделял печь волшебными словами, а образ печи стал традиционным для русских сказок : она прячет Машу и ее братца от злых гусей - лебедей, везет Емелю к царю. Правый от печи угол «бабий кут» приспособлен для приготовления пищи, другой, левый от печи угол, называется красный, т. е. красивый. Здесь стоят стол, скамейки, лавки, резной сундук.

обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы Без печи хата – не хата. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ не даром наделял печь волшебными словами, а образ печи стал традиционным для русских сказок : она прячет Машу и ее братца от злых гусей - лебедей, везет Емелю к царю. Правый от печи угол «бабий кут» приспособлен для приготовления пищи, другой, левый от печи угол, называется красный, т. е. красивый. Здесь стоят стол, скамейки, лавки, резной сундук.

обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы Без печи хата – не хата. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ не даром наделял печь волшебными словами, а образ печи стал традиционным для русских сказок : она прячет Машу и ее братца от злых гусей - лебедей, везет Емелю к царю. Правый от печи угол «бабий кут» приспособлен для приготовления пищи, другой, левый от печи угол, называется красный, т. е. красивый. Здесь стоят стол, скамейки, лавки, резной сундук.

Знакомить детей с хохломской росписью я начала со средней группы. Сделала в группе панно. На панно поместила хохломские узоры. Рассмотрели с детьми узоры. Показала из каких элементов они состоят: завитка, травки, цветов и ягод. Закрепили цвета хохломской росписи. Оригинальным, свойственным лишь хохломе всегда был не только узор, но и его цветовая гамма: сочетание красного, черного и золота.

Обратила внимание детей, что золото – один из самых выразительных декоративных элементов этого народного искусства. Чтобы вызвать у детей интерес хохломе оформила уголок по изо деятельности. В уголке на полке поместила изделия из папье-маше расписанные элементами хохломской росписи. Это посуда – блюда, чашки, вазы, ковши, подносы разной величины и формы. Для занятий по изо деятельности сделала подставки для кисточек,Салфеток и расписала их элементами хохломской росписи. Небольшие подносики под баночки для гуаши. Элементами хохломской росписи украшены скамеечки в раздевалке, мебель в игровом уголке, подставка под цветы. Создавала все условия чтобы вызвать у детей интерес к хохломской росписи.

Рассказала детям о старинном селе, затерявшимся в глуши дремучих заволжских лесов, Хохлома. Вместе с историей села уходи в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. С самых древних времен деревянная посуда была у русского человека в большом употреблении. Мы рассматривали с детьми посуду деревянную и из папье-маше. При этом обращала внимание детей на цвет и элементы узора. Все свое искусство художники направляют на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями Древней Руси. Во время рассказов, бесед использовала наборы открыток с предметами расписанными хохломской росписью, которые экспонировались на смотрах народных художественных промыслов. Пробовали с детьми рисовать небольшие мазки, линии. Рисовали на полосках бумаги. Чтобы детям было интересней работать, бумагу тонировала в желтый и красный цвета. Вся работа по ознакомлению с хохломской росписью велась в свободное время и с подгруппами детей. Старалась научить детей уверенно держать кисть в руке, работать концом кисти. В средней группе первый раз я показала детям как делаются поделки из папье-маше. Всю работу выполняла сама, дети помогали только рвать салфетки на мелкие кусочки и намазывать клейстер. Так мы с детьми сделали три больших вазы и две поменьше. Когда вазы стала тонировать в желтый, черный, красный цвета, то объяснила детям, что в цветовом отношении ведущим является золото и черное. Красного мало, оно большей частью аккомпанирует этим цветам.

Перейдя в старшую группу продолжила знакомство с хохломской росписью. Стала проводить занятия по декоративному рисованию.

Приобрели рабочие тетради для детей «учимся рисовать росиночка» издательств «страна фантазии». С помощью тетрадей закрепляли последовательность выполнения элементов хохломской росписи. А с помощью раскрасок дети учились подбирать цвета и правильно наносить роспись на предметы. Чтобы лучше развивать воображение чувства цвета у детей предлагала настольные игры «мозаика». С помощью этих игр дети учились составлять узор. Для росписи на бумаге и бумажных формах дети самостоятельно подбирали фон. Чтобы вызвать у детей интерес к хохломской росписи просматривали альбомы, книги «Хохлома» Н. Бедник, «Росписи хохломы» С Жигалов, «Краса ненаглядная» Е. Осетров.

Наглядно-методической пособие «Знакомство с народным искусством» И. А. Лыкова., Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» А. Дорофеева, Т. Чижкова, Л. Жружинина. Демонстрационный материал «Учимся рисовать» С. Вахринцева. Расписывали формы предметов – вазы, ковши, бочата, ложки. Во время занятий знакомила детей с легендами. А их много о том, как появилась хохломская роспись. Использовала русские народные песни. Городок красивый есть, И хвала ему, и честь, Просто русский городок - Волго-Вятский говорок. Островок в лесах зелёных В окружении озёр. Город сказочный - Семёнов - О тебе наш разговор. Покупайте, покупайте для красы и для души: Поварёшки, чашки, ложки и диковины-ковши, Огненные кони в бликах солнца, золотые терема… И одним лишь словом это всё зовётся - Хохлома! Хохлома, Хохлома.

А теперь сказать пора О самих о мастерах. Что ни мастер - чудодей - Нет узора без затей! Мастера резца и кисти - Из-под ваших добрых рук Травы, ягоды и листья Распускаются вокруг! Припев. И молва идёт не зря Через горы и моря, Восхищается весь мир - Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо-краски, Ух, российские умы! И по свету бродят сказки И улыбки Хохломы. Припев

В подготовительной группе дети ухе хорошо были знакомы с хохломской росписью, с характерными признаками, материалом из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, и историей промысла. С этой целью устраивали выставки. Неоднократно наши изделия брали на выставки в Дом культуры. Дети хорошо усвоили некоторые навыки, могли составить узор, расписать поделку, почувствовать радость творчества. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно через все виды деятельности. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а это является основой гармоничного развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с хохломской росписью дети уже могли самостоятельно создать рисунок. Уверенно держать в руке кисть. Эти занятия доставляют детям радость, способствуют развитию творчества, воображения. Чем больше дети узнают о хохломской росписи, тем больше они познают красоту и широту родной земли. Не зря в народе говорят: «Напоминает хохлома родную, милую сторонку». Яркое пламя хохломских красок напоминает о счастье свободы, о жаре любви к людям, о жажде красоты. Какое странное великое слово хохлома. В нем и смех слышится и восхищенное Ох! и восторженное Ах! «И негде на свете Нет таких соцветий. Всех чудес чудесней Наша хохлома» Большую помощь в создании русской избы оказали родители. Своими руками сделали резные сундук и скамеечку под старину, люльку, прялку. Вокруг «избы» забор с лавочками.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_8lth5.pptx | 5786,51 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре ВАЖНОЙ ЦЕЛЬЮ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО,.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране,.

«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа)«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа) Цель:Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать в детях гордость за достижения русского народа. Стремиться к тому,.

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклоруПриобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклору В рамках тематической недели "Приобщение к национальной культуре" для детей группы "Солнечные лучики" я провела много познавательных мероприятий. Мы.

Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ.

Программа кружка «Приобщение детей к национальной культуре» Задачи кружка: - Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;.

Родительское собрание «Приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Мастер-класс.

Творческий проект по приобщению детей к русской национальной культуре «Народные истоки» для детей 6–7-летТворческий проект по приобщению детей к русской национальной культуре «Народные истоки» для детей 6–7-лет Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре
Опубликовано: 28 августа 2016 в 14:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД