Алена Меркулова
Приобщение к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры
Музей «Светлая горница» в детском саду «Алёнушка»
ГБОУ СОШ №1с. Приволжье
муниципального района Приволжский Самарской области
детский сад «Алёнушка»
Актуальность проекта.
Публикация «Приобщение к истокам народной культуры» размещена в разделах
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование предметов быта например: ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло, сундук,зыбка и т. д.). Эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
В детском саду мы успешно внедряем и используем различные образовательные технологии, одна из которых - метод проектирования. Мы разработали проект м узей «Светлая горница» в детском саду». Радость познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Мини-музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности, познакомить с традициями и культурой русского народа.
Тип проекта: творческий, информационный.
По срокам реализации: средней продолжительности.
Состав участников:
- педагоги детского сада «Алёнушка»
- воспитанники и их родители (законные представители)
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.
Задачи:
- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее;
- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями; проводить сбор необходимых материалов.
На основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Формы и методы работы:
экскурсии;
дидактические игры;
викторины;
художественная мастерская;
презентации;
беседы;
праздники, развлечения, досуги.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный
изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
идет разработка идейного замысла экспозиций: - «Светлая горница» - «Русская печь» «Приволжский край» (альбомы, стенды)
Экскурсия в школьный музей
Подготовительная группа
Приобщение детей к музейной среде; знакомство детей с понятиями «музей», «коллекция»
Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений
Все группы
Знакомство детей с устным народным творчеством.
2 этап – основной
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Экскурсия «Ах, эта русская изба»
Старшая, средняя и подготовительная группы
Познакомить детей экспонатами группового мини-музея; рассказать об устройстве русской избы
Познавательная беседа «Русская народная игрушка»
Старшая группа
Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.
«Знакомство с домашней утварью старины»
Подготовительная группа
Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей на Руси.
Беседа «На досуге веселушка, а накормит всех вокруг»
Средняя группа
Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.
Художественная мастерская «Роспись ложки»
Подготовительная группа
Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.
Беседа-
«Светит, да не греет»
Подготовительная группа
Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.
Викторина
«С волшебным клубочком в сказку войдем»
Старшая и подготовительная группы
Знакомство детей с устным народным творчеством.
Беседа
«Что прячется в старинном сундуке»
Старшая и подготовительная группы
Познакомить детей с национальной русской одеждой.
Дидактическая игра
«Покажи, что назову»
Старшая и подготовительная группы
Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.
Презентация
подготовительная группа
Познакомить детей с убранством жилища россиян, эстетикой быта; традиционными русскими празднествами; развивать словарь
Празднование Масленицы.
Все группы
Развивать интерес к русским традициям.
- «Русские подвижные игры».
Старшая группа
Приобщать детей к русским народным играм.
3 этап — заключительный
анализ результатов работы
(педсовет)
- создание презентации из опыта работы над проектом
- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурс в ДОУ).
Экспонаты музея:
1. Экспозиция «Русская печь»
- изделия из глины: крынки, кувшин, сметанник;
- вещи плетё ные: корзинки, лапти, лукошко;
- деревянные вещи: ложки, лопатка, толкучка, сито, решето, ступка;
- утюг на углях;
- лучина, свечки, керосиновая лампа;
- ухваты;
- чугунки;
- берёзовые дрова;
- валенки;
- валёк (рубель) – приспособление для стирки и глажения белья;
-колодка (приспособление для изготовления валенок)
2. Экспозиция «Светлая горница»
- прялки, веретена, шерстяные нитки, изделия из шерсти;
- кровать с подзором, узорчатые наволочки на подушки, вышитое покрывало;
- занавеси, расшитые гладью (такая вышивка)
- кружевная скатерть, вышитые салфетки, полотенца;
- ковер;
- портреты и альбомы с фотографиями;
- самовар;
- шкатулка;
- половики домотканые, вязаные коврики;
- сундук с сарафанами, рубахами и кокошниками;
-Зыбка (для укачивания ребёнка)
- скамейка;
- деревянные игрушки;
- коромысло с ведрами;
- колодки для изготовления обуви;
В горнице проводят праздники и развлечения
Мини-музеи
4. Экспозиция «Приволжский край»
- стенд с фотографиями;
- альбом «Страницы минувшего» с фотографиями;
- «Книга памяти с. Заволжье», альбом
-альбом «Картины старины»;
- картотека ««Русские народные игры»;
- Загадки о кухонной утвари;
Результатами проведенной работы являются:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Празднование «Широкой Масленицы»