Получи документы

Приобщение к истокам народной культуры

Алена Меркулова
Приобщение к истокам народной культуры

Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Музей «Светлая горница» в детском саду «Алёнушка»

ГБОУ СОШ №1с. Приволжье

муниципального района Приволжский Самарской области

детский сад «Алёнушка»

                                

                                                                                                

Актуальность проекта.

Публикация «Приобщение к истокам народной культуры» размещена в разделах

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование предметов быта например: ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло, сундук,зыбка и т. д.). Эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

В детском саду мы успешно внедряем и используем различные образовательные технологии, одна из которых - метод проектирования. Мы разработали проект м узей «Светлая горница» в детском саду». Радость познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Мини-музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности, познакомить с традициями и культурой русского народа.

Тип проекта: творческий, информационный.

По срокам реализации: средней продолжительности.

Состав участников:

- педагоги детского сада «Алёнушка»

- воспитанники и их родители (законные представители)

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями; проводить       сбор       необходимых       материалов.       

   На   основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять   создание   экспозиций,   выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Формы и методы работы:

экскурсии;

дидактические игры;

викторины;

художественная мастерская;

презентации;

беседы;

праздники, развлечения, досуги.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

идет разработка идейного замысла экспозиций: - «Светлая горница» - «Русская печь» «Приволжский край» (альбомы, стенды)

Экскурсия в школьный музей

Подготовительная группа

Приобщение детей к музейной среде; знакомство детей с понятиями «музей», «коллекция»

Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений

Все группы

Знакомство детей с устным народным творчеством.

2 этап – основной

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Экскурсия «Ах, эта русская изба»

Старшая, средняя и подготовительная группы

Познакомить детей экспонатами группового мини-музея; рассказать об устройстве русской избы

Познавательная беседа «Русская народная игрушка»

Старшая группа

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.

«Знакомство с домашней утварью старины»

Подготовительная группа

Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей на Руси.

Беседа «На досуге веселушка, а накормит всех вокруг»

Средняя группа

Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Художественная мастерская «Роспись ложки»

Подготовительная группа

Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.

Беседа-

«Светит, да не греет»

Подготовительная группа

Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.

Викторина

«С волшебным клубочком в сказку войдем»

Старшая и подготовительная группы

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Беседа

«Что прячется в старинном сундуке»

Старшая и подготовительная группы

Познакомить детей с национальной русской одеждой.

Дидактическая игра

«Покажи, что назову»

Старшая и подготовительная группы

Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.

Презентация

подготовительная группа

Познакомить детей с убранством жилища россиян, эстетикой быта; традиционными русскими празднествами; развивать словарь

Празднование Масленицы.

Все группы

Развивать интерес к русским традициям.

- «Русские подвижные игры».

Старшая группа

Приобщать детей к русским народным играм.

3 этап — заключительный

анализ   результатов   работы  

(педсовет)

- создание презентации из опыта работы над проектом

- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурс в ДОУ).

Экспонаты музея:

1. Экспозиция «Русская печь»

- изделия из глины: крынки, кувшин, сметанник;

- вещи плетё ные: корзинки, лапти, лукошко;

- деревянные вещи: ложки, лопатка, толкучка, сито, решето, ступка;

- утюг на углях;

- лучина, свечки, керосиновая лампа;

- ухваты;

- чугунки;

- берёзовые дрова;

- валенки;

- валёк (рубель) – приспособление для стирки и глажения белья;

-колодка (приспособление для изготовления валенок)

2. Экспозиция «Светлая горница»

- прялки, веретена, шерстяные нитки, изделия из шерсти;

- кровать с подзором, узорчатые наволочки на подушки, вышитое покрывало;

- занавеси, расшитые гладью (такая вышивка)

- кружевная скатерть, вышитые салфетки, полотенца;

- ковер;

- портреты и альбомы с фотографиями;

- самовар;

- шкатулка;

- половики домотканые, вязаные коврики;

- сундук с сарафанами, рубахами и кокошниками;

-Зыбка (для укачивания ребёнка)

- скамейка;

- деревянные игрушки;

- коромысло с ведрами;

- колодки для изготовления обуви;

В горнице проводят праздники и развлечения

Мини-музеи

4. Экспозиция «Приволжский край»

- стенд с фотографиями;

- альбом «Страницы минувшего» с фотографиями;

- «Книга памяти с. Заволжье», альбом

-альбом «Картины старины»;

- картотека ««Русские народные игры»;

- Загадки о кухонной утвари;

Результатами проведенной работы являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Празднование «Широкой Масленицы»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Опыт работы воспитателя «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Опыт работы воспитателя МБДОУ Малявиной Ирины Юрьевны На тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Содержание: 1. Раздел.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Тема самообразования «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Воспитатель: Назарова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение к истокам народной культуры
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 12:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД