Елена Пилипенко
Приобщение к народной культуре как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к народной культуре как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Одна из серьезнейших проблем нашего времени – отторжение подрастающего поколения от родной культуры, традиций своего народа. Развивать у детей понимание культурного наследия, воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа.) Мы вправе утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры,которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» - так писал известный религиозный философ В. В. Зеньковский. Таким образом, можно отметить, что формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях.
Публикация «Приобщение к народной культуре как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, приобщение детей к народной культуре решено было начинать через знакомство с народными подвижными играми и народными игрушками, куклами-мотанками. Дети разучили и, впоследствии, с удовольствием играли в такие ныне почти забытые игры как: «Золотые ворота», «Цепи, цепи кованы.», «Ручеек» и другие. Со средней группы дети активно использовали в сюжетно-ролевых играх народную куклу. Сначала это были простейшие куклы-пеленашки и куклы-крупенички. В подготовительной к школе группе дети с удовольствием самостоятельно изготавливали куколок хороводниц и куклу «Капустку».
Нельзя исключать из систематической работы с детьми и использование дидактических игр обучающего характера: с ребятами была проведена игра «Где ты живешь?», в ходе которой закрепили знания о родном городе, названия улиц, в преддверии праздника День защитника Отечества была проведена игра «Что делают солдаты?», где ребята получили знания о службе солдат в Российской армии, о значимости их долга для страны. Также с ребятами проводится игра «Чем занимались наши предки», в процессе которой происходит закрепление знаний о ремеслах древних славян.
Так как первый социальный опыт ребенок приобретает в семье, ребята совместно с родителями изготавливали генеалогические древа своих семей, которые они потом презентовали и защищали. Каждый из ребят старался как можно интереснее и подробнее рассказать историю своей семьи, ее отличия от других.
Ничто так наглядно и ярко не может воздействовать на сознание ребенка, как экскурсии для ознакомления детей с родным городом, его историей. Вместе с родителями ребята посетили Мемориальный комплекс Партизанская Поляна и музей партизанской славы, где они имели возможность познакомиться с историей партизанского движения на Брянщине.
Также в разное время года были организованы и проведены экскурсии в Краеведческий музей, по паркам и скверам родного города, которые давали ребятам возможность получить много новых ярких впечатлений и знаний.
Но самые яркие впечатления, надолго оставляющие след в сердце ребенка, это конечно праздники и развлечения, посвященные и приобщенные к значимым датам и событиям. Так традиционное осеннее развлечение в подготовительной к школе группе было решено провести в форме традиционного праздника урожая, встречи осени – Осенин. Наши предки в этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. С Осенин основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей. Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством.
Именно такую атмосферу широкого, исконно русского праздника мы и попытались передать. Естественно значимое место в организации мероприятия было отдано оформлению музыкального зала: с помощью родителей был воссоздан колорит традиционной крестьянской избы с домоткаными половиками, вышитыми рушниками, деревянными лавками, глиняной утварью и даже настоящей прялкой. Предварительно детям были показаны презентации «Быт наших предков», «Во что одевались наши предки?», «Как жили на Руси». Таким образом, детям были известны предметы, использованные для украшения музыкального зала, понятно их предназначение. Немаловажную роль в создании необходимого «народного» колорита играют костюмы, поэтому не только мальчики и девочки, но и ведущий-воспитатель были одеты в стилизованные народные костюмы. В ходе подготовки к празднику дети выучили старинные народные песни, игры, танцы, хороводы. Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия - это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа. Поэтому проведение подобных праздников имеет огромное значение для формирования общей культуры ребёнка : он получает знания; знакомится с традициями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.
В заключение хочется отметить, что проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота