МААМ-картинки

Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»

Валентина Тарасова
Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»

«Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»

«Истинное воспитание состоит

не только в правилах,

сколько в упражнениях»

Ж. Руссо

Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время, все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ?

Публикация «Доклад „Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры“» размещена в разделах

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, одной из которых являются экологические акции.

Выбор данной формы работы обусловлен еще рядом следующих причин:

Акции являются комплексными мероприятиями. В ходе акции решаются одновременно разные задачи, а их реализация проходит через все виды детской деятельности.

Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую или худшую сторону свое окружение.

Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

• Недостаточная заинтересованность родителей в данной теме.

(анализ анкетирования показал, что не во всех семьях читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе, не всегда рассказывают и наблюдают за природными объектами).

Для определения уровня сформированности экологической культуры детей нашей группы был проведен мониторинг по методике С. Н. Николаевой, который позволяет выявить уровень экологических знаний детей о природе и характер отношения к ней.

Анализ уровня знаний детей по данному направлению.

показал следующие результаты:

Соответствующий уровень знаний имеют – 24%

Частично соответствующий уровень знаний – 69%

Несоответствующий уровень знаний – 7%

Анализ уровня отношения детей к природе оказался значительно хуже:

Соответствующий уровень – 16%

Частично соответствующий уровень – 72%

Несоответствующий – 12%

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры через проведение экологических акций. Способствовать формированию у детей экологически осознанного, бережного и действенного отношения к природе.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

• Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

• Способствовать развитию у дошкольников интереса к природе, желание активно познать и действовать с природными объектами.

• Способствовать развитию эстетического восприятия природы.

• Способствовать формированию у детей системы экологических знаний и представлений о мире природы.

• Способствовать формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного, нравственного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения.

• Обеспечить полноценное взаимодействие ДОУ с семьей в целях экологического развития ребенка.

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

«Принцип интеграции» - предполагает тесное взаимодействие всех образовательных областей.

• Краеведческий принцип предполагает изучение ближайшего окружения, воспитания любви к природе родного края. Участие в общественно – полезной работе по охране природы.

«Индивидуально-дифференцированный подход» - система методов и приемов, построенных с учетом индивидуальных особенностей детей.

«Деятельностного подход» - направлен на овладение детьми содержания программы в самостоятельной и совместной деятельности.

«Системности и последовательности» - предусматривает совокупность методов и приемов, направленных на всестороннее развитие ребенка.

«Доступности и индивидуализации» - предусматривает учет особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим определение посильности и предлагаемых ему заданий.

«Личностно-ориентированной направленности»- определяется тем, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности.

Реализация задач осуществлялась в следующих формах работы :

• Непосредственно – образовательная деятельность (наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, обсуждения, игры- викторины, КВН, экскурсии, праздники, развлечения, просмотр видеофильмов, презентаций, трудовая, опытническая деятельность, работа с моделями и т. д.)

• Совместная деятельность взрослого и детей (проблемные ситуации, продуктивная деятельность, защита плакатов, инсценировки и драматизации, составление загадок, сказок, экологические дидактические, подвижные игры, игры – имитации, уроки доброты, выставки, экологические музеи, изготовление макетов, рассматривание иллюстраций и картин и т. д.)

• Самостоятельная деятельность детей (во всех видах деятельности)

• Взаимодействие с семьями воспитанников (родительские собрания, акции, летние походы, экскурсии, праздники, изготовление плакатов, конкурсы поделок и т. д.)

• Взаимодействие с социальными партнерами (Отдел охраны природы Балахнинского района, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Балахнинский музейный историко – художественный комплекс имени А. А. Худякова, детская библиотека, Нижегородский областной Совет Всероссийского Общества охраны природы)

Этапы работы:

1. Организационный.

Задачи этапа:

Анализ уровня знаний и отношения детей к природе, анкетирование родителей и привлечение к дальнейшей творческой работе, изучение методической литературы, подбор художественной литературы, совершенствование экологической среды в группе, составление перспективного плана работы по формированию основ экологической культуры, подбор наглядного материала, создание «Зеленой республики».

2. Практический.

Задачи этапа:

Природоохранные акции :

Необходимо отметить, что организация и проведение экологических акций – это огромная работа, требующая больших затрат времени и энергии. Поэтому для проведения экологических акций мы выбираем темы достаточно острые, актуальные. Если взглянуть на темы разработанных нами экологических акций, то можно понять, что все они имеют серьезное обоснование : птицы страдают зимой от голода – поэтому мы провели акцию «Поможем птицам». Не раз, наверное, вы бывали свидетелями жестокого отношения людей к муравейникам – мы провели акцию «Берегите муравья». Почти каждый наш выход на природу сопровождается, к сожалению, созерцанием последствий пребывания в ней людей: это поломанные ветки, беспорядочно расположенные кострища, вытоптанная трава – в результате акция «Живет дерево – живет человек». Так вот, наличие проблемы является для нас исходной точкой для проведения и других экологических акций.

Расширение уровня экологических знаний и представлений детей и родителей. Формирование основ экологической культуры через проведение экологических акций.

Проект «Зеленая республика» :

3. Итоговый.

Задачи этапа:

Обобщение опыта и определение результатов практической деятельности, разработка тактики перспективных педагогических действий. Отражение результатов работы (фотовыставки, фотоальбомы, выставки рисунков и поделок из природного материала, т. д.).

После проведенной работы мы снова проанализировали уровень экологической культуры по методике С. Н. Николаевой и получили следующие результаты:

Сформированность уровня знаний :

Соответствующий уровень – 74%

Частично соответствующий уровень – 26%

Несоответствующий уровень – 0%

Характер отношения к природе значительно улучшился:

Соответствующий уровень – 58%

Частично соответствующий уровень – 39%

Несоответствующий уровень – 3%

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что предложенная система работы позволяет получить хорошие результаты в воспитании детей.

Проведенные комплексные мероприятия и систематическое общение ребенка с природой обеспечили ему понимание конкретных ситуаций в поведении птиц и насекомых, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. А понимая ситуацию и зная потребности живого существа, дети на эмоциональном подъеме проводили конкретные дела, направленные на сохранение и улучшение жизни растений, животных и человека.

Взаимодействие с социальными партнерами:

Одним из путей повышения качества эколого-образовательного процесса мы видим в установлении прочных связей с социальными партнерами. Это Балахнинский музейный историко – художественный комплекс имени А. А. Худякова, детская библиотека, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Нижегородский областной Совет Всероссийского Общества охраны природы, а также жители микрорайона.

Полученные результаты:

У детей появился ярко выраженный интерес к исследованию объектов природы и стремление бережного и заботливого отношения к ним.

Сформировались коммуникативные навыки взаимодействия и сотрудничества.

Проявились творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.

Возросла посещаемость родителями экологических мероприятий. Самых активных участников всегда стараемся поблагодарить.

Распространение и внедрение опыта работы (транслируемость).

Проведение совместных экологических акций.

Выставка дидактического и методического материала по внедряемому проекту.

Проект «Зеленая республика» был представлен на экологическом конкурсе, организованном Нижегородским областным Советом Всероссийского Общества охраны природы, итоги которого будут подведены в декабре 2015года.

Мы стараемся подключить и средства массовой информации. При этом мы преследуем две цели – донести до горожан информацию о нашей деятельности, призвать их беречь природу, не совершать действий, наносящих ей вред. А также побудить людей к природоохранной деятельности и не менее важно, чтоб дети увидели, насколько значимо их дело, что о нем напечатано во «взрослой» газете, рассказано по ТВ.

Перспектива работы:

Разработать цикл новых экологических акций.

Разработать картотеку экспериментов, опытов и наблюдений.

Создать экологические мини – музеи.

Реализовать экологический марафон «В гостях у матушки природы».

Публикации по теме:

Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Фотоотчет экологической акции «Сохрани планету»Фотоотчет экологической акции «Сохрани планету» Доброго дня, дорогие Маамовцы! Сегодня мне хочется поделиться с Вами некоторыми раздумьями о природе. А раздумья эти возникли после акции.

Отчёт об экологической акции «Покормим птиц зимой!»Отчёт об экологической акции «Покормим птиц зимой!» Экологическая акция «Покормим птиц зимой!» Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Разработка содержания экологической акции .

Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности Выдающийся совет композитор Сухомлинский (1917-1970) являлся педагогом, воспитателем, много лет проработал учителем, был директором в.

Роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи в разные возрастные периоды Форма проведения: лекция Цель: повышение педагогической грамотности родителей в формировании звуковой культуры речи у детей Задачи: 1. Познакомить.

Участие в городской экологической акции «Покормите птиц зимой»Участие в городской экологической акции «Покормите птиц зимой» Едемская Лариса Владимировна – воспитатель, Бурякова Ольга Фёдоровна – учитель-дефектолог В нашем детском саду сложилась хорошая традиция,.

Воспитание основ экологической культуры в городе Решение глобальных экологических проблем, особенно в условиях городов, зависит помимо всего прочего от исходных социально-нравственных позиций.

Проект экологической акции «Покормим птиц» Цель: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста; воспитывать защитников природы, дать экологические знания.

Занятие в рамках экологической акции «Птицы — наши друзья» Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»
Опубликовано: 26 октября 2015 в 18:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД