Лучший педагог года

Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации

Алёна Булатова
Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

Публикация «Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации» размещена в разделах

Задачами работы с детьми в период адаптации являются :

— создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

— понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

— предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации надо использовать следующие формы работы :

• беседы с родителями;

• анкетирование;

• наблюдение за ребенком;

• развивающие игры.

По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. В процессе адаптации ребенка к ДОУ предлагаются рекомендации:

• использовать элементы телесной терапии (брать ребенка па руки, обнимать, поглаживать);

• предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

• рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

• использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;

• создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

В практике нередки случаи, когда ребенок в первый день приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы, и т. д. В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.

Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

этап - потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

3 этап - потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях. Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко 2-му этапу привыкания. С переходом на 2-ой этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем, длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

3 этап привыкания для детей характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям воспитания заканчивается.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

В каждом виде общения удовлетворяются имеющиеся потребности и формируются новые. Так, в процессе непосредственно эмоционального общения не только удовлетворяется потребность в доброте, ласке, внимании близкого, но начинает формироваться и потребность в сотрудничестве с взрослым. В процессе ситуативно-действенного общения не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве с взрослым и познании с его помощью окружающего, но и формируется потребность в самостоятельных действиях и общении с взрослым на познавательные темы.

Предметно-игровая деятельность детей развивается примерно по следующим этапам:

манипуляция с предметами; отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других;

предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.

Воспитатель должен учитывать уровень формирования предметно игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослыми и с детьми в группе.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, надо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.

Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

В связи с этим можно применять в адаптационный период метод «песочной терапии»

Игры с песком — проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом исходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные -развивающие обучающие игры- занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

На этапе адаптации можно использовать обучающие игры, направленные на развитие тактильно -кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Публикации по теме:

Использование элементов песочной терапии с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего.

Программа работы по сопровождению детей в период адаптации в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования .

Из опыта работы «Игры в работе с детьми в период адаптации»Из опыта работы «Игры в работе с детьми в период адаптации» В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»:.

Организация работы с детьми летний период в соответствии с ФГОС МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я для воспитателей на тему: «Организация работы.

Картотека игр в период адаптации Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к.

Конспект занятия с детьми младшей группы в период адаптации «В гостях у солнышка» Конспект занятия с детьми младшей группы в период адаптации «В гостях у солнышка» Задачи: обучение детей установлению контакта друг с другом,.

Методы и приёмы работы с детьми на занятиях в ДОУ При планировании НОД,воспитатель должен отразить какими методами и приёмами пользуется на занятии. Для лёгкости в работе составила таблицу.

Опыт работы по использованию технологий эффективной социализации старших дошкольников Тема моего выступления опыт работы по использованию технологий эффективной социализации старших дошкольников. В своей работе я использую.

План работы на летний период с детьми группы раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» План летней воспитательнойработы. группы раннего возраста.

План работы с детьми первой младшей группы в период адаптации Адаптация - это приспособляемость, к новым условиям. Существуют три степени адаптации (легкая, средняя, тежелая). Этот процесс требует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 20:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД