Каюмова Анна Михайловна
Проблема гуманизации образования в педагогических трудах зарубежных педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
В критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ воспитания и обучения. С развитием гуманитарной культуры, гуманизацией образования и социальной среды, воспитательных отношений и самой личности связывают педагоги пути выхода из кризиса и сегодня.
Публикация «Проблема гуманизации образования в педагогических трудах зарубежных педагогов» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Педагогический аспект проблемы возрождения человека как субъекта культуры и нравственности по мнению зарубежных и современных отечественных педагогов состоит в гуманизации воспитания.
Рассматривая аспект гуманизации воспитания мы можем исходить из того, что идеи гуманизма были известны уже давно. Это прослеживается во взглядах зарубежных педагогов.
Одним из основоположников демократического воспитания был итальянский социалист – утопист Томмазо Кампанелла. В своем произведении «Город Солнца» он высказывал ряд новых мыслей о свободном воспитании и обучении, развивал идею общественного воспитания детей. В романе дети пользуются всеобщей любовью; здесь делается все для их всестороннего развития.
В романах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании», французского деятеля, педагога, Жан Жака Руссо, так же были провозглашены принципы воспитания, пронизанные гуманизмом и демократизмом.
В своей педагогической концепции Руссо отвергал современную ему образовательно – воспитательную традицию. Он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка в том случае, если будет побуждать его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.
Для Ж. Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли. Необходимо не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Для этого нужен педагогический подход, который основывается на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника.
Ж. Ж. Руссо отрицал принуждение как метод воспитания.
Рассматривая идеи гуманизма нельзя не коснуться и взглядов французского философа – просветителя Дени Дидро. Он уделял особое внимание подбору учителей, обладающих всеми необходимыми качествами. К этим качествам он относил прежде всего глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.
В своем труде «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» Д. Дидро критиковал К. А. Гельвеция за недооценку задатков, заложенных в человеке природой, так как он высоко оценивал роль воспитания в формировании человека и призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо – физиологические особенности, а также социальные услловия, в которых происходит становление личности.
Теоретической основой педагогики Овида Декроли, бельгийского педагога, является его теория интересов. Интересы детей, по Декроли определяются инстинктами; сущность же педагогического процесса состоит в удовлетворении этих, не сформированных в процессе воспитания, а слепо побуждаемых инстинктами интересов. Исходя из этой теории, Декроли разработал комплексы – «Центры интересов», которые широко стали использоваться во многих дошкольных учреждениях. Декроли всегда следовал принципу «свободы» ребенка, и считал, что это приводит к воспитанию в духе индивидуализма.
Таким образом, анализируя труды зарубежных педагогов Томмазо Кампанелла, Жан Жака Руссо, Дени Дидро, Овида Декроли мы можем констатировать, что в их основе лежат идеи, решающие проблемы свободного воспитания и обучения, пронизанные гуманизмом и демократизмом.