Татьяна Шегердюкова
Проблема подбора песенного репертуара для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основным требованием к детскому репертуару, в том числе и к песне, - остается идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. Важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду является песня.
«Запоют дети – запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. Задача музыкального педагога детского сада – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.
Публикация «Проблема подбора песенного репертуара для дошкольников» размещена в разделах
Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. По результатам диагностики в большинстве случаев оказывается, что никакими знаниями о песенном наследии и о возможностях своего голоса дети не обладают, многие не имеют любимых детских песен. При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.
Принцип воспитывающего обучения. Воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности
постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова, дополняют, усиливают слуховое восприятие.
Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.
Принцип сознательности.
Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.
Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определенной последовательности. Однако последовательность эта, весьма, относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.
Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме:
1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.
Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.
Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
Подбирая музыкальный репертуар, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.
Если раньше музыкальный руководитель обязан был работать исключительно по программе, то теперь он получил возможность самостоятельно подбирать репертуар для своих воспитанников. Здесь возникает ряд сложностей. Первая из них – это умение выбрать из обилия детского репертуара песни, доступные и удобные для исполнения. В последние годы в печати появилось множество песен для дошкольников, созданных как профессиональными музыкантами, так и самими педагогами-практиками. Не всегда авторы учитывают возможности голоса ребенка, включая в мелодическую линию широкие скачки, слишком высокую или низкую тесситуру, сложный для воспроизведения и понимания детей текст. А педагог зачастую руководствуется тем, что песня нравится ему лично, и начинает ее учить с детьми, не обращая внимания на то, что дети чисто физически не могут качественно ее исполнить.
Вторая проблема – эстетическая ценность песен, исполняемых в детском саду. В связи со снижением общего культурного уровня нашего общества некоторые музыкальные руководители в угоду невзыскательному вкусу многих родителей заставляют детей исполнять песни взрослого репертуара, забывая о том, что эстрадные любовные песенки часто очень низкого качества в музыкальном плане и далеки от жизненного опыта детей по смыслу. Слова о любви и страсти из уст 6-летних детей звучат пошло и неуместно. Всему свое время. Дети повзрослеют, и тогда такие песни будут звучать естественно. А пока они маленькие, пусть поют детские песни.
Замечательными репертуарными сборниками являются выпуски, «Учите детей петь», составители которых Т. М. Орлова и С. И. Бекина. В них для каждой песни разработаны методические рекомендации, представлены упражнения для развития слуха и голоса, даны примеры для певческой импровизации. Некоторые музыкальные руководители считают, что песни из них устарели. Безусловно, некоторые песни уже не соответствуют нашей действительности. Но насколько обеднеет духовный мир наших детей, если они не будут знать произведений, вошедших в золотой фонд детской песни, таких как «По малину», «На мосточке», «Бравые солдаты» А, Филиппенко, «Голубые санки» М. Иорданского, «Зима прошла» Н. Метлова и многих других.
В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.