Крюкова Елена Николаевна
Проблема преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению.
Введение и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка.
Публикация «Проблема преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Задачи
• Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе
• Всесторонне развивать детей для успешного овладения школьной программой
• Создать благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка
• Увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
В ФГОС ДО результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются на предметные метапредметные и личностные.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
- замену учебного блока на образовательные области,
- увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей,
- изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей,
- изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создание нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.
Дошкольное образование
1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.
2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др.
3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально-волевое развитие, морально-нравственное (терпеть, поступать не как я хочу)
Начальное образование
Предметные результаты (знания, умения, навыки)
Метапредметные результаты (школьно значимые функции) : мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.
Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества.
Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Требования Стандарта к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Наш детский сад реализует образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанную рабочей группой ДОУ на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вкраксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В образовательной программе ДОУ имеется раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.
НОД – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Для более полного усвоения материала педагоги на занятиях используют различные формы и методы обучения и воспитания детей, задания на развитие логики, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, задания поискового характера, проблемные ситуации, схемы, занимательные задания и задачи-шутки, развивающие дидактические игры, головоломки, задания-эксперименты, опыты.
Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. На ше учреждение тесно сотрудничает с АСОШ №2. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности, ежегодно разрабатывается план работы, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.
Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
1. Методическая работа педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, поиск путей их выполнения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы).
2. Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий).
3. Взаимодействие с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
1. Работа с педагогами.
Совместные педагогические советы (ДОУ и школа).
Семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Обмен мнениями», «Преемственность», «Портфолио дошкольника» и др.
Проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе. Планируются консультации, педагогические часы, беседы по вопросам организации диагностики. На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам.
Взаимодействие узких специалистов.
Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.
2. Работа с детьми.
Периодически дети совершают экскурсии в школу, где имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы : учебным классом, спортивным залом, библиотекой, столовой, игровой комнатой (для продленного дня) и спальней.
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы.
Участие в совместной образовательной и игровой деятельности: «Собери портфель», лото «Школьные принадлежности», сюжетно-ролевая игра «Школа» и др.
Выставки творческих рисунков и поделок «Волшебница Осень», «Новогодние фантазии», «Мы любим природу».
Выпускники детского сада любят заходить в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание и интерес пойти в школу.
Традицией нашего детского сада стали выступления бывших воспитанников ДОУ, уже учеников общеобразовательной школы, музыкальной школы, перед детьми старшего дошкольного возраста.
Для всестороннего развития детей и по запросу родителей (законных представителей) организуется кружковая работа. В этом учебном году дети подготовительных групп занимались в кружках по обучению грамоте «Читай-ка», театрализованной деятельности и рисованию «Веселая палитра».
3. Взаимодействие с родителями.
Мы стремимся создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом нам помогают такие формы работы:
• «круглые столы», творческие гостиные «Как подготовить ребенка к школе»;
• дни открытых дверей;
• анкетирование родителей «Готовность родителя к обучению ребенка в школе»;
• Всеобуч для родителей «Учимся играя».
За год до поступления детей администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительных групп в начале учебного года и в конце. Они рассказывают о программах, реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, также проводятся индивидуальные беседы, консультации, оформляются информационные блоки по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Гиперактивность» и др.
Очень нравятся родителям уже ставшие традиционными смотры-конкурсы в детском саду, где они совместно с детьми изготавливают поделки из природного материала, из бросового материала придумывают елочные украшения. Организуются совместные спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», музыкальные развлечения «Минута славы», «Лучше мамы не найти», «День защитника Отечества» с активным участием родителей.
С учетом постоянно развивающихся информационных технологий стало необходимым повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-коммуникативных технологий, публичность и открытость системы управления дошкольного учреждения. С этой целью был создан и функционирует сайт детского сада, который оказывает системное информационное воздействие, направленное на общественность, и позволяет быть в курсе реализуемых программ, достижений и проблем в развитии ребенка. Специально для родителей будущих первоклашек в разделе «Образование» размещены договор и план работы со школой, презентация «Преемственность ДОУ и школы».
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать познавательные задачи. Детский сад сотрудничает с музыкальной школой, с физкультурно-оздоровительным комплексом «Рубин», с школой искусств, с библиотекой, имеются договора и планы совместной работы.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Однако тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребенка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, оперировал цифрами. Отдают ребенка во все кружки, которые только возможно, тем самым перегружают его как физически, так и психологически.
А вот речевому развитию, по мнению педагогов ДОУ и учителей начальной школы, родители уделяют недостаточно внимания. Специфические нарушения письма у детей подразделяются на дисграфию и дизографию. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.
Дисграфия (нарушение письма, расстройство письменной речи) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, представляет собой нарушение фонематического принципа правописания (например, д-т «тавно» - давно или ж-ш «снешок – снежок и т. д.)
Основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становиться невозможной. Это достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи. В свою очередь, это помогает детям быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова просто не из чего, поэтому даже хорошо выученные правила они не умеют применять на практике.
В нашем детском саду в помощь воспитателям по речевому развитию детей организована логопедическая служба на базе логопункта.
Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы по результатам диагностики основных разделов Программы воспитания и обучения в детском саду при поступлении в школу имеют хорошие показатели.
По результатам индивидуальных бесед с родителями и по отзывам учителей можно сделать вывод, что выпускники успешно осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.
Наши первоклассники успешно адаптируются в новых школьных условиях.
Список литературы:
1. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», №2 – 2017г.
2. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», №6 – 2015г.
3. Образовательная программа ДОУ.
4. Годовой план работы ДОУ.