Папки-передвижки

Проблема преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению

Крюкова Елена Николаевна
Проблема преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению

Проблема преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению.

Введение и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка.

Публикация «Проблема преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению» размещена в разделах

Задачи

• Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе

• Всесторонне развивать детей для успешного овладения школьной программой

• Создать благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка

• Увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В ФГОС ДО результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются на предметные метапредметные и личностные.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

- замену учебного блока на образовательные области,

- увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей,

- изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей,

- изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создание нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Дошкольное образование

1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др.

3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально-волевое развитие, морально-нравственное (терпеть, поступать не как я хочу)

Начальное образование

Предметные результаты (знания, умения, навыки)

Метапредметные результаты (школьно значимые функции) : мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества.

Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Требования Стандарта к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Наш детский сад реализует образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанную рабочей группой ДОУ на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вкраксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В образовательной программе ДОУ имеется раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

НОД – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Для более полного усвоения материала педагоги на занятиях используют различные формы и методы обучения и воспитания детей, задания на развитие логики, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, задания поискового характера, проблемные ситуации, схемы, занимательные задания и задачи-шутки, развивающие дидактические игры, головоломки, задания-эксперименты, опыты.

Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. На ше учреждение тесно сотрудничает с АСОШ №2. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности, ежегодно разрабатывается план работы, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.

Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

1. Методическая работа педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, поиск путей их выполнения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы).

2. Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий).

3. Взаимодействие с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

1. Работа с педагогами.

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа).

Семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Обмен мнениями», «Преемственность», «Портфолио дошкольника» и др.

Проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе. Планируются консультации, педагогические часы, беседы по вопросам организации диагностики. На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам.

Взаимодействие узких специалистов.

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.

2. Работа с детьми.

Периодически дети совершают экскурсии в школу, где имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы : учебным классом, спортивным залом, библиотекой, столовой, игровой комнатой (для продленного дня) и спальней.

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы.

Участие в совместной образовательной и игровой деятельности: «Собери портфель», лото «Школьные принадлежности», сюжетно-ролевая игра «Школа» и др.

Выставки творческих рисунков и поделок «Волшебница Осень», «Новогодние фантазии», «Мы любим природу».

Выпускники детского сада любят заходить в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание и интерес пойти в школу.

Традицией нашего детского сада стали выступления бывших воспитанников ДОУ, уже учеников общеобразовательной школы, музыкальной школы, перед детьми старшего дошкольного возраста.

Для всестороннего развития детей и по запросу родителей (законных представителей) организуется кружковая работа. В этом учебном году дети подготовительных групп занимались в кружках по обучению грамоте «Читай-ка», театрализованной деятельности и рисованию «Веселая палитра».

3. Взаимодействие с родителями.

Мы стремимся создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом нам помогают такие формы работы:

«круглые столы», творческие гостиные «Как подготовить ребенка к школе»;

• дни открытых дверей;

• анкетирование родителей «Готовность родителя к обучению ребенка в школе»;

Всеобуч для родителей «Учимся играя».

За год до поступления детей администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительных групп в начале учебного года и в конце. Они рассказывают о программах, реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, также проводятся индивидуальные беседы, консультации, оформляются информационные блоки по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Гиперактивность» и др.

Очень нравятся родителям уже ставшие традиционными смотры-конкурсы в детском саду, где они совместно с детьми изготавливают поделки из природного материала, из бросового материала придумывают елочные украшения. Организуются совместные спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», музыкальные развлечения «Минута славы», «Лучше мамы не найти», «День защитника Отечества» с активным участием родителей.

С учетом постоянно развивающихся информационных технологий стало необходимым повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-коммуникативных технологий, публичность и открытость системы управления дошкольного учреждения. С этой целью был создан и функционирует сайт детского сада, который оказывает системное информационное воздействие, направленное на общественность, и позволяет быть в курсе реализуемых программ, достижений и проблем в развитии ребенка. Специально для родителей будущих первоклашек в разделе «Образование» размещены договор и план работы со школой, презентация «Преемственность ДОУ и школы».

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать познавательные задачи. Детский сад сотрудничает с музыкальной школой, с физкультурно-оздоровительным комплексом «Рубин», с школой искусств, с библиотекой, имеются договора и планы совместной работы.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Однако тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребенка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, оперировал цифрами. Отдают ребенка во все кружки, которые только возможно, тем самым перегружают его как физически, так и психологически.

А вот речевому развитию, по мнению педагогов ДОУ и учителей начальной школы, родители уделяют недостаточно внимания. Специфические нарушения письма у детей подразделяются на дисграфию и дизографию. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.

Дисграфия (нарушение письма, расстройство письменной речи) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, представляет собой нарушение фонематического принципа правописания (например, д-т «тавно» - давно или ж-ш «снешок – снежок и т. д.)

Основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становиться невозможной. Это достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи. В свою очередь, это помогает детям быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова просто не из чего, поэтому даже хорошо выученные правила они не умеют применять на практике.

В нашем детском саду в помощь воспитателям по речевому развитию детей организована логопедическая служба на базе логопункта.

Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы по результатам диагностики основных разделов Программы воспитания и обучения в детском саду при поступлении в школу имеют хорошие показатели.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и по отзывам учителей можно сделать вывод, что выпускники успешно осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

Наши первоклассники успешно адаптируются в новых школьных условиях.

Список литературы:

1. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», №2 – 2017г.

2. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», №6 – 2015г.

3. Образовательная программа ДОУ.

4. Годовой план работы ДОУ.

Публикации по теме:

Проблема преемственности дошкольного и начального образования ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального.

Формирование здоровья ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения Гикавчук И. А. воспитатель МДОУ№ 57 г. Майкоп Наши дети. Сколько радости и надежд связано с их появлением на свет. Мы хотим, чтобы они выросли.

Консультация «Из чего складывается готовность ребенка к школьному обучению?» Саморегуляция – основа готовности к школе Первый и один из самых важных элементов – саморегуляция. Примерно к 7 годам у ребенка формируется.

Кинезиология — как эффективный метод подготовки к школьному обучению Опыт работы по подготовке детей к школе методом кинезиологии. Система взаимодействия участников образовательного процесса по сохранению.

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика.

Рекомендации по формированию готовности к школьному обучению для ребенка подготовительной группы Рекомендации по формированию готовности к школьному обучению для ребенка подготовительной группы. Примерный перечень игр и упражнений по.

Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Психологическая готовность ребенка в школе это не значит, что ребенок умеет читать писать и считать, это значит, что ребенок готов всему.

Собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Цели собрания: - повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению; - раскрыть понятие «Психологическая.

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения С самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, врач, соседи т. д. В первые дни своей жизни ребенок включен.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению
Опубликовано: 27 января 2018 в 17:57
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД