Получи документы

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Яна Штрайб
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Основной задачей речевого развития детей дошкольного возраста является развитие у них связной речи. Это связано с тем, что язык имеет большое социальное значение и играет важную роль в развитии личности ребенка. Именно в связной речи выполняются основные коммуникативные функции речи и языка.

Публикация «Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) отмечается, что содержание работы в аспекте речевого развития ребенка дошкольного возраста включает в себя решение следующих задач: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Вопросы изучения развития связной речи представлены в трудах Л. С. Выготского, О. А. Нечаевой, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, механизмы и условия ее развития изучались В. В. Гербовой, В. И. Логиновой и др. Например, А. М. Бородич утверждала: «Под связной речью нужно понимать каждую единицу речи, ее языковые составляющие (словосочетания, знаменательные и служебные слова, которые представляют собой созданное по закону логики и грамматического строя родного языка единое целое».

«Связная речь, – подчеркивал Ф. А. Сохин, – содержит в себе все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоение им звуковой стороны, грамматического строя и словарного запаса. По детским высказываниям, можно получить представления об уровне речевого развития дошкольников».

Следует уточнить, что высказывание – это одновременно и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенный речевой продукт, который длиннее предложения. Связные детские высказывания можно охарактеризовать с разных точек зрения: 1) по деятельности (назначению); 2) в соответствии с предшествующими психическими процессами, на которые опирается ребенок.

Для определения связности устного высказывания детей дошкольного возраста используются следующие критерии:

1) наличие смысловых связей между элементами рассказа;

2) грамматическая связность и логичность предложений;

4) законченность мысли говорящего.

А. М. Леушина уточняет: «Развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития».

В развитии связной речи существует тесная связь интеллектуального и речевого развития ребенка, развития их мышления, восприятия и наблюдательности». Необходимо уточнить, что связная речь ребенка дошкольного возраста является самостоятельным видом речевой и мыслительной деятельности и выполняет важную функцию получения и контроля знаниями. В своем исследовании Т. Б. Филичева приводит следующее положение: «При спонтанном развитии умения и навыки связной речи не достигают того уровня, который необходим для дальнейшего полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально».

На основании анализа психолого-педагогических исследований, мы приходим к выводу, что связная речь ребенка дошкольного возраста – это совокупность тематически связанных речевых фрагментов, тесно связанных друг с другом и представляющих смысловое и структурное целое.

Основными формами внешней связной речи являются диалогическая и монологическая. В психолого-лингвистической литературе диалог и монолог воспринимаются с точки зрения их противопоставления. Они различаются по своим языковым и психологическим и коммуникативным аспектам. Например,

Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, и состоит в основном обмене репликами. Это главная особенность диалога. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания».

В онтогенезе ребенок дошкольного возраста сначала овладевает диалогической, затем монологической речью. Диалогическая речь имеет ряд отличительных особенностей, которые отражаются в использовании языковых средств, которые допускаются в диалоге, но не перенимаются в монологе, построенном по правилам литературного языка.

По сравнению с диалогом монолог представляет собой связную речь индивида. Коммуникативная цель монолога состоит в передаче определенных событий и явлений действительности, существующих относительно давно и не предназначенных для мгновенной реакции. Поэтому в монологическом высказывании содержится более полная формулировка информации.

В психолого-психолингвистической литературе связная монологическая речь (или монолог) представляет собой особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложную структуру, чем диалог, и считается сложным видом устного общения. Это показывает, что приемов правильного построения предложения недостаточно для представления связного сообщения.

И. И. Мельникова подчеркивала, что «монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речи и определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности».

А. А. Леонтьев уточнял, что такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность: «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и. весь «монолог» как целое».

Монолог развивается на основе диалогической речи, содержание монологической речи по большей части заключает в себе мысленную обращенность к реальному или к предполагаемому слушателю или собеседнику, как это имеет место и во внутренней речи. Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, она в большей степени произвольна.

Основные свойства монологической речи в норме детей дошкольного возраста такие как :

– полнота и логическая завершенность высказывания;

– использование литературной лексики;

– непрерывность изложения, его сложность, логическая последовательность изложения, понятность материала для аудитории, ограниченность использования невербальных средств коммуникации;

связность и последовательность в монологе, произносимом говорящим.

М. М. Алексеева и О. С. Ушакова различают четыре типа монологов по их роли (назначению) : описание, повествование, рассуждение и контаминация (смешанный текст). Они рассматривают следующие типы монолога.

1. Описание – это фиксированное свойство объекта. Описание подчеркивает общий тезис, называет объект, а затем включает описание необходимых и второстепенных признаков, характеристик и функций. Описание заканчивается заключительным предложением, которое указывает на оценочный подход к теме. О. А. Нечаева в своих трудах дает следующее определение: «Описание – функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру».

2. Повествование – это связный рассказ о каком-либо событии. В основе лежит история, которая разворачивается во времени. Структура повествования сложна, она требует определенного порядка и не допускает перестановок (начало, развертывание и завершение событий). В повествовании используют разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий. В старшем дошкольном возрасте присутствуют элементы повествования всех типов, но в основном наблюдаются смешанные тексты с преобладанием одного из типов. Е. И. Тихеевой писала: «К пяти-шести годам у детей должны сформироваться элементарные формы монологической речи : рассказ и пересказ».

Пересказ – воспроизведение текста. Это сложная деятельность, в которой активно задействуются детское мышление, память и воображение. Пересказ историй требует ряда навыков, которым, в частности, обучают детей. Другими словами, прослушивание художественной литературы, понимание основного содержания, запоминание порядка изложения, проговаривание авторского текста и последовательный способ передачи текста со смыслом. Пересказ историй положительно влияет на связность речи детей. Дети следуют и имитируют письменные образцы речи. Текст содержит иллюстрированные пояснения, которые вызывают у ребенка интерес, тренируют умение объяснять предметы и явления, совершенствуют все стороны речи и подчеркивают интерес к языку.

К концу дошкольного возраста дети способны самостоятельно составлять сюжетный рассказ, выделять его начало, основную часть и окончание, способны использовать прямую речь. Однако такие рассказы детей не всегда последовательны и разнообразны. Развитие речи в процессе самостоятельных игр и деятельности детей способствует становлению интеллектуальной практической функции речи : дети объясняют выполненные действия, планируют этапы предстоящей деятельности, объясняют и рассуждают, как будут выполнять то или иное действие. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым». Например, старшие дошкольники могут придумать рассказ или сказку, объясняющую, где рассказ, а где сказка. Они изучают разные виды высказываний на основе наглядного материала и без поддержки. Дети учатся отбирать нужные знания и находить необходимую форму их выражения в связном повествовании. Фразы, используемые в детских рассказах, становятся все более многочисленными и сложными. Однако дети не всегда способны передавать свое эмоциональное отношение к описываемым ими предметам и явлениям. Затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Основными недостатками в развитии связной речи являются невозможность составить связный текст, используя все элементы структуры (начало, середину, конец, связать части повествования.

3. Рассуждение – это рациональное представление материала в форме доказательства. В рассуждении выявляют реальные факты, точки зрения и причинно-следственные связи. В его структуре выделяются: тезис (обычно исходное предложение, доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение.

Дети старшего дошкольного возраста владеют способностью к рассказыванию и пересказу. Между собой рассказ и пересказ детей старшего дошкольного возраста отличается тем, что в рассказе ребенок способен отбирать содержание для высказывания и оформлять его самостоятельно, а при пересказе материалом для высказывания служит художественное произведение и умение его точно последовательно пересказать событий в пересказе: начало события, его развитие и конец.

По мнению Н. А. Стародубовой, признаками связной речи старших дошкольников являются способность к построению связных последовательных высказываний: умение описания, повествования, умение строить рассказ и пересказ, умение коллективно обсуждать, договариваться, придумывать.

Таким образом, монологическая связная речь – это логически связанная речь, содержащая в себе определенную тему и проблему. Развитие связной монологической речи происходит постепенно. Каждый этап развития речи ребенка имеет свои, например, чем старше дошкольники становятся, тем активнее дети участвуют в беседах или разговоре, они отстаивают свое мнение, мотивируют и убеждают своих друзей. Дети демонстрирует способность идентифицировать свойства, анализировать предметы и явления. Этот навык проявляется в развитии у ребенка связной монологической речи. Дети умеют ясно и связно описывать то, что видят и чувствуют, объяснять, почему и что происходит, составлять рассказ с помощью картинок, различать сказки и обычные рассказы.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 30 сентября 2022 в 23:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД