Ризида Искандарова
Проблема в решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста знакома воспитателям
▼ Скачать + Заказать документы
. Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает односложными предложениями. На вопрос: Какой предмет (яблоко, кошка, дым? Ребенок в первую очередь называет цвет – красное, белая, черный. Во-вторых, ребенок подбирает прилагательные, отражающие эмоциональное отношение ребенка к предмету (вкусное, пушистая, большой). Хочу поделиться опытом. Как я помогаю детям описывать предмет, явление, событие?
Публикация «Проблема в решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста знакома воспитателям» размещена в разделах
Работу свою строю таким образом.
Во-первых, помогаю ребёнку пользоваться имеющимся запасом слов.
Во- вторых, обогащаю словарный запас.
«Вытянуть» из ребёнка имеющийся запас слов помогают ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ. У ребёнка дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Поэтому нужно наглядно помочь ребёнку понять, как ответить на вопрос, например, «Какой?»
Со второй младшей группы постепенно ввожу на занятиях познавательные карточки. Сначала примитивные характеристики и сама даю им название. Дальше – сложнее и содержательнее, название карточки дети придумывают сами. Пример. На занятии по ФЭМП перед ребенком стоит задача сравнить два столбика (цилиндра). Первый: высокий, толстый. Второй: низкий, узкий. Вопрос воспитателя : Расскажите, какой столбик? Ответ ребё нка: Большой. Воспитатель от имени персонажа показывает карточку (Приложение №1 карточка «по высоте») и ещё раз просит ответить на вопрос: Расскажите, какой столбик? Если дети затрудняются, то воспитатель, показывая на высокую черту, рукой показывает «высоко». И «низко», показывая на низкую черту. При этом не произносит терминов «высоко – низко». Так воспитатель «вытянул» из ребёнка слово, имеющееся в запасе. К тому же такой приём создаёт впечатление, что ребёнок самостоятельно подобрал нужные слова описания предметов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ включают в себя:
-Познавательные карточки для описания неживых предметов;
-Познавательные карточки для описания живых объектов;
- Познавательные карточки для работы с литературными произведениями;
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
СПИСОК ЗНАКОВ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
С ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
-колокол – какой издает звук;
-расческа- как ухаживает за собой;
-горшок – как справляет туалет;
-росток – как растет, что изменяется;
-дом – какое жильё;
-коляска – как переносит детенышей;
-рубашка – как «одевается»;
-кровать – как устроена кровать;
-зонт – как спасается от дождя;
-молоток – какую работу выполняет;
-варежка – как спасается от холода;
-человек – отношение к людям;
-велосипед – как передвигается;
-лошадка – как играет;
-часы – жизнь в разное время года, суток…;
-чашка – как и чем питается;
-эмоции – чему радуется, удивляется …;
-круг с цветными спектрами – цвет;
-круги разного размера – размер;
-весы – вес;
-кот с отражением – на кого на что похож, не похож;
-круг разделен на спектры и спектр – части тела;
-полоса гладкая и полоса со штрихом – структура поверхности;
-цилиндр толстый и тонкий – толщина например хвоста;
-полоса высокая и низкая – высота …; то же длина, ширина.
СПИСОК ЗНАКОВ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ
-книга, компьютер, взрослый, ребенок – знания можно получить из книги, компьютера, спросить у взрослого, догадаться самому;
-книга – сегодня знания будем получать из книги;
-взрослый - сегодня знания будем получать от взрослого, задавать вопросы и слушать;
- ребенок – сегодня ребенок до всего будет доходить, догадываться сам;
-ухо – познание при помощи слуха;
-глаз – познание при помощи зрения;
-нос - познание при помощи обоняния;
-язык - познание при помощи вкуса;
-рука - познание при помощи тактильного обследования.
Суть не в том, что изображено, а в том, чтобы ребенок понимал, что подразумевается под каждым знаком.
Познавательные карточки Для описания неживых предметов
1. По расположению
2. По количеству
3. По длине.
4. По ширине.
5. По толщине
6. По прочности.
7. По цвету.
В набор «Познавательные карточки для описания неживых предметов» входят следующие: по весу, по частям, по назначению, по материалу, по прочности, по поверхности, по площади, по происхождению, по объему,.