Ризида Искандарова
Развитие связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
. Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает односложными предложениями. На вопрос: Какой предмет (яблоко, кошка, дым? Ребенок в первую очередь называет цвет – красное, белая, черный. Во-вторых, ребенок подбирает прилагательные, отражающие эмоциональное отношение ребенка к предмету (вкусное, пушистая, большой). Хочу поделиться опытом. Как я помогаю детям описывать предмет, явление, событие?
Публикация «Развитие связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Работу свою строю таким образом.
Во-первых, помогаю ребёнку пользоваться имеющимся запасом слов.
Во- вторых, обогащаю словарный запас.
«Вытянуть» из ребёнка имеющийся запас слов помогают ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ. У ребёнка дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Поэтому нужно наглядно помочь ребёнку понять, как ответить на вопрос, например, «Какой?»
Со второй младшей группы постепенно ввожу на занятиях познавательные карточки. Сначала примитивные характеристики и сама даю им название. Дальше – сложнее и содержательнее, название карточки дети придумывают сами. Пример. На занятии по ФЭМП перед ребенком стоит задача сравнить два столбика (цилиндра). Первый: высокий, толстый. Второй: низкий, узкий. Вопрос воспитателя: Расскажите, какой столбик? Ответ ребё нка: Большой. Воспитатель от имени персонажа показывает карточку (Приложение №1 карточка «по высоте») и ещё раз просит ответить на вопрос: Расскажите, какой столбик? Если дети затрудняются, то воспитатель, показывая на высокую черту, рукой показывает «высоко». И «низко», показывая на низкую черту. При этом не произносит терминов «высоко – низко». Так воспитатель «вытянул» из ребёнка слово, имеющееся в запасе. К тому же такой приём создаёт впечатление, что ребёнок самостоятельно подобрал нужные слова описания предметов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ включают в себя:
-Познавательные карточки для описания неживых предметов;
-Познавательные карточки для описания живых объектов;
- Познавательные карточки для работы с литературными произведениями;