Федоряк А Г
Проблемные ситуации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Определение.
Проблемные ситуации создают такие условия детской деятельности и общения, где необходимо дать анализ и/или оценку поведения других людей и своего поведения, а также выбрать стратегию собственного поведения с учетом его возможных последствий. Проблемные ситуации применяются в психодиагностике и близки к методу естественного эксперимента.
2. Виды проблемных ситуаций.
• реально-практические,
• имитационно-игровые и условно-вербальные,
• иллюстративно-описательные,
• коллизийные,
• прогностические,
• оценочные
3. Примеры ситуаций
Публикация «Проблемные ситуации в ДОУ» размещена в разделах
1. – Реально-практические ситуации выбора стратегии поведения воспитатель создает в разных видах детской деятельности (трудовая, конструктивная, двигательная, рисование и пр.). Дети находятся перед необходимостью выбора действовать в собственных интересах или интересах других (например, откликнуться на чью-то просьбу о помощи). Воспитатель, используя ключевой проблемный вопрос, позволяющий вычленить ситуацию : «Что будем делать? Как быть?», побуждает детей к поиску решения. Так, дети реально разрешают различные жизненные проблемы, например, в ситуациях типа : «Наши добрые дела» («Напишем письмо больному товарищу», «Поздравим наших мам и бабушек с праздником 8 Марта», «Посыпем дорожки песком, чтобы никто не упал», «Мы самые старшие в детском саду» («Поможем малышам вымыть игрушки», «Подготовим для малышей спектакль» и т. д., «Наша забота нужна всем» («Украсим детский сад к празднику», «Подклеим книги» и т. д.) и др
2. – В условно-вербальных ситуациях взрослый предлагает детям обсудить готовую ситуацию, отражающую в речевой форме жизненные факты – рассказ из личного опыта, литературное произведение, видеосюжет, картину или серию картин. Например, с детьми обсуждают проблемную ситуацию, воспроизводящую «норму щедрости», предложенную Г. А. Урунтаевой. После чтения стихотворения Е. Благининой «Подарок» задают следующие вопросы: «Жалко ли девочке было отдавать лягушку подруге? Почему она ее отдала? Правильно ли она сделала? Как бы ты поступил на ее месте?» (Урунтаева Г. А., 2009, с. 315–316).
3. – Имитационно-игровые ситуации педагог организует в форме различных видов детской игры (режиссерской, сюжетно-ролевой, драматизации, где ребенок проигрывает стратегию поведения с позиции какого-то персонажа. Например, разыгрывает фрагменты из русской народной сказки «Морозко», в которых показана разница в общении падчерицы и родной дочери мачехи с Дедом Морозом.
4. – Иллюстративно-описательные, указывающие на какой-либо факт, требуют его распознания, отнесения к той или иной категории и называния нарушаемой кем-то из участников ситуации нравственной нормы (чем сложнее норма, чем больше участников ситуации и их поступков, действий, тем труднее проходит распознание). Например, можно использовать ситуацию, предложенную О. В. Белановской в исследовании понимания лжи: «Сегодня у Пятачка день рождения. Пятачок пригласил друзей в гости, накрыл праздничный стол. На стол поставил большой именинный торт.
5. – Условно-коллизийные или ситуации морального выбора предполагают выбор правильной линии поведения из нескольких возможных и его мотивирование на основе моральных норм и представлений. К этой группе ситуаций относятся ситуации конфликта как межличностного ( борьбы интересов участников взаимодействия: «Один из детей принес в детский сад новую игрушку. Всем детям захотелось с ней поиграть. Вдруг другой ребенок выхватил машину у ее хозяина и стал с ней играть. Тогда хозяин игрушки… Что сделал? Почему?», так и внутриличностного (конфликт норм и ценностей, желаний и возможностей и т. д.). Например, можно использовать предложенную Н. В. Макарычевой проблемную ситуацию, направленную на изучение осознания детьми честности как нравственной нормы и умения сдерживать свои непосредственные побуждения, т. е. ситуация содержит конфликт между «хочу» и «нельзя». Каждому ребенку группы педагог заранее готовит сюрприз за хорошую работу на занятиях, подарок упаковывается в яркую, красивую коробку, которая легко открывается, но прежде чем его получить, ребенок должен отгадать, что там лежит. Объяснив условие получения подарка, педагог оставляет ребенка на время одного (на 3 минуты). Его поведение фиксируется со стороны скрытого наблюдателя. После возвращения взрослый загадывает загадку, помогает отгадать что там, отдает сюрприз. В завершении ситуации ребенку задаются вопросы: «Скажи, только честно, ты знал, какой сюрприз я тебе приготовила? Ты не открывал упаковку, пока я выходила?»
6. – Прогностические ситуации способствуют наряду с вышеуказанными интеллектуальными операциями выдвижению предположений о дальнейшем развитии событий и действий героев, их объяснению с точки зрения имеющихся социальных ориентаций (например, как поступить мальчику или девочке, нашедшему чужую вещь, которая ему или ей понравилась, но затем узнавшему ее настоящего хозяина. То есть ребенку необходимо найти ответ на вопросы: «Что будет с героями и их отношениями дальше? Как бы ты поступил в следующий раз?»).
7. – Оценочные ситуации предполагают помимо распознания и называния нарушаемой нормы еще и нахождение причинно-следственных связей в описанных поступках и действиях, их сравнение, определение положительного или отрицательного в них, а соответственно, установление их адекватной оценки и ее объяснение; объяснение своей позиции и позиции участников, т. е. выявление мотивов поведения и суждений. В качестве примера можно обратиться к ранее рассмотренной ситуации про день рождения Пятачка, но задавать ребенку дополнительные вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей: «Каковы могут быть последствия лжи Пятачка для здоровья друзей? Что лучше сделать в такой ситуации? Как предупреждать такие ситуации?» (закрывать окна, накрывать еду и т. д.).