Катанова Валентина
Проблемный семинар «Региональный компонент и инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад «Кэскил» с. Хампа
Вилюйский район РС (Я)
Воспитатель Катанова Валентина Николаевна
[h3][/h3]Проблемный семинар
«Региональный компонент и инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
Публикация «Проблемный семинар „Региональный компонент и инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного и творческого взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в решении задач регионального компонента и инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
- вооружить педагогов практическими методами и приемами для реализации задач регионального компонента и инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста;
- выявить у педагогов уровень их музыкальности и творческой способности;
- разнообразить в ДОУ музыкальную деятельность регионального компонента.
Форма семинара: музыкальный конкурс.
Оборудование: 2 стола для команд, стол для жюри и ведущего, столик с музыкальными инструментами, ширма, карточки с графическим обозначением ритмического рисунка.
Ход конкурса: педагоги делятся на 2 команды «рйэчээн» уонна «Кунчээн».
Максимум за баллов за задание – 5 б.
1. Вступительная беседа старшего воспитателя «Региональный компонент и инновационные технологии в музыкальном воспитании в ДОУ»
Старший воспитатель: В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи музыкального развития детей реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Работа музыкального воспитания детского сада строится на основе основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, разработанной с учётом национально-регионального компонента. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрено законом РФ.
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников помогает решать следующие задачи:
• патриотические – приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, воспитание в детях уважение к своей Родине;
• психологические – развитие духовных потребностей и творческих способностей;
• эстетические – стремлению к добру, правде, красоте, где важную роль играют эстетические чувства;
• экологические – национальная музыка воспевает красоту природы родного края, что способствует воспитанию чувства восхищения.
Ознакомление с национальной культурой якутского народа осуществляется через все виды деятельности ребёнка: игровую, изобразительную, учебную, музыкальную.
Инновационные технология включает такие виды музыкальной деятельности как:
• коммуникативные танцы;
• координационно-подвижные игры;
• хор рук;
• ритмодекламация;
• игры со звуками;
• элементарное музицирование.
Для лучшего усвоения музыкального материала, можно использовать произведения якутских композиторов: М. Н. Жиркова, Н. Берестова, Г. Комраков. Г. Григорян, В. Кац и др.
1. Коммуникативный танец – это вид деятельности, направленный на развитие взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками, умение ориентироваться в пространстве, на приобретение уверенности в себе и в своих силах. При проведении коммуникативных танцев используется якутская этническая музыка.
Компоненты коммуникативного танца из несложных движений: шаг, бег, кружение, и для его исполнения не требуется хореографии.
2. Координационно-подвижные игры наиболее доступное воздействие на ребёнка. Координационно-подвижные игры дают детям всплеск эмоций, активность движения и речи. Используя координационно-подвижные игры на занятиях, у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, творческое мышление и воображение. Стимулирует развитие быстроты реакции и движении. Воспитывается чувство детского коллективизма.
3. Хор рук – это интересный методических приём. Дети делятся на две группы, выбирается дирижёр и каждая группа исполняет свою партию. В это время у детей развивается чувство ансамблевой слаженности, внимание, чувства ритма. Хор рук исполняется не только на занятиях, но и для концертного показа на праздниках с использованием дополнительной атрибутики – цветные перчатки, цветочки на резинках, платочки.
4. Ритмодекламация под музыку – это совершенно новый вид деятельности в дошкольном учреждении, что вызвал большой интерес. Ритмодекламация подразумевает «ритм с соединением выразительности» и «речевое интонирование». Дети под музыку более чётко выговаривают тот или иной текст, что помогает им улучшить свою речь. Также с помощью ритмодекламации у детей развивается внимание, слух, голос, быстрота реакции и движении.
5. Игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
6. Элементарное музицирование – форма музыкально-творческой деятельности – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актёра, опыт творчества и фантазирования. Способствует развитию двигательной координации, мышлении, памяти и эмоциональной сферы.
Внедрение в музыкально-образовательную деятельность инновационных технологий в развитии музыкальных способностей дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО открывает большие возможности для развития у детей, педагогов и родителей – уважения и любви к Родному Краю, к традициям и обычаям народа.
Музыкальные занятия с применением инновационных технологий становятся более насыщенной, интересной, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, дружеские взаимоотношения со сверстниками, появляется чувство раскрепощённости, а также активизируется стремление исследовать окружающий мир.
Цель данного семинара убедить вас в необходимости включения в повседневную жизнь детского сада региональный компонент и инновационные технологии. И посредством этого музыкального конкурса вы сами найдете формы проявления музыки в быту, и мы вам только поможем в этом. Начинаем наш конкурс.
2. Основная часть. Конкурсные задание педагогам:
1. Организовать коммуникативный танец для вновь прибывших детей в группу и подобрать репертуар.
2. - Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю», направленная на выявление у педагогов уровня развития тембрового слуха.
- Музыкально-дидактическая игра «Отгадай песенку по ритмическому рисунку».
3. Инсценировать песню «Оленегорскай сээдьэтэ» О. Иванова мел. и «Булчут ырыата» Г. Комраков по жребию с использованием координационно-подвижных игр.
4. Озвучить сказку при помощи музыкальных инструментов «Дьиэ-дьиэчээн» и «Колобок».
5. Подобрать репертуар для ритмодекламации.
Выводы:
Активное использование регионального компонента музыкальном воспитании детей в повседневной жизни зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить.
Успех этой работы во много зависит:
1. От активности воспитателя;
2. От знания детского репертуара, регионального компонента
3. От установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального
руководителя;
4. От развития творческих способностей педагога.
Старший воспитатель: «Что вам нового дало это мероприятие?»
Итог: 1. Необходимо включить использование регионального компонента и инновационных технологий музыки в повседневную жизнь детского сада.
2. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить.