галина клюкина
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
“Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомыслен”.
Н. В. Карамзин
Я закончила музыкальное отделение Тамбовского педагогического училища №1 в 1979г., Мичуринский педагогический институт в 1984г. и с тех пор вот уже более 35 лет работаю музыкальным руководителем в детском саду. За время своей педагогической деятельности у меня сложились вполне определённые взгляды на важность духовно-нравственного воспитания детей, начиная с самого раннего возраста. Я считала и считаю, что без воспитания в детях общечеловеческих ценностей, уважения к старшим, к человеческому труду, без формирования любви к своей Родине, к своей национальной культуре и истории невозможно воспитать достойного гражданина своей страны.
Публикация «Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях» размещена в разделах
Чем больше я задумываюсь о будущем России, о её подрастающем поколении, тем больше меня тревожат появляющиеся в последние годы элементы бездуховности, безверия, немотивированной агрессивности в поведении детей. Воспитание на бессодержательных западных мультфильмах, где преобладают элементы насилия и грубости, не могут не вызвать оторванности от идеалов отечественной культуры, от исторического опыта прошлых поколений, отстоявших честь и независимость страны. По мере своих сил я стараюсь воспитать в детях гордость за свою Родину, за её великое культурное наследие.
В настоящее время материальные ценности во многом доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Однако формирование основ моральных качеств должно начинаться ещё с дошкольного возраста. От того насколько успешно это будет осуществлено, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Наше общество нуждается не только в образованных и хорошо знающих своё дело специалистах, но в первую очередь высоконравственных, духовных людях, обладающих чертами гармонично развитой личности. Хорошее образование ещё не гарантирует духовно-нравственную воспитанность, его уважительное отношение к другим людям.
Правильно привить детям нравственные знания важно не только для самого ребёнка, но и для создания здоровой духовно-нравственной атмосферы в коллективе. Ребёнку и в детском саду, и далее в школе, на работе предстоит жить в коллективе, поэтому давать ему правильные представления о нормах поведения необходимо с самых ранних лет. Ребёнку следует наглядно показать последствия нарушения норм поведения по отношению к окружающим, подчеркнуть негативные последствия такого поведения как для окружающих, так и для самого ребёнка. Я считаю, что даже с дошкольного возраста, ребёнок должен поступать в соответствии с интересами окружающих его людей. Решая эту задачу, я, как педагог, способствую формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент духовно-нравственного развития ребёнка. Из своей педагогической практики я пришла к пониманию того, что усвоить правильные морально-этические основы и духовно-нравственные качества ребёнку гораздо эффективнее на основе русского народного фольклора и детских сказок. Они бесценны своей ненавязчивой поучительностью и непосредственностью, помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Знакомство с ними обогащает и облагораживает детей, они стремятся подражать полюбившимся им героям. Проживая в театрализованных играх жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. В русских народных заложена воспитательная ценность, в них отражены такие черты русского народа, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за наш народ, прививают любовь к своей Родине.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин для этого в нашей жизни предостаточно, как социальных, так и идеологических. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи с прошлым, потере чувства сопричастности к истории нашей страны. Катастрофическое падение общего уровня духовности и нравственности в первую очередь негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье ребёнка. Я всё больше прихожу к осознанию того, что для духовного возрождения России недостаточно только способного, высокообразованного подрастающего поколения. Нравственность, духовность невозможно усвоить посредством образования. Я уверена, что любовь, сострадание, вера, доброжелательность должны воспитываться у ребёнка, как неотъемлемая часть формирования его как достойного гражданина своей страны.