МААМ-картинки

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан» (1 фото)

Лиана Габдрахманова
Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан»

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан»

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан.

Задачи.

Обучающие:

познакомить детей с новыми терминами;

показать детям отличительные особенности башкирского костюма;

Развивающие:

развивать эстетический и художественный вкус;

развивать творческую активность;

Воспитательные:

Публикация «Консультация „Знакомство детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан“» размещена в разделах

воспитывать патриотические чувства;

воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию и традициям национальной культуры Республики Башкортостан.

Оборудование:

- компьютер, музыкальный центр;

- альбом с иллюстрациями башкирской национальной одежды;

- кукла в башкирском национальном костюме;

- женский национальный башкирский костюм :

- аудиозапись башкирской музыки.

Ход.

1. Организационный момент.

На фоне башкирской мелодии педагог читает стихотворение Р. Б. Даутова

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта.

- Так в своих стихах воспевали родной край чудесные башкирские поэты, край, полный красот, созданных самой природой, и красот, созданных руками человека. Башкирский народ издавна славился своими мастерами, чьи изделия являлись памятниками народного творчества.

- Дети, сегодня мы с вами поговорим о национальной одежде башкир. Мы познакомимся с особенностями художественного оформления башкирской народной одежды, с дополнениями к башкирскому народному костюму.

2. Основная часть.

- Дети, обратите внимание на женский национальный костюм.

- Одежда башкирской девушки, женщины очень красива. Девушки носили длинное платье – кулдэк. Кулдэк украшали лентами, монетами, кораллами.

- Посмотрите, какие рукава у платья?

(рукава длинные, с воланами)

- Чем украшен подол?

(цветными нитками, лентами, юбка имеет несколько складок)

- На платье женщины надевали нагрудную повязку, расшитую монетами и бисером.

Поверх платья носили короткий безрукавный камзол или кафтан – кэзэки. На праздник надевали шелковые или бархатные халаты – елэн, бешметы. Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн, шубы (тун, тулупы (толоп). Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.

Праздничную одежду шили из домашней ткани вышитой узорами.

- На ноги надевали кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами – сарык, кожаные калоши. Обувь изготавливали из кожи.

- Посмотрите, как их украшали. Женские башмаки вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками. На сапожках (сарык) вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.

(Педагог показывает иллюстрации из альбома с башкирской национальной одеждой).

- Наряд дополнял головной убор. По головным уборам можно было узнать о возрасте, семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях.

Такыя был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был бурек. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры или бобра, являлся праздничным головным убором.

- Дети, посмотрите, я принесла вам куклу в Башкирском костюме, который сшила сама. Вы можете подержать куклу в руках, внимательно рассмотреть платье, камзол и головной убор - БУРЕК.

- Башкирские женщины также заботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.

- Красивый национальный костюм, не правда ли? Одевшись в красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек - Яулык».

Проводится игра «Платочек - Яулык»

Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке.

В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:

Спрячу, спрячу я платочек,

Под ракитовый кусточек.

Кто платочек найдет,

Тот со мной пойдет.

И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.

- Молодцы, дети, славно поиграли. А теперь рассмотрим одежду мальчиков, мужчин.

(Педагог показывает иллюстрации из альбома с башкирской национальной одеждой)

- Посмотрите, это – рубаха. Какая она?

(просторная, длинная, с широким отложным воротником, длинными рукавами)

- Посмотрите, поверх рубахи и нешироких штанов надевали верхнюю одежду – кафтан или камзол с поясом. Камзол украшали монетами, бисером, вышивкой.

Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы.

Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные традиционные широкие мужские пояса с ювелирной пряжкой – кэмэр. Для изготовления кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали такие пояса поверх еляна, камзола.

- Повседневным головным убором для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй, у пожилых тёмная, у молодых – цветная (зеленая, красная, синяя, вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом.

- Летом носили и меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры лисы, волка, рыси и др. Края шапки окаймляли полоской из более дорогого меха бобра или лисицы. В степных районах республики зимой надевали малахаи – уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаи делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлока с разрезанными полями. Богатые башкиры носили фетровые фески (фэс) с кистью. Среди служителей мусульманского культа в качестве головного убора была распространена чалма. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.

- Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками – ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в них ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Мужчины носили и чулки и портянки.

3. Заключительная часть.

Мальчики и девочки башкиры очень любили играть и, собравшись вместе, придумывали веселые игры с танцами. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Курай».

Проводится башкирская народная игра "Курай"

4. Подведение итогов, рефлексия.

(примерные вопросы)

- О чем мы говорили на занятии?

- Что узнали о национальной одежде башкир?

- Что понравилось вам сегодня на занятии?

- Что было самым интересным?

- Какие были трудности?

- Где сегодня можно увидеть национальную одежду башкир?

- Одели бы вы такую одежду?

- Вы внимательно слушали и активно участвовали в ходе занятия, поэтому правильно ответите на следующие вопросы:

- Как называется мужская повседневная шапочка?

- Как называется женское длинное платье, украшенное лентами, монетами, кораллами?

- Что такое кэмэр?

- Как называется женская облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке?

- Что такое сарык?

- Как называется мужской головной убор с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину?

- Спасибо, дети, за полные оветы. Вам понравилось занятие? (Да). Вы сегодня были очень внимательными и узнали много нового о национальной культуре нашей малой Родины - Республики Башкортостан.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья»Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья» Чувашская народная одежда Тухья. Тухья… Какое загадочное слово! Заложи это слово в кроссворд, придется многим оставить клеточки пустыми.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

«Ярмарка подвижных игр народов Поволжья». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Дети входят в зал с песней: Тетушка Деленка Вот такая рукоделенка Собирала возле речки ягоды, грибы На корыте выезжала из избы Шила платье.

Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.

Конспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Воспитывать у детей любовь и уважение к людям разных национальностей. Расширять знания об их жизни, обычаях. Развивать способность.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группеПроект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе Моя Родина - Дагестан! Далеко-далеко, у подножья небес Стоит Дагестан - вершина чудес Земля, породившая мудрость веков Родина наших великих.

Сценарий фестиваля народов Дона «Дружная семья» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий фестиваля народов Дона «Дружная семья» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий построения образовательного пространства для детей старшего дошкольного возраста с учетом многовекового культурного.

Сценарий выступления экологической агитбригады на тему «Охрана водоемов Республики Башкортостан»Сценарий выступления экологической агитбригады на тему «Охрана водоемов Республики Башкортостан» [Сценарий экологической агитбригады на тему: «Охрана водоемов Республики Башкортостан" Цели: • формировать экологическую культуру детей;.

Фотоотчет «Экскурсия в Национальный музей Республики Башкортостан»Фотоотчет «Экскурсия в Национальный музей Республики Башкортостан» Музей основан 23 апреля 1864 года. С воспитанниками подготовительной группы нашего детского сада мы решили посетить Национальный музей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан»
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 19:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД