елена покоева
Конспект урока математики в 4 классе «Умножение и деление на однозначное число. Задачи с недостаточными данными»
Тема: «Задачи с недостаточными данными». (повторим формулы периметра и площади прямоугольника.)
Цели: закреплять письменные приемы умножения и деления;
развивать логическое мышление; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять
письменное умножение и деление на однозначное число; использовать формулу произведения при решении текстовых задач; решать уравнения изученных видов; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
Публикация «Конспект урока математики в 4 классе „Умножение и деление на однозначное число, Задачи с недостаточными данными“» размещена в разделах
- Математика, 4 класс
- Математика. Деление чисел. Конспекты уроков
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Умножение. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Круговые примеры
54 : 3 18 · 4 72 : 6 12 · 3 36 : 2 18 · 6 108:2 54
2. Работа над задачей
Давайте вспомним, что мы знаем о задачах.
Вспомните, из каких частей состоит задача. Назовите ее составляющие : Условие Вопрос Решение Ответ
– Послушайте условие задачи.
Ребята на уроке технологии сделали 8 скворечников, а кормушек в 3 раза больше. (не является задачей. Нет требования. Решить невозможно)
На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши? 10-7 =3 (задача)
Миша решил на 3 задачи больше, чем Маша. Сколько задач решил Миша? (Задача с недостающими данными) Маша решила 10 задач (10*3=30)
Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
Сделайте вывод: как найти неизвестный множитель?
– Как узнать общую массу?
– Как найти площадь прямоугольника?
– Как найти неизвестную сторону?
– Что общего у всех задач? (Они решаются по формуле произведения.)
– Сформулируйте задачи урока. (Продолжать учиться выполнять умножение и деление на однозначное число, поупражняться в решении задач, повторить формулы периметра и площади прямоугольника.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (ч. 2, с. 4).
– Прочитайте задачу.
– Рассмотрите схематический чертеж на полях учебника. Расскажите по нему, что известно в задаче.
– Что сказано о размере банок? (Банки были одинаковые.)
– Сколько всего литров сока заготовила мама? (18 л.)
– Как узнать, сколько литров сока в одной банке? ( 18 : (5 +
+ 4) = 2 (л).)
– Можем ли мы теперь узнать, сколько литров каждого вида
сока заготовила мама? Как это сделать? (Вместимость одной
банки умножить на количество банок.)
– Решите задачу.
(Один ученик работает на откидной доске.)
– Разгадайте ребус на полях. (389 · 4 = 1556.)
№ 2 (с. 4).
– Прочитайте задачу.
– Что общего у этой и предыдущей задач?
– Запишем условие к данной задаче.
1 кафе – 4 ящ.
2 кафе 6 ящ.
– Всего -200 кг
- Сколько кг в каждом ящике?
– Решите задачу самостоятельно.
Решение
1) 6 + 4 = 10 (ящ.) – яблок всего привезли;
2) 200 : 10 = 20 (кг) – яблок в одном ящике;
3) 20 · 4 = 80 (кг) – яблок привезли в одну столовую;
4) 20 · 6 = 120 (кг) – яблок привезли в другую столовую.
Ответ: в одну столовую привезли 80 кг яблок, а в другую –
120 кг яблок.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 4 (с. 4).
– Прочитайте задачу 1.
– Назовите формулу площади квадрата. (S = a · a.)
– Какие стороны имеет такой квадрат? (6 см и 6 см.)
– Назовите формулу площади прямоугольника. (S = a · b.)
– Какие множители может иметь произведение 36? (9 и 4,
12 и 3, 18 и 2, 36 и 1.)
– Назовите формулу периметра прямоугольника.
– Запишите к задаче все возможные выражения. Найдите
их значения. (9 + 4) · 2 = 26 (см, (12 + 3) · 2 = 30 (см,
(18 + 2) · 2 = 40 (см, (36 + 1) · 2 = 74 (см).)
– Прочитайте задачу 2.
– Какой треугольник называют равносторонним?
– На сколько должно делиться число, чтобы получились три
одинаковые стороны?
– Какое из получившихся чисел делится на 3?
– Запишите выражение, найдите его значение. ( 30 : 3 = 10 (см).)
№ 5 (с. 4).
(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у доски. Самопроверка.)
VII. Рефлексия
(с. 4 под чертой / Р= а * 4 / Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка.)
– Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
– Все ли вам было понятно?
– Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 2, № 3 (с. 131 пособие).