Светлана Батанова
Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание духовно – нравственной личности ребёнка, основанного на истоках русской народной культуры через проектную деятельность»
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители (законные представители).
Пояснительная записка:
Публикация «Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Дошкольное детство - начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Культура русского народа обладает высоким воспитательным потенциалом духовно- нравственного воздействия на личность ребенка, знакомит его с историко- культурным опытом народа, его духовными традициями.
Цель:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной поисково-исследовательской деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре.
Задачи:
1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
2. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.
3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
6. Сформировать чувство национального достоинства.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Ожидаемые результаты:
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Сформировано чувство национального достоинства.
3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
4. Широко используются все виды фольклора.
5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре :
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.
4. Знакомство с народным искусством русского народа.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный
Мероприятия
1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы.
Ожидаемые результаты:
Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме.
2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;
3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Ожидаемые результаты:
Создана предметно - развивающая среда
4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры
Сроки: март
5. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры
6. Изготовление папок:
- «Народные праздники»,
- «Русские народные игры»,
- «Персонажи русских сказок»
- «Русская народная одежда»
- «Народная игрушка».
7. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре
Сроки: март-май
Ожидаемые результаты:
Определены направления работы.
II этап - практический
1. Мероприятия
Работа с педагогами:
«Создание мини-музеев и использование их в воспитательно-образовательном процессе детского сада».
Подготовка методических рекомендации для педагогов об организации мини- музея в группе.
Сроки: апрель
Ожидаемые результаты:
Творческая направленность педагогов
2. Методика - обучающие занятия:
- «В гости к бабушке на оладушки» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
- «У матрешки - День рождения»
(занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры) Сроки Март-апрель
- «Встреча весны и пасхи» конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
Сроки: апрель
- «Праздник русской березки»
Конспект образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Худ. Творчество», «Коммуникация», «Познание», по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
Ожидаемые результаты:
Самостоятельное применение полученных знаний
Работа с детьми
1. Проведение комплексно-тематических занятий: - «Пчелка - золотое брюшко»
Сроки: май
- «При солнышке - тепло, при матушке - добро»;
- «День рождение у Матрешки»
Сроки: апрель
- «Посуда вчера и сегодня»;
- «Как работали и отдыхали на Руси»,
- «Какую одежду носили на Руси»
2. Театральная неделя: «В гостях у сказки» :
Показ спектакля по мотивам русской народной сказки – «Петушек и бобовое зернышко»
Сроки: май
Ожидаемые результаты:
Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме. Осмысленно детьми народное изобразительно-прикладное искусство. Дети знают народные праздники, традиции.
3. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:
«Гжель», «Хохлома», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись»
4. Реализация проекта :«Праздник Пасха»
- «Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций
Практическая работа. Анализ детских работ. ( Выставка: украшение пасхального яйца и изготовление пасхальной открытки. Совместное творчество родителей с детьми).
Сроки: апрель
5. Ежегодное проведение русских народных праздников :
- «Осенины»,
- «Пришла коляда - отворяй ворота»,
- «Масленица»,
- «Пасха»,
- «Праздник Русской березки».
Сроки: ежегодно
Ожидаемые результаты: Расширились знание детей о христианском празднике «Пасха», сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду
Работа с родителями
1. Провести консультацию для родителей по вопросам:
- «История народной игрушки»,
- «Народные промыслы»,
- «Классификация традиционных (народных) игр»,
- «Что такое народная игра»
Сроки: март-май
Ожидаемые результаты:
Педагогическое сопровождение родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
2. Разработать детско-родительские проекты, оформить семейные альбомы с фотографиями родителей и других членов семьи, с записями об их судьбах, интересных случаях из жизни, профессиях родителей.
3. Составить генеалогические древа
4. Организовать наблюдение, за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» и в самостоятельной игровой деятельности.
Сроки: ежегодно
Ожидаемые результаты:
-Разработаны детско-родительские проекты
-Составлены генеалогические древа семей
-Дети обучены сюжетно-ролевой игре «Семья»
-Сформирован интерес и уважение к семейным праздникам и традициям.
III этап - обобщающий
Взаимосвязь со специалистами: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Сроки: ежегодно
Ожидаемые результаты:
Выявляется уровень компетентности у родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры» -Обобщение опыта работы по теме. Сроки май
Результативность
1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
3. Сформировались чувства национального достоинства.
4. Пополнились знания о декоративно - прикладном искусстве России.
5. Расширились знания о традициях русского народа.
6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод:
Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.