МААМ-картинки

Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности

Светлана Батанова
Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности

Воспитание духовно – нравственной личности ребёнка, основанного на истоках русской народной культуры через проектную деятельность»

Участники проекта :

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители (законные представители).

Пояснительная записка:

Публикация «Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности» размещена в разделах

Дошкольное детство - начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Культура русского народа обладает высоким воспитательным потенциалом духовно- нравственного воздействия на личность ребенка, знакомит его с историко- культурным опытом народа, его духовными традициями.

Цель:

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной поисково-исследовательской деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре.

Задачи:

1. Пробудить интерес к истории и культуре России.

2. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.

3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.

5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

6. Сформировать чувство национального достоинства.

7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Ожидаемые результаты:

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

2. Сформировано чувство национального достоинства.

3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

4. Широко используются все виды фольклора.

5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре :

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.

4. Знакомство с народным искусством русского народа.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Этапы реализации проекта :

I этап - подготовительный

Мероприятия

1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы.

Ожидаемые результаты:

Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме.

2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;

3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Ожидаемые результаты:

Создана предметно - развивающая среда

4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры

Сроки: март

5. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры

6. Изготовление папок:

- «Народные праздники»,

- «Русские народные игры»,

- «Персонажи русских сказок»

- «Русская народная одежда»

- «Народная игрушка».

7. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре

Сроки: март-май

Ожидаемые результаты:

Определены направления работы.

II этап - практический

1. Мероприятия

Работа с педагогами:

«Создание мини-музеев и использование их в воспитательно-образовательном процессе детского сада».

Подготовка методических рекомендации для педагогов об организации мини- музея в группе.

Сроки: апрель

Ожидаемые результаты:

Творческая направленность педагогов

2. Методика - обучающие занятия:

- «В гости к бабушке на оладушки» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

- «У матрешки - День рождения»

(занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры) Сроки Март-апрель

- «Встреча весны и пасхи» конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Сроки: апрель

- «Праздник русской березки»

Конспект образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Худ. Творчество», «Коммуникация», «Познание», по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Ожидаемые результаты:

Самостоятельное применение полученных знаний

Работа с детьми

1. Проведение комплексно-тематических занятий: - «Пчелка - золотое брюшко»

Сроки: май

- «При солнышке - тепло, при матушке - добро»;

- «День рождение у Матрешки»

Сроки: апрель

- «Посуда вчера и сегодня»;

- «Как работали и отдыхали на Руси»,

- «Какую одежду носили на Руси»

2. Театральная неделя: «В гостях у сказки» :

Показ спектакля по мотивам русской народной сказки – «Петушек и бобовое зернышко»

Сроки: май

Ожидаемые результаты:

Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме. Осмысленно детьми народное изобразительно-прикладное искусство. Дети знают народные праздники, традиции.

3. Ознакомление детей с народноприкладным искусством:

«Гжель», «Хохлома», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись»

4. Реализация проекта :«Праздник Пасха»

- «Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Практическая работа. Анализ детских работ. ( Выставка: украшение пасхального яйца и изготовление пасхальной открытки. Совместное творчество родителей с детьми).

Сроки: апрель

5. Ежегодное проведение русских народных праздников :

- «Осенины»,

- «Пришла коляда - отворяй ворота»,

- «Масленица»,

- «Пасха»,

- «Праздник Русской березки».

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты: Расширились знание детей о христианском празднике «Пасха», сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду

Работа с родителями

1. Провести консультацию для родителей по вопросам:

- «История народной игрушки»,

- «Народные промыслы»,

- «Классификация традиционных (народных) игр»,

- «Что такое народная игра»

Сроки: март-май

Ожидаемые результаты:

Педагогическое сопровождение родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

2. Разработать детско-родительские проекты, оформить семейные альбомы с фотографиями родителей и других членов семьи, с записями об их судьбах, интересных случаях из жизни, профессиях родителей.

3. Составить генеалогические древа

4. Организовать наблюдение, за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» и в самостоятельной игровой деятельности.

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты:

-Разработаны детско-родительские проекты

-Составлены генеалогические древа семей

-Дети обучены сюжетно-ролевой игре «Семья»

-Сформирован интерес и уважение к семейным праздникам и традициям.

III этап - обобщающий

Взаимосвязь со специалистами: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты:

Выявляется уровень компетентности у родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры» -Обобщение опыта работы по теме. Сроки май

Результативность

1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3. Сформировались чувства национального достоинства.

4. Пополнились знания о декоративно - прикладном искусстве России.

5. Расширились знания о традициях русского народа.

6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Вывод:

Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спортаДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки» СЛАЙД-1, 2. «… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь.

Формирование первичных представлений старших дошкольников об истоках русской народной культуры в кружковой деятельности Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней.

Консультация для родителей «Использование народных игр в воспитании детей с целью развития духовно-нравственной культуры» Игра и игрушка – обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребёнка наблюдается потребность в игре, которая объясняется.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание средствами проектной деятельности» Патриотическое воспитание через проектную деятельность. Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 "Солнышко" Для личностного развития каждого.

Методические рекомендации по формированию духовно-нравственного воспитания детей средствами проектной деятельности - Для чего надо воспитывать детей? - Для счастья. Чтобы дети, став взрослыми, были счастливыми людьми. В настоящее время Россия переживает.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре» Информационно-практико-ориентированный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».

Воспитание исторической памяти средствами проектной деятельностиВоспитание исторической памяти средствами проектной деятельности Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности
Опубликовано: 10 марта 2017 в 08:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД