Лучший педагог года

Воспитание исторической памяти средствами проектной деятельности (5 фото)

Светлана Бидова
Воспитание исторической памяти средствами проектной деятельности

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого –

с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране,

к её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству

/Ю. Тюрин/

«Национализм - страшное бедствие современности. Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семь, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Национализм, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает ее. Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Националистами мы никогда и ни при каких случаях быть не должны, мы должны быть патриотами.», так сказал Д. Лихачёв. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится : «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Публикация «Воспитание исторической памяти средствами проектной деятельности» размещена в разделах

От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определё н социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. По результатам проведенного в нашем ДОУ мониторинга по теме «Патриотическое воспитание ребёнка» выявлено, что большинство родителей заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, Родины. Родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребёнка.

Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для россиян. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В Программе воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине. В муниципальном бюджетном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида «Малышка» педагоги уже много лет успешно реализуют в своей деятельности задачи нравственно-патриотического воспитания через введение в воспитательно-образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями. Мы, педагоги, работающие и приобретающие опыт в этом важном направлении - нравственно - патриотическом воспитании личности ребёнка, осознаем, что зачатки нравственных качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать нравственные, духовные, патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Последовательность данной работы в нашем образовательном учреждении представлена в схеме: Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна – Права и Обязанности. Под руководством взрослых (педагогов и родителей) у детей постепенно формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений. Одним из инновационных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Проект «Достойны памяти героев», основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. 9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки. Цель данного проекта- воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников- гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам. В процессе проектной деятельности с детьми и родителями, ветеранами Великой отечественной войны, ветеранами боевых действий были использованы разнообразные формы работы через различные виды деятельности : непосредственная образовательная деятельность по теме «Мы живы, пока наша память жива», Просмотр презентации «Живи в веках моя Россия»; беседы «Земляки, шагнувшие в бессмертие Ессентучане – герои Советского Союза»; работа с родителями- оформление стенда «Слава тебе победитель солдат»; выставка детской литературы о Великой Отечественной войне; музыкальная гостиная: грамзаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «Синий платочек»; посещение на дому ветеранов войны детьми старшей и подготовительной группы (знакомство, оказание посильной помощи); встреча с молодыми воинами «Наша Армия сильна»; познавательно-развивающая акция «Дети, музей, искусство» (Ессентуки в годы Великой Отечественной Войны; Битва за Кавказ); праздничный вечер посвящённый Дню Защитнику Отечества; Выставка совместного творчества педагогов – детей – родителей «Достойны памяти – героев»; конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет солнце»; конкурс на лучший конспект НОД «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны»; акция «Цветы памяти»(посадка на территории детского сада цветущих растений); наглядно- информационная работа с родителями «Пусть поколения знают»; экскурсия в краеведческий музей по образовательной теме «Ессентуки в годы Великой Отечественной Войны»; конкурс чтецов «Хотят ли русские войны»; музыкально – литературная композиция «Уж постоим мы головою за Родину свою». Утренник «Никто –не забыт, ничто не забыто» с участием наших дорогих ветеранов произвёл неизгладимое впечатление на всех детей и взрослых. Заключительным аккордом данного проекта явилось участие ветеранов, детей, родителей, педагогов в Общероссийской акция «Дерево - память». В ознаменование 71годовщины победы в Великой Отечественной войне на территории МБДОУ№29 «Малышка» создан музей под открытым небом в честь ветерана ВОВ Лосевой Лидии Александровне, в честь ветерана ВОВ Шалашовой Евдокии Ивановне, в честь ветерана ВОВ Джуваляковой Софии Христофоровне, в честь ветеранам боевых действий Победаш Владимиру Павловичу и Малюкову Ивану Алексеевичу. Всем приглашённым ветеранам вручены сертификаты участника Общероссийской акция «Дерево - память» и фото напамять.

В рамках реализации творческого проекта нашего дошкольного учреждения «Достойны памяти героев», у дошкольников повысился уровень воспитания нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии; уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину. Данный проект способствовал : расширению знаний о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны; развитию познавательных способностей детей в процессе практической деятельности; развитию речи через выразительное чтение стихов о ВОВ, о победе, составление рассказов о ветеранах; обогащению активного словаря (новыми словами, поощрением пересказов детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии, участием с родителями в акции «Бессмертный полк», «Дерево- память»).

Проект позволил обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок и организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание эмоционального отклика на результат своей деятельности. Творческий проект был успешно осуществлен в период с февраля по май 2016 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время Мы считаем патриотическое воспитание в детском саду –это воспитание исторической памяти. История – проявление души народа, она наш золотой запас. Собирать материал о том далеком времени, о жизни своих близких, приобщить ребенка к истории своей семьи- это задача взрослых. Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить.

На фото: Создание музея «Дерево – память «под открытым небом

ветеран ВОВ Лосева Лидия Александровна, ветерана ВОВ Шалашова Евдокия Ивановна, ветерана ВОВ Джувалякова София Христофоровна, в ч ветераны боевых действий Победаш Владимир Павлович и Малюков Иван Алексеевич.

Воспитание исторической памяти средствами проектной деятельности
Любовь к родному краю родной культуре родной речи начинается с малого с любви к своей семье к своему жилищу к своему детскому саду Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к родной стране к её истории прошлому и настоящему ко всему человечеству Ю Тюрин Национализм страшное бедствие современности Несмотря на все уроки века мы не научились по настоящему различать патриотизм и национализм
Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Формирование у детей бережного и осознанного отношения к природе посредством проектной деятельности. Проект «Зимующие птицы» Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.

Мастер-класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ» Уважаемые коллеги,сегодня я хочу поделиться с вами своим выступлением на районном МО мастер - класс «Ознакомление детей младшего дошкольного.

План самообразования «Экологическое воспитание дошкольников через опытную деятельность» План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через опытную деятельность». Воспитатель: Коноплева Н. М. Подготовительная.

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через вовлечение родителей в проектную деятельность ДОО Эффективность инновационного педагогического опыта заключается в решении проблем нравственно-патриотического воспитания. В своей практике.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность. Современная система дошкольного.

Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность «Скажи мне - и я забуду, Покажи мне- и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!» Китайская пословица Процесс реорганизации всей системы образования.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельностьЭкологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и актуальных является проблема сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание исторической памяти средствами проектной деятельности
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 14:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД