Получи документы

Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность

Елена Галюк
Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность

Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность.

Современная система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, где определено место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования.

Публикация «Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность» размещена в разделах

Особое внимание в контексте ФГОС обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей.

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Системно -деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей.

В системно -деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности воспитанника (обучающегося), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Принцип данного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Целью системно -деятельностного подхода является формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания, умения, навыки не цель, а средства развития). Способы решения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ребенка, не игнорированию его чувств и эмоций; тактика строится на идеях сотрудничества; позиция воспитателя исходит из интересов воспитанника и перспектив его развития.

Особую роль в дошкольном образовании отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. Именно в игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, профессиональной деятельности и т. д.

В дошкольной организации большое внимание уделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе.

Все, что окружает ребенка – помогает ему развиваться. Для этого в групповых комнатах организуются зоны экспериментальной деятельности, где все доступно детям.

Особой популярностью в нашей дошкольной организации пользуется метод проектов.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы). Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности.

Поэтому функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении образовательного процесса : подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности воспитанников через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты такого взаимодействия допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе образовательной деятельности.

Рассказать о реализации системно -деятельностного подхода в проектной деятельности хочу на примере проектов, которые проводила сама в течение нескольких лет. Так в подготовительной группе проведен проект «Мое тело». Проект стал долгосрочным. Вид проекта : творческо-информационный. Участниками стали: дети, воспитатели, родители, педагоги по ИЗО, физ. культуре. После проведения проекта дети получили первичные представления о некоторых внутренних органах и их основных функциях, их местонахождении, значении. Мы выучили много пословиц, поговорок, стихов о здоровье. Ребята узнали, как нужно беречь свое здоровье, какие мероприятия этому способствуют. Особенно это важно для будущих первоклассников. Изменилось и отношение родителей к этой проблеме.

Долгосрочным стал проект в подготовительной группе»Скоро в школу мы пойдем». Вид проекта : познавательно - творческий. Цель проекта : повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе, разнообразие форм работы с воспитанниками. Воспитание положительного отношения к школе у старших дошкольников. Участниками проекта стали : дети подготовительной группы, воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ. Продуктом стал праздник, проведенный в конце учебного года «До свидания, Детский сад».

Далее я продолжила работу по проектам. В средней группе проведен проект «Ознакомление дошкольников с творчеством детских писателей». Проект был краткосрочным. Целью проекта было приобщение детей к чтению художественной литературы, которая открывает, объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Продуктом стала работа детей - коллаж «Чудо дерево». В процессе реализации проекта ребята познакомились с творчеством К. И. Чуковского, С. Михалкова, родители заинтересовались семейным чтением литературных произведений.

В этом году был проведен один из интереснейших проектов» Жизнь без дыма сигарет» для детей старшей группы. Участниками проекта были дети, родители, воспитатели, педагоги ДОУ. Целью проекта было : способствовать отрицательному отношению к курению у детей, родителей. Прививать привычку к здоровому образу жизни. В специально организованных беседах с дошкольниками, на занятиях рассказывала детям о последствиях курения для здоровья человека. Так, в беседе «Курение – вред или польза?» дети делали предположения о вреде табачного дыма. Дошкольники рассматривали плакат с внутренними органами человека, которые в первую очередь страдают от табачного дыма. Мы раскрашивали легкие здорового человека; отметили какие бывают зубы у курильщиков (рисование).

Дети провели интервью о пользе или вреде курения среди сотрудников детского сада. В процессе художественной деятельности дети совместно с родителями, изготовили плакаты, рисунки, пропагандирующие вред курения. Активное участие в проекте приняли родители. Вместе с детьми они писали стихи, изготавливали плакаты, рисовали рисунки о вреде курения

Продуктом стала выставка творческих работ воспитанников и родителей группы на тему «Жизнь - без дыма сигарет». В неё вошли рисунки детей, пропагандирующие отказ от курения; плакаты, изготовленные родителями совместно с детьми, которые показывают негативные последствия курения и пропагандируют здоровый образ жизни. Так проект «Жизнь - без дыма сигарет» привлёк внимание родителей не только нашей группы к проблеме профилактики курения. Побудил родителей, задуматься о своём здоровье и более внимательно относиться к здоровью своих детей.

Таким образом, применение системно -деятельностного подхода помогает детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, помогает формировать предпосылки учебной деятельности. Проектная деятельность как средство реализации данного направления обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную деятельность, формирует познавательные умения, учит делать выводы, находить причинно – следственные связи.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группеКонспект занятия по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе Тема:Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения». Цель:Создать условия для формирования способов действия добычи знаний.

Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников Якубенко А. И. Инструктор по физической культуре высшей категории ГККП №4 «Березка» город Уральск Западно – Казахстанская область Забота.

Доклад для педсовета. «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитателя и.

Конспект интегрированного занятия с использованием системно-деятельностного подхода «Музыка для малыша» С принятием ФГОС в дошкольном образовании приоритетным стал системно-деятельностный подход. Он помогает детям самим открывать новые знания,.

План самообразования «Реализация ФГОС в образовательном процессе» Месяц Цель Содержание работы Формы предоставления результатов самообразования Сентябрь-Октябрь 1.4. п. 2 Построение образовательной деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребенка в дошкольном образовательном учреждении В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс. Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением.

Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность «Скажи мне - и я забуду, Покажи мне- и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!» Китайская пословица Процесс реорганизации всей системы образования.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельностьЭкологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и актуальных является проблема сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность
Опубликовано: 21 июля 2016 в 08:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД