Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Екатерина Пономарёва
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и актуальных является проблема сохранения окружающей среды. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

И начинать экологическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей экологической культуры является актуальным на современном этапе развития в воспитании дошкольников. Сама жизнь требует от нас новых подходов к образовательному процессу, внедрения в нашу практику современных инновационных технологий. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных и наиболее эффективных технологий образовательного процесса.

Исходя из актуальности проблемы на базе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 52» городского округа город Салават был создан долгосрочный познавательно-творческий проект «Люби и береги природу». Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

На подготовительном этапе проекта был проведен анализ научной литературы с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении.

Также было проведено экспериментальное исследование ситуации. Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована и создается под программу, по которой работает дошкольное учреждение. Проанализировав данные мониторинга, проведенного по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, было выявлено, что особо остро стоит проблема в знании и соблюдении детьми правил поведения в природе.

Также было проведено анкетирование родителей по теме: «Экологическое воспитание дошкольников».

Все родители поддержали, необходимость работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников. Следовательно, необходимы формы взаимодействия, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

Опираясь на результаты проведенного исследования, мной был сделан вывод о необходимости включения детей и родителей в проектную деятельность и разработан перспективный план реализации проекта, который рассчитан на два учебных года для детей старшей и подготовительной к школе группы. В плане нашли отражение наиболее близкие ребенку дошкольного возраста темы.

В план мероприятий проекта интегрировано включены различные виды деятельности, что обеспечивает целостность образовательного процесса.

У великого философа Эйнштейна есть утверждение: «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила». Именно поэтому большое значение уделяется исследовательской деятельности. В непосредственно –образовательную и в совместную деятельность были включены эксперименты и опыты.

В рамках проекта дети много занимались художественным творчеством. Рисовали «Знаки природы», времена года, участвовали в создании листовок, газет.

В самостоятельной деятельности рассматривали научно-познавательную и художественную литературу, играли в настольные дидактические игры, рассматривали иллюстрации с изображением живой и неживой природы родного края.

Как уже было сказано выше, что большая роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста отводится семье. В данном проекте запланированы различные акции:

«Наш зеленый детский сад», где дети и родители активно участвовали в озеленении детского сада: приносили семена, сами сажали и наблюдали за работой взрослых на цветниках и огороде дошкольного учреждения;

-«Покормите птиц», где родители совместно с детьми изготавливали кормушки для птиц и развешивали их на участке детского сада;

- конкурс на изготовление стенгазет на тему «Наш город- чистый город», где родители приняли активное участие.

- акция «Вторая жизнь упаковки», где родители и дети изготавливали поделки из бросового материала;

- акция по сбору макулатуры «Сдай бумагу- спаси дерево!»

Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края и города.

В рамках празднования дня рождения города Салават в дошкольном учреждении прошло развлечение «Наш город – чистый город!», где были затронуты аспекты защиты природы родного города.

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность, формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь. Своей работой мы стараемся подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту!

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников Давайте, дошколята, Природу охранять О ней ни на минуту не надо забывать! (из опыта работы) Всемирная Организация Здравохранен6ия провозгласила:.

Экологическое воспитание дошкольников Дидактическая задача:  закрепить у детей знание о том, какие ягоды собирают в саду, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет)Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Мастер-класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ» Уважаемые коллеги,сегодня я хочу поделиться с вами своим выступлением на районном МО мастер - класс «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Опыт работы с родителями через проектную деятельность «Если дети умываются» Отчет о проекте «Если дети умываются» (работа с родителями) воспитателя Семикиной Л. М. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой.

Экологическое воспитание дошкольников Из опыта работы воспитателя Сердюк Натальи Алексеевны Экологическое воспитание дошкольников. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 19:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Планирования тематического дня для старших дошкольников «22 августа — День...
Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников. Задачи: обучающие: - расширять знания детей об истории праздника «День Флага России», о...
Дидактическая игра «Плакать не надо» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Плакать не надо». Трудовое воспитание. Дидактическая задача. Вызвать у детей желание помогать другим. Игровая задача. Помочь...
Авторская дидактическая математическая игра «Цирк»
Авторская дидактическая математическая игра «ЦИРК» Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я рада представить вам игру "Цирк" Цель к математической...
Физкультурные занятия во второй младшей группе на январь
Занятие 1 Задачи . Повторить ходьбу с выполнением задания; упражнять в сохранении равновесия на ограниченной площади опоры; прыжки на двух ногах,...
Экскурсия в районный краеведческий музей!
Здравствуйте коллеги! 15 августа 2018 года воспитанники средней, старшей групп посетили районный краеведческий музей, чтобы познакомиться с историей родного...