Папки-передвижки

Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность

Светлана Ровенец
Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность

«Скажи мне - и я забуду, Покажи мне- и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь!»

Китайская пословица

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Публикация «Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах

Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста основным выступает Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования, обозначаются критерии его качества, а так же «главная цель педагогической деятельности – развитие каждого ребенка». Предполагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Одним из новых, эффективных и наиболее перспективных методов развития дошкольника является метод проектной деятельности.

«Проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». М. М. Поташник считает, что проект – это документально оформленный образ будущего. Согласно определению Д. Иванова, проект представляет собой «способ мысленного желаемого результата и действий по его достижению». В словаре иностранных языков дается следующее толкование термину «проектировать» - составлять проект, делать предложения, намечать план. Иными словами проект – это план определенной деятельности, который можно обсудить, отрецензировать, исправить, довести до совершенства на бумаге, чтобы не было ошибок в практической работе. Как отмечают специалисты, работающие по программе «Сообщество», проект в ДОУ – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная и значимая для них; детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. В период работы над проектом у ребенка происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности, которые создают почву для развития познавательных интересов дошкольников. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды – важное звено в системе воспитания любознательной, активной личности, которая стремится получать новые знания самостоятельно, а не по принуждению.

В нашем МБДОУ Детском саду № 1 «Лучик» педагогами разрабатываются и реализуются проекты кратковременного и долгосрочного характера, разного типа и тематики. Хочу остановиться на описании среднесрочного общесадовского проекта - «Эти волшебные сказки!», проведенного в период с февраля по апрель 2016 года и посвященного году Литературы.

Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства и воспитание любви у дошкольников к художественному слову, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Реализация проекта предусматривала несколько этапов и проходила по плану, разработанному совместно педагогами возрастных групп и родителями воспитанников. В ходе предварительной работы в каждой возрастной группе были проведены: анкетирование, беседы, консультации, интерактивная игра для родителей по вопросам актуальности приобщения детей к литературному творчеству и музыкальному искусству. Также было уделено особое внимание важности активного сотрудничества родителей в запланированных мероприятиях.

На подготовительном этапе реализации проекта в каждой возрастной группе были проведены: анкетирование детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей; педагогами и родителями осуществлен подбор детской художественной литературы по заявленной тематике, мультимедиа материалов для ознакомления дошкольников с тематической литературой и музыкальным искусством, сюжетных картинок и иллюстраций к тематическим занятиям.

На первом этапе работы проведены семинар-практикум для родителей «Любимые сказки, рассказанные мамой», консультация для педагогов «Праздник сказки», мастер – класс для педагогов «Сказки гуляют по свету», просмотр презентаций для повышения уровня компетентности педагогов, с целью понимания актуальности работы по развитию устойчивого

интереса у дошкольников к сказке, как к произведению искусства и воспитание любви к классической музыке в современном обществе, так как педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям. Самое главное, материал должен быть интересным и понятным для дошкольников.

Второй этап выполнения проекта предполагал работу в каждой возрастной группе по разработанному плану:

Проведение с детьми бесед:

в младшей группе – о детской поэтессе Агнии Барто, заучивание ее стихов;

в средней группе – о сказках и произведениях Донских писателей;

в старшей группе – об овощах, их значении, чтение сказок, в которых главные герои - овощи;

в подготовительной группе – о музыке, о творчестве П. И. Чайковского;

• Чтение тематической художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц и поговорок по теме и др.);

• Игры – драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические по темам проектов групп;

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, оформление фотовыставки и выставок детских работ по темам групп;

• Экскурсия в библиотеку, в гости к хору «Лейся песня» клуба ш. «Октябрьская»;

• Просмотр мультимедиа материалов, слушание песен Донских казаков, музыки П. И. Чайковского;

Консультирование родителей: оформление папок-передвижек, текстовых сообщений и т. д.

• Оформление вместе с родителями книжек-малышек, видеозапись инсценировок с самостоятельно изготовленными игрушками по стихам А. Барто в младшей группе «Непоседы»;

казачьего уголка и макета Донского подворья, участие в конкурсе знатоков в средней группе «Солнышко», подбор сказок Донского края;

приобретение грунта и посадочного материала, сочинение и иллюстрирование сказок об овощах в старшей группе «Затейники»;

разработка сценария и подготовка костюмов к итоговому мероприятию в подготовительной группе «Мультяшки»;

• Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по сказкам и отрывков спектаклей с музыкальным оформлением П. И. Чайковского в совместной деятельности детей и родителей.

Второй этап работы предусматривал реализацию каждой группой своего проекта :

«В гостях у Агнии Барто» - младшая группа «Непоседы»;

«Земля Донская – мать родная» - средняя группа «Солнышко»;

«Овощи в лукошке» - старшая группа «Затейники»;

«Ожившие картинки» (по творчеству П. И. Чайковского) – подготовительная группа «Мультяшки».

Педагог и родители младшей группы «Непоседы» на родительском собрании решили разработать и реализовать проект по ознакомлению детей с творчеством Агнии Барто. Дети совместно с педагогом и их родителями приступили к реализации проекта согласно составленному плану, итогом которого стало развлечение «Стихи Агнии Барто любят все у нас давно», с проецированием предоставленных родителями видеозаписей, на которых дети читают стихи Агнии Барто и изготовленные книжки-малышки в виде изображения героев произведений поэтессы.

Тема проекта средней группы «Солнышко» побудила воспитателей и родителей к сбору информации для ознакомления дошкольников с литературным творчеством Донского края. Были подобраны книги и сказки донских казаков, а также песенный репертуар и предметы их быта. Предложенный план реализации проекта

«Земля Донская – мать родная» был разработан совместно с родителями, в итоге реализации проекта в фойе детского сада был оформлен Центр Казачьего быта, в группе – макет казачьего подворья.

Итоговым мероприятием стал музыкально- интеллектуальный конкурс знатоков по типу игры «Что? Где? Когда?» по теме проекта с участием родителей.

В старшей группе «Затейники» проект «Огород на подоконнике» направлен на формирование у детей экологических представлений через художественную литературу и народное творчество и был реализован в соответствии с предложенным планом. В ходе проекта дети старшей группы вырастили на подоконнике петрушку, лук, салат, фасоль. Опытно-экспериментальная деятельность помогла понять алгоритм ухода за растениями. В результате проекта детьми и родителями оформлены и иллюстрированы сказки об овощах, придуманные самостоятельно, организована фотовыставка «Огород на окне». Итоговым мероприятием стал – музыкальный спектакль-инсценировка сказки «Путешествие зеленого Огурчика».

Самые старшие дошкольники, дети подготовительной группы «Мультяшки» познакомились с творчеством величайшего русского композитора-романтика, дирижера и музыкального педагога – Петра Ильича Чайковского (175 лет со дня рождения). Их музыкально-творческий проект «Ожившие картинки» помог дошкольникам познакомиться и понять произведениям П. И. Чайковского, оформить фотоотчет о проведении итогового мероприятия «Детский альбом П. И. Чайковского в подготовительной группе» и уголок по его творчеству. Итоговым мероприятием

стала «Музыкальная гостиная – Ожившие картинки», сценарий и костюмы для ее проведения подготовили родители совместно с воспитателем.

На заключительном этапе реализации всех четырех проектов было проведено анкетирование родителей и опрос воспитатнников на предмет выявления совместного интереса детей и родителей к художественной (творчеству) литературе и классической музыке, которые показали значительное повышения уровня заинтересованности родителей и воспитанников по данному вопросу.

Хочется добавить, что все четыре реализованных групповых проекта были объединены в один «Эти волшебные сказки» единым сказочным сюжетом и представлены на городском конкурсе детских творческих проектов, где занял почётное 2-е призовое место.

Таким образом, можно утверждать, что использование в ДОУ метода проектов делает образовательный процесс дошкольного учреждения инновационным, открытым для активного участия дошкольников и их родителей. Кроме того метод проектов можно рассматривать и как «механизм инновационного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения», при котором родители, являясь непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от успехов своего ребенка.

Литература

1. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты- Волгоград : Учитель, 2013.-207с.

2. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников -Волгоград : Учитель, 2014-223с.

3. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - апрель 2014г.

4. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - ноябрь 11.2014г.

5. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - май 05.2015г.

6. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - август 08.2015г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М. :Центр педагогического образования, 2014.-32с.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 06.05.2014.-СПб. : Питер,2014.-240с. :ил.

Публикации по теме:

«Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельность» Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги.

Формирование у детей бережного и осознанного отношения к природе посредством проектной деятельности. Проект «Зимующие птицы» Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Как организовать проектную и исследовательскую деятельность в природе Педагогическая тонкость при создании проекта заключается в том, что ребенок должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание,.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет)Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Мастер-класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ» Уважаемые коллеги,сегодня я хочу поделиться с вами своим выступлением на районном МО мастер - класс «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Развитие речи младших дошкольников через театрализованную деятельность Сопроводительный текст к презентации. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости! Слайд №1 Мой педагогический стаж не так велик.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельностьЭкологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и актуальных является проблема сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность
Опубликовано: 15 июня 2016 в 17:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ровенец (УИ 176738) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД