Светлана Ровенец
Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность
«Скажи мне - и я забуду, Покажи мне- и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь!»
Китайская пословица
Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Публикация «Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста основным выступает Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования, обозначаются критерии его качества, а так же «главная цель педагогической деятельности – развитие каждого ребенка». Предполагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Одним из новых, эффективных и наиболее перспективных методов развития дошкольника является метод проектной деятельности.
«Проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». М. М. Поташник считает, что проект – это документально оформленный образ будущего. Согласно определению Д. Иванова, проект представляет собой «способ мысленного желаемого результата и действий по его достижению». В словаре иностранных языков дается следующее толкование термину «проектировать» - составлять проект, делать предложения, намечать план. Иными словами проект – это план определенной деятельности, который можно обсудить, отрецензировать, исправить, довести до совершенства на бумаге, чтобы не было ошибок в практической работе. Как отмечают специалисты, работающие по программе «Сообщество», проект в ДОУ – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная и значимая для них; детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. В период работы над проектом у ребенка происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности, которые создают почву для развития познавательных интересов дошкольников. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды – важное звено в системе воспитания любознательной, активной личности, которая стремится получать новые знания самостоятельно, а не по принуждению.
В нашем МБДОУ Детском саду № 1 «Лучик» педагогами разрабатываются и реализуются проекты кратковременного и долгосрочного характера, разного типа и тематики. Хочу остановиться на описании среднесрочного общесадовского проекта - «Эти волшебные сказки!», проведенного в период с февраля по апрель 2016 года и посвященного году Литературы.
Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства и воспитание любви у дошкольников к художественному слову, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Реализация проекта предусматривала несколько этапов и проходила по плану, разработанному совместно педагогами возрастных групп и родителями воспитанников. В ходе предварительной работы в каждой возрастной группе были проведены: анкетирование, беседы, консультации, интерактивная игра для родителей по вопросам актуальности приобщения детей к литературному творчеству и музыкальному искусству. Также было уделено особое внимание важности активного сотрудничества родителей в запланированных мероприятиях.
На подготовительном этапе реализации проекта в каждой возрастной группе были проведены: анкетирование детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей; педагогами и родителями осуществлен подбор детской художественной литературы по заявленной тематике, мультимедиа материалов для ознакомления дошкольников с тематической литературой и музыкальным искусством, сюжетных картинок и иллюстраций к тематическим занятиям.
На первом этапе работы проведены семинар-практикум для родителей «Любимые сказки, рассказанные мамой», консультация для педагогов «Праздник сказки», мастер – класс для педагогов «Сказки гуляют по свету», просмотр презентаций для повышения уровня компетентности педагогов, с целью понимания актуальности работы по развитию устойчивого
интереса у дошкольников к сказке, как к произведению искусства и воспитание любви к классической музыке в современном обществе, так как педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям. Самое главное, материал должен быть интересным и понятным для дошкольников.
Второй этап выполнения проекта предполагал работу в каждой возрастной группе по разработанному плану:
• Проведение с детьми бесед:
в младшей группе – о детской поэтессе Агнии Барто, заучивание ее стихов;
в средней группе – о сказках и произведениях Донских писателей;
в старшей группе – об овощах, их значении, чтение сказок, в которых главные герои - овощи;
в подготовительной группе – о музыке, о творчестве П. И. Чайковского;
• Чтение тематической художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц и поговорок по теме и др.);
• Игры – драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические по темам проектов групп;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам, оформление фотовыставки и выставок детских работ по темам групп;
• Экскурсия в библиотеку, в гости к хору «Лейся песня» клуба ш. «Октябрьская»;
• Просмотр мультимедиа материалов, слушание песен Донских казаков, музыки П. И. Чайковского;
• Консультирование родителей: оформление папок-передвижек, текстовых сообщений и т. д.
• Оформление вместе с родителями книжек-малышек, видеозапись инсценировок с самостоятельно изготовленными игрушками по стихам А. Барто в младшей группе «Непоседы»;
казачьего уголка и макета Донского подворья, участие в конкурсе знатоков в средней группе «Солнышко», подбор сказок Донского края;
приобретение грунта и посадочного материала, сочинение и иллюстрирование сказок об овощах в старшей группе «Затейники»;
разработка сценария и подготовка костюмов к итоговому мероприятию в подготовительной группе «Мультяшки»;
• Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по сказкам и отрывков спектаклей с музыкальным оформлением П. И. Чайковского в совместной деятельности детей и родителей.
Второй этап работы предусматривал реализацию каждой группой своего проекта :
«В гостях у Агнии Барто» - младшая группа «Непоседы»;
«Земля Донская – мать родная» - средняя группа «Солнышко»;
«Овощи в лукошке» - старшая группа «Затейники»;
«Ожившие картинки» (по творчеству П. И. Чайковского) – подготовительная группа «Мультяшки».
Педагог и родители младшей группы «Непоседы» на родительском собрании решили разработать и реализовать проект по ознакомлению детей с творчеством Агнии Барто. Дети совместно с педагогом и их родителями приступили к реализации проекта согласно составленному плану, итогом которого стало развлечение «Стихи Агнии Барто любят все у нас давно», с проецированием предоставленных родителями видеозаписей, на которых дети читают стихи Агнии Барто и изготовленные книжки-малышки в виде изображения героев произведений поэтессы.
Тема проекта средней группы «Солнышко» побудила воспитателей и родителей к сбору информации для ознакомления дошкольников с литературным творчеством Донского края. Были подобраны книги и сказки донских казаков, а также песенный репертуар и предметы их быта. Предложенный план реализации проекта
«Земля Донская – мать родная» был разработан совместно с родителями, в итоге реализации проекта в фойе детского сада был оформлен Центр Казачьего быта, в группе – макет казачьего подворья.
Итоговым мероприятием стал музыкально- интеллектуальный конкурс знатоков по типу игры «Что? Где? Когда?» по теме проекта с участием родителей.
В старшей группе «Затейники» проект «Огород на подоконнике» направлен на формирование у детей экологических представлений через художественную литературу и народное творчество и был реализован в соответствии с предложенным планом. В ходе проекта дети старшей группы вырастили на подоконнике петрушку, лук, салат, фасоль. Опытно-экспериментальная деятельность помогла понять алгоритм ухода за растениями. В результате проекта детьми и родителями оформлены и иллюстрированы сказки об овощах, придуманные самостоятельно, организована фотовыставка «Огород на окне». Итоговым мероприятием стал – музыкальный спектакль-инсценировка сказки «Путешествие зеленого Огурчика».
Самые старшие дошкольники, дети подготовительной группы «Мультяшки» познакомились с творчеством величайшего русского композитора-романтика, дирижера и музыкального педагога – Петра Ильича Чайковского (175 лет со дня рождения). Их музыкально-творческий проект «Ожившие картинки» помог дошкольникам познакомиться и понять произведениям П. И. Чайковского, оформить фотоотчет о проведении итогового мероприятия «Детский альбом П. И. Чайковского в подготовительной группе» и уголок по его творчеству. Итоговым мероприятием
стала «Музыкальная гостиная – Ожившие картинки», сценарий и костюмы для ее проведения подготовили родители совместно с воспитателем.
На заключительном этапе реализации всех четырех проектов было проведено анкетирование родителей и опрос воспитатнников на предмет выявления совместного интереса детей и родителей к художественной (творчеству) литературе и классической музыке, которые показали значительное повышения уровня заинтересованности родителей и воспитанников по данному вопросу.
Хочется добавить, что все четыре реализованных групповых проекта были объединены в один «Эти волшебные сказки» единым сказочным сюжетом и представлены на городском конкурсе детских творческих проектов, где занял почётное 2-е призовое место.
Таким образом, можно утверждать, что использование в ДОУ метода проектов делает образовательный процесс дошкольного учреждения инновационным, открытым для активного участия дошкольников и их родителей. Кроме того метод проектов можно рассматривать и как «механизм инновационного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения», при котором родители, являясь непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от успехов своего ребенка.
Литература
1. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты- Волгоград : Учитель, 2013.-207с.
2. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников -Волгоград : Учитель, 2014-223с.
3. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - апрель 2014г.
4. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - ноябрь 11.2014г.
5. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - май 05.2015г.
6. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - август 08.2015г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М. :Центр педагогического образования, 2014.-32с.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 06.05.2014.-СПб. : Питер,2014.-240с. :ил.