МААМ-картинки

Проект «Арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Елена Александровна Клишина
Проект «Арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

[/b]

Место реализации: Дошкольные образовательные учреждения

Актуальность проекта:

Публикация «Проект „Арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности“» размещена в разделах

В современной системе образования наиболее актуальной является проблема раскрытия творческого потенциала ребенка, даже возрастная граница исследований креативности у детей становится ниже и проникает в дошкольное детство. Происходит это в связи с процессом гуманизации обучения в целом и активном использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка-дошкольника в частности.

Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, креативности, первоначальных технических навыков.

О необходимости сочетания науки и искусства писали многие мыслители и ученые. Есть физиологическое объяснение единства научно-технического и Arts-направления в образовании. Так называемая «левая» сторона мозга помогает заучивать факты и выводить логические заключения. «Правая» сторона мозга отвечает инстинктивно интуитивное мышление. STEAM образование задействует оба полушария мозга ребенка. Почти все изобретатели и ученые были также музыкантами, художниками, писателями или поэтами: Галилей — поэтом и литературным критиком, Эйнштейн играл на скрипке, Морзе — художником-портретистом и др.

Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния

Арт-технологии – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.

Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира ребенка, развития его личности.

Задачи арт-технологии:

· актуализация и развитие творческих способностей, креативности;

· повышение самооценки и самосознания;

· развитие эмоционально-нравственного потенциала;

· формирование умения выражать эмоции;

· формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;

· развитие коммуникативных навыков.

Арт- технологии наиболее эффективно выполняют свою функцию саморазвития креативности всех участников образовательного процесса на основе соответствующих арт-педагогических принципов,к которым относятся:

1. Принцип безоценочности взрослого к потребностям ребенка и их выражению.

2. Принцип рефлексии взрослыми переживаний ребенка как основы развития своей и его эмоциональной отзывчивости и понимания потребностей окружающих.

3. Принцип воспитания с опорой на родовые ценности семьи.

Основываясь на данных принципах педагоги и родители создают безопасную эстетическую среду, в которой развивается креативность детей, при непосредственном арт-педагогическом сопровождении, усвоении технологии ценностно-смыслового самоуправления, что и составляет содержание арт-педагогических технологий развития креативности детей.

В основе арт-педагогических технологий лежат личностно-ориентированный (учет возрастных и психологических возможностей и потребностей субъектов образовательного процесса, аксиологический (технология ценностно-смыслового самоуправления, антропологический (учет целостности в развитии личности и гармоничном соотношении ее частей, контекстный (предполагает проявление способности взрослых участников образовательного процесса к компетентной интерпретации проявляемых потребностей ребенком, полихудожественный (предполагает использование всех существующих способов художественно-творческой деятельности в развитии креативности детей дошкольного возраста) подходы, а так же концепция драмогерменевтики (использование театральных технологий позволяет определить специфику сложившейся ситуации, содержание деятельности, последовательность целей, и полученный результат)

Эффективность арт-педагогических технологий обеспечивает решение следующих задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: о сохранении и поддержке индивидуальности ребенка, развития его индивидуальных способностей и творческого потенциала, формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; а так же обеспечивают возможность формирования образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников].

Таким образом, арт-педагогические технологии обладают всеми качествами педагогических технологий, органично вписываются в их структуру и позволяют эффективно развивать креативность детей дошкольного возраста в определенном алгоритме на основе арт-педагогических принципов.

Проблема проекта:

Традиционное восприятие или воспроизведение образцов художественного творчества ребенком, на уровне становления предпрофессиональных навыков рисования, музицирования, сочинительства не всегда приводит к развитию у него креативности, а может оставаться на уровне воспроизведения шаблонных форм реагирования на тот или иной образец искусства, сформированных и переданных ребенку взрослыми. Педагогам и родителям помимо создания развивающей эстетической среды, необходимо так же организовать взаимодействие ребенка с образцами художественного творчества, чтобы активизировать его личный творческий потенциал.

Цель проекта: развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала на основе изучения и освоения арт-технологий; сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Задачи:

- 1) Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.

- 2) Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.

- 3) Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей; содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, использованием в творческой деятельности бросового и природного материала.

- 4) Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные техники рисования, использование бросового и природного материала.

-5)Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

- 6) Развивать познавательные и творческие способности детей развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети подготовительных групп групп, взрослые.

Сроки реализации: 1 год.

Вид проекта: творческий

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Изучение методической литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», посещение сайтов по теме проекта.

Анализ многообразия художественных техник рисования, изобразительного искусства, создания игрушек, аппликаций, подбор нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста;

Оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.

1 этап.

Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:

-экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

-умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

-умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

-самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

-Развитие художественного вкуса.

-Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

-Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

-Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения,в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники.

Продукты проекта:

для детей: коллективные и индивидуальные творческие работы нетрадиционной техникой рисования,

для педагогов: картотека нетрадиционных техник рисвоания по изобразительной деятельности, технологические карты по разным техникам, конспекты мероприятий;

для родителей: консультации, выставки детского творчества.

Прогнозируемый результат проектной деятельности:

для педагогов:

-повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

-удовлетворенность работой;

-систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

Для детей:

-развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

-совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и устойчивых технических в изобразительной деятельности;

-умение самостоятельно искать нужное решение;

-способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

-способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

-навыки коммуникативного общения;

- формирование кретивности;

для родителей:

-осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

-бережное отношение к продуктам детского творчества;

-партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

2 этап.

Ведение кружка «Разноцветные фантазии» с использованием разных арт-технологий: рисование пальчиками и ладошками, кляксография, монотипия, рисование на песке, эбру, флюид-арт, точечное рисование, зентангл и дудлинг, спирография.

Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.

Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

Реализация проекта.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С этой целью в детском саду создана изостудия для организации занятий по изобразительной деятельности. В студии собраны высокохудожественные образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, кофе пластилин, ватные палочки, кисточки разных размеров, кусочки поролона, детские ножницы, ткани, природный материал, шерстяные или полушерстяных нитки, растительный материал, спирографы, гелевые ручки.

Заключительный этап

выставка работ с использованием нетрадиционной техники рисования

Проведения мастер - класса для родителей и коллег.

Выставка работ.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования

Календарно тематический план кружковой деятельности с использованием арт-технологий в подготовительной к школе группе

1 Сентябрь "Осенние зарисовки" Набрызг Трафареты, осенние листья, гуашь, зубная щетка

2 Сентябрь "Осенний букет" Печать листьями Листья, гуашь, кисть.

3 Сентябрь "Осенний пейзаж" Монотипия Акварель. кисти

4 Сентябрь "Осенний лес " Кофейная живопись Кофе. кисти

5 Октябрь "Пушистые животные" Печать жесткой кистью Гуашь, кисть из щетины

6 Октябрь "Осенние портреты животных" Печать листьями Листья, гуашь

7 Октябрь "Ежик" Кляксография Гуашь, соломинки, кисти

8 Октябрь "Кофейные животные" Кофейная живопись Кофе, кисти

9 Ноябрь "Осенний пейзаж" Пастель Пастель

10 Ноябрь "Осеннее дерево" Кляксография Соломинки, тушь, кисти. гуашь

11 Ноябрь "Осенний лист" Зендудл Гелевые ручки, трафареты

12 Ноябрь "Осенняя мозаика" Мозаичная живопись Карандаши цветные

13 Декабрь "Зима" Набрызг Трафареты, зубная щетка,гуашь

14 Декабрь "Зимний пейзаж" Пастель

15 Декабрь "Новогодняя игрушка" Зендудл Трафареты, гелевые ручки

16 Январь "Зимний рассвет" Диатипия Стекло, гуашь

17 Январь "Зимнее окно" Восковые мелки+акварель

18 Январь "Кружевное дерево" Печать кружевом Кусочки кружевной ткани, гуашь

19 Февраль "Зимняя сказка" Точечная живопись Ватные палочки, гушь

20 Февраль "Снежинка" Спирография Спирограф, гелевые ручки

21 Февраль "Зимние узоры" Эбру Краски для эбру

22 Февраль "Зимние мотивы" Флюид-арт Акрил

23 Март "Подснежники" Пастель Трафареты. Пастель, наждачная бумага

24 Март "Весенний пейзаж" Рисование акрилом Акриловые краски

25 Март "Волшебный цветок" Эбру Краски для эбру

26 Март "Вербочка" Рисование по мокрой бумаге Акварель. кисти

27 Апрель "Вербочка" Кляксография. Пальчиковая живопись Тушь, гуашь. соломинки

28 Апрель "Волшебные букеты" Спирография Гелевые ручки

29-30 Апрель "Весенний пейзаж" Рисование песком Карандаш, цветной песок, клей

31 Май "Одуванчики" Набрызг Гуашь, трафареты, зубные щетки

32 Май "Волшебные одуванчики" Точечное рисование Ватные палочки, гуашь

33 Май Кружевные бабочки Зендудл Трафареты, гелевые ручки

34 Май Сирень Печать листьями, ватными палочками Листья. Ватные палочки, гуашь

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Зимние совы»Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Зимние совы» Цель: Продолжать работу с детьми по созданию зимней композиции, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка красавица»Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка красавица» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический проект «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Одним из основных принципов дошкольного образования является: построение.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 14:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Клишина (УИ 416698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД