Папки-передвижки

Проект «Арттерапия как технология формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы»

Юлия Облавацкая
Проект «Арттерапия как технология формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы»

АНКЕТА

участника конкурса среди образовательных организаций на лучшие практики

по здоровому образу жизни

МОУ СОШ № 2 с. Екатеринославка.

Количество сотрудников образовательной организации – 36 педагогических работников, 445 обучающихся.

Номинация Конкурса: «Лучшая социально-оздоровительная программа».

Срок реализации программы: с сентября 2021 года.

Цель программы: сохранение психологического здоровья младших школьников, посредствам эффективных и доступных технологий.

Публикация «Проект „Арттерапия как технология формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы“» размещена в разделах

Автор программы: Облавацкая Юлия Александровна, педагог-библиотекарь МОУ СОШ № 2 с. Екатеринославка.

Директор МОУ СОШ № 2 с. Екатеринославка ___ Е. Е. Белогубец

АРТтерапия, как технология формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, которая определяет его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к самоутверждению, к познанию окружающего мира и счастью человека. Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом.

Существует 3 вида здоровья : физическое, психическое (психологическое) и нравственное (социальное).

«… психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, развитием внимания и памяти» - Бусленко П. Е., Малышев Р. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. ;

URL : https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20877 (дата обращения : 24.10.2022).

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни : о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих, в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т. е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Мне, к сожалению, доводится лично столкнуться с данной проблемой.

Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых, по данным ВОЗ на 2021 год, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на школьника и стрессовая тактика воспитательных воздействий.

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье- это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам..

Ведущая медико-социальная проблема века - психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т. д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных (соматических) и душевных (психических) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т. д.

Известно, что существует множество техник и методов работы с гневом и прочими негативными эмоциями как со взрослыми, так и с детьми.

Наш проект направлен на обучающихся начальной школы, потому что именно этот возраст является сензитивным в формировании психологических установок и более эффективно поддается коррекции, чем, например, подростковый. И так же, мы знаем, что «чем ближе к природе, тем эффективней работает метод» - Л. С. Выготский. Поэтому мы реализуем программу АРТтерапии, а именно некоторые техники творческой деятельности.

Применение здоровьесберегающих технологий арттерапии особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. Данные технологии способствуют творческому самовыражению, развитию сенсорных способностей, воображения, эстетического опыта, снижают утомляемость, развивают потенциал личности, формируют положительную самооценку ребёнка и его позитивное отношение к окружающему миру, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками, повышают групповую сплочённость.

Некоторые технологии, направленные на развитие моторики, особенно тонких дифференцированных движений рук, способствуют повышению уровня умственного развития детей.

Итак, следует подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арттерапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Но сейчас арттерапия приобрела педагогическое направление.

Арттерапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Арттерапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

Посредством арттерапевтического воздействия мы :

- снижаем эмоциональную тревожность,

- повышаем самооценку,

- развиваем коммуникативные навыки,

- способствуем развитию креативности,

- улучшаем детско-родительские отношения,

- способствуем закреплению положительных поведенческих реакций.

Не маловажно, что методика арттерапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить различные внутренние конфликты. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.

В работе мы используем такие методы арттерапии как :

Музыкотерапия Библиотерапия Оригами

Песочная терапия Игротеапия Сказкотерапия

Изотерапия Цветотерапия. Легоконструирование

Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость, особенно если он сочетается с песочной терапией или изотерапией. Элементы музыкотерапии всегда присутствуют на занятиях.

Песочная терапия – одним из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Легоконструирование введено в сентябре 2022 года – и сразу ворвалось в работу своим эффективным воздействием: при работе в коллективе дети учатся решать конфликты, идти на компромисс, формируют умения совместного творчества и учатся быть полезными в творческих коллективных играх. Привлекает внимание не только младших школьников, но и старшеклассников.

Области применения.

- Развитие моторики.

- Снять стресс, успокоиться, расслабиться.

- Избавиться от страхов, тревог, беспокойств.

- Выразить внутренние конфликты и переживания.

- Повысить самооценку и веру в свои силы (взаимодействовать с песком -достаточно просто и практически всегда получается что-то интересное).

- Открыть в себе новые грани и таланты, избавиться на время от множества мыслей и взглянуть вглубь себя.

Для применения данного метода школа имеет все необходимые инструменты. При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен, и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая ребенка в творческий процесс.

Рисование песком как художественно-терапевтический метод полезно в работе с детьми практически всех возрастов: от самых маленьких до старшеклассников. Рисование песком позволяет решать многие развивающие, психодиагностические и психотерапевтические задачи. Для детей младшего школьного возраста и детей с ОВЗ рисование песком выступает как способ развития моторики, а развитие моторики напрямую связано с развитием головного мозга, когнитивных функций. Эффективность этого метода не оставляет сомнений.

Изотерапия (рисуночная терапия) - Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии является терапия с помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. Процесс и результат анализируется по характеру изображенных на листе форм и линий, времени, потраченному на рисунок, преобладающим цветам.

Приё мы изотерапии различны:

Рисование в «воздухе»

Выдувание соломинкой

Графическая музыка

Пальцевая живопись

Моё настроение

Рисунок по кругу или метод Мандала

«То, что является творческим,

зачастую терапевтично, то, что терапевтично,

часто представляет творческий процесс».

Карл Роджерс

Процесс изобразительного творчества естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Занятия изобразительной деятельностью оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.

Цель арттерапии для младших школьников - помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у них запредельные эмоции (которые зачастую они не могут озвучить, дать выход творческой энергии. Такие технологии можно определить как здоровьесберегающие, направленные на сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптацию к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. Даже использование отдельных техник оказывает на участников своё терапевтическое воздействие.

Методами арт-терапии (терапии искусством) можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций.

Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. В некоторых случаях арттерапия используется в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Арттерапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.

В ходе реализации программы учитываются основные правила при проведении занятий:

1) неприемлемы команды, указания, требования, принуждение;

2) ребенок вправе выбрать подходящие для него виды и содержание работы, изобразительные материалы и собственный темп;

3) ученик может отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т. п. (способы включения детей в работу во многом зависят от педагогического такта и мастерства учителя);

4) запрещены оценивающие суждения, отметки, критика, наказания.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Сроки реализации программы: с сентября 2021 года по настоящий момент.

Над проектом работает Облавацкая Юлия Александровна, педагог-библиотекарь (по специальности специальный психолог, клинический логопед).

Формы работы :

- организация пространства для реализации проекта,

- организация выставок: по теме «Здоровый образ жизни», выставка творческих работ детей, посещающих МБУ ДО «ЦВР» с. Екатеринославка,

- индивидуальная работа с обучающимися, и интервью с обучающимися «что дает тебе творческая работа»,

- учебные занятия в рамках реализации коррекционного курса «Развитие психомоторики с развитие сенсорных навыков»,

- групповая работа с обучающимися начальной школы,

- организация творческой деятельности обучающихся на переменах,

- участие в конкурсах различного уровня,

- индивидуальные консультации родителей посредствам диагностических проективных методик (по запросу родителей,

- выступление с мастер-классами по теме арттерапии на мероприятиях районного уровня,

- взаимодействие с ФГБОУ ВО «БГПУ» г. Благовещенск – проведение мастер-классов для студентов 4го курса группы Н и группы НЗ, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогического уровня, выступление с докладом на тему «Песочная терапия в работе с детьми младшего школьного возраста» в рамках региональной научно-практической конфернции «Традиции и новаторство в начальной школе»,

- публикации на страницах научно-методических сообществ «mega- talant.com», «урок. рф (личная страница https://урок. рф/user/270596/)»,

- для повышения уровня квалификации и дессиминации педагогичесого опыта – участие в областных мероприятиях (участник VII регионального научно-методического фестиваля «Единый методический день» ФГБОУ ВО «БГПУ» 2022 год, участие во Всероссийской дискуссионной площадке

2учитель-дефектолог в современной школе» где обсуждались проблемы формирования психологического здоровья школьников доступными средствами и приемами,

- как руководитель районного психолого-педагогического семинара - выступления по темам сохранении психологического здоровья школьников и педагогов.

Практика арттерапии в работе с детьми разных возрастов реализуется с 2018 года. Подтверждение тому – сертификаты и дипломы участника конкурсов и мероприятий разного уровня (в приложении, а так же публикация во Всероссийском научно-методическом журнале «Коррекционная работа» (в приложении). Публикация в СМИ «Фонд 21 века». Так же программа осуществляется в рамках диагностики и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (пройден курс повышения квалификации по данной теме в 2020 году на базе ГАУ ДПО «АмИРО», удостоверение ПК №0559449 от 16 октября 2020 года).

Качественный показатель реализации программы представлен в приложении в форме сертификатов, дипломов, справок и документов, подтверждающих данную деятельность. А так же творческий отчет представлен в форме видео-презентации (на внешнем носителе, фотоотчета и творческого отчета (приложение).

Количественные показатели представлены Оценкой эффективности реализованной программы (приложение).

Оценка эффективности реализованной программы

Применение методики для выявления тревожности основано на принципе проекции, т. е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т. п. Рисуя тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности. Рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Помимо проективных диагностических методик для оценки эффективности и результативности программы мы использовали диагностический пакет Е. П. Тореннса: (для измерения креативности, и диагностическую методику «Незаконченные рисунки» Я. Л. Коломенского и Е. А. Панько, основанную на анализе продуктов детской деятельности, рисуночный тест «Несуществующее животное».

Проводится входная диагностика начале года) и итоговая (в конце учебного года). Выделяется 3 уровня показателей, которые характеризуют уровень творческого развития: оригинальность, гибкость, беглость и составляется Сравнительный анализ эффективности развивающей деятельности:

Рабочая группа – обучающиеся 1-4 классов 2021-2022 учебный год.

Данные систематизированы диагностической платформой «D-expert +»

Гибкость мышл. Оригин. тревожность Вербальная

креативность Гибкость общ. Эмоциональная устойчивость конфликтность. Взаимодействие стрессоустойчивость

5

(25%)

5

(25%) 14

(70%) 5

(25%)

6

(30%)

8

(40%) 14

(70%)

6

(30%) 4

(20%) Входная диагностика

14

(70%) 6

(30%) 4

(20%)

16

(80%) 15

(75%) 15

(75%) 8

(40%) 16

(80%) 15

(75%) Итоговая диагностика

Из представленной таблицы видно, что по сравнению с начальным этапом произошли положительные изменения, наблюдаются позитивные сдвиги по всем показателям. В компоненте «оригинальность» - креативности мышления и эмоционального окрашивания творческой деятельности – показатель повысился на 5% и поднялся по школа на 1 балл.

Отчетливо видно, что показатель графы «тревожность» снизился по шкале на 10 баллов и снизился на 50 %.

Особое внимание следует уделить показателям «гибкость», «эмоциональная устойчивость», «конфликтность», «взаимодействие в процессе деятельности», «стрессоустойчивость». Эти показатели дают право считать программу эффективной.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, духовно-нравственное направление и воспитание личности школьника, а также сохранение его психического и физического здоровья является наиболее приоритетным. Особое внимание уделяется детям с высоким уровнем тревожности, которая проявляется в подавленном настроении, затруднениях в общении со сверстниками и учителями, враждебном отношении к миру, что в свою очередь может привести к формированию заниженной самооценки. Если же говорить о целесообразности проведения уроков психологии с использованием техник именно групповой арттерапии, то здесь следует отметить тот факт, что групповая арттерапия применяется как средство психической гармонизации и развития личности, позволяет работать с широким спектром трудностей и разными категориями детей одновременно. Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются в этом направлении, так или иначе обращено к укреплению психического здоровья детей, поэтому может рассматриваться как весомый психокоррекционный фактор.

Для реализации программы школа имеет все необходимые ресурсы: рабочее помещение, инструменты: для песочной терапии (короб, кварцевый песок со светодиодной подсветкой, игровые наборы, музыкатерапии (музыкальная колонка, изотерапии (меловая доска, цветные мелки, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, маркеры и прочее, так как помещение библиотеке, то для сказкотерапии и библиотерапии раскрывается большой диапазон возможностей для реализации новых идей, таких как организациях школьного театра. А так же квалифицированных педагогов.

Программа предусматривает расширение диапазона: включение новых технологий, применение инновационных методик поддержания психологического здоровья. На сегодняшний день разрабатывается дополнительная программа и ведется работа по поиску финансирования и партнеров проекта.

В данной программе используются методы и техники арттерапии, которые позволяют обратиться к внутренним ресурсам личности, тесно связанным с ее творческими возможностями.

По результатам итоговой диагностики видно, что программа эффективно решает такие задачи как:

• Снижает уровень общей и школьной тревожности

• Снижает страх ситуации проверки знаний

• Снижает страх не соответствовать ожиданиям окружающих

• Повышает уровень самооценки

• Улучшает эмоциональное состояние младших школьников

В процессе работы мы ожидаем и такие результаты как:

Активизация творческих возможностей детей;

снятие психологического напряжение;

повышение уровня самооценки;

улучшение эмоционального состояния учащихся;

снижение уровня школьной тревожности.

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Арттерапия как технология формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы»
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 08:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД