МААМ-картинки

Творческий проект для детей старшей группы «Богатство русского народного творчества»

Елена Сатаева
Творческий проект для детей старшей группы «Богатство русского народного творчества»

Творческий проект для детей старшей группы : «Богатство русского народного творчества»

Руководители проекта : Сатаева Е. К.

Участники: воспитанники старшей группы.

Вид проекта :

По количеству участников: групповой;

Публикация «Творческий проект для детей старшей группы „Богатство русского народного творчества“» размещена в разделах

По приоритету метода: творческий;

По контингенту участников: дети 5-6 лет;

По продолжительности: краткосрочный.

Актуальность проекта

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.

Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Проектировочный компонент

Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.

Формировать развитие интереса к русским народным произведениям.

Создать условия для активации творческого мышления детей.

Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.

Расширять сотрудничество с родителями.

Вовлечение детей и родителей в совместную деятельность

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Разработка стратегии реализации проекта.

Постановка цели и задач.

Изучение методической литературы.

Подбор альбомов по гжельской, хохломской, городецкой росписи и дымковской игрушки. Чтение русских народных сказок, былин, закличек и потешек.

Основной этап:

– выполнение работ по изобразительной деятельности;

– выполнение работ из пластилина;

– выставка детского творчества;

Заключительный этап:

-выставка «Чудо- чудное, диво- дивное»

- Сравнительная диагностика

Предполагаемый результат:

развитие эстетического восприятия, умение созерцать красоту народного прикладного искусства;

создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;

создание выставки «Чудо - чудное, диво- дивное»

Планирование проекта по дням недели

Понедельник

«Русские народные посиделки»

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия; прививать любовь к русскому народному фольклору.

Вторник

«Народные художественные промыслы».

Цель: Познакомить детей с народными художественными промыслами, развить чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Задачи:

Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие.

Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских, гжельских и хохломских мастеров (каждый промысел на отдельном стенде, рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование:

Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки.

Ход занятия

Воспитатель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа,, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.

В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Дети подходят к первому стенду. (Гжель)

Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали.

В Вашем доме нету Гжели?

Дети подходят ко второму стенду. (Хохлома)

Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Молодцы ребята!

Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой.

Воспитатель: Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?

А сейчас послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.

Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей».

.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Ребята, интересная экскурсия у нас получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.

Лепка по мотивам дымковских игрушек «Петух».

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Показать пластичность передачи движения в лепке. Продолжать учить лепке из целого куска пластилина по типу народных глиняных игрушек.

Задачи:

Способствовать развитию эстетического вкуса,

Воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Учить видеть выразительность формы игрушки.

Лепить пластическим способом, путем оттягивания глины от общего куска, стекой намечая детали, украшать игрушку налепами.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, слайдов, дымковских глиняных игрушек, знакомство и работ с глиной.

Материалы и оборудование: дымковские глиняные игрушки,глина, стеки, салфетки, дощечки, вода.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу, как в селе Дымково мастера-художники делают из глины красивые и веселые игрушки и разрисовывают их яркими красками. Это нарядные девицы, расписные лошадки, олени с ветвистыми рогами, уточки с утятами. Вылепленные из глины игрушки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их покрывают белой краской и украшают нарядными узорами. Мастер берет кисточку и расписывает игрушку малиновыми, желтыми, оранжевыми, синими красками.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Подводится итог занятия и детям предлагается рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

Продуктивная деятельность:

Лепка «Дымковская игрушка»;

Среда

«Хохломские чудеса»

Цель: способствовать закреплению знаний о народных промыслах :хохломской посуде.

Задачи:

Учить рисовать концом кисти волнистые линии, короткие завитки, травинки, ягоды.

Учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи

Способствовать развитию интереса к искусству хохломских мастеров.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий хохломских мастеров, рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование: Предметы художественных промыслов: Хохломская посуда; посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, палитры, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. А мы ведь с вами говорили о том, что наша Россия давно славится добрыми мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Воспитатель: Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.

Предложить детям поиграть в игру “Путаница”.

П

Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Вместе с детьми вспоминаем особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.

Фон (красный, черный, золотой, желтый).

Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).

Ягодно-травный орнамент.

Виды ягод: (рябина, малина, клубника).

Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете делать и расписывать, и пройдите к столам. Посуду мы будем делать и бумаги. Техника называется «Папье-маше».Когда посуда высохнет мы с вами ее распишем.

Детям предлагается на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов, предложить посуду на которой уже есть нарисованные элементы травы и завитков, нужно только дорисовать ягоды и цветы.

Воспитатель: С чего надо начинать рисовать?

– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)

– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)

Дать указания к работе:

– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии).

– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.

– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Оказыва

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

После окончания рисования подводится итог занятия и предлагается детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

Продуктивная деятельность:

-Аппликация «Предметы русского быта» (Папье-маше);

-Роспись посуды в стиле «Гжель», «Хохлома».

Четверг

«Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Задачи:

Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.

Учить определять жанр произведения.

Подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход занятия

Воспитатель: О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.

Воспитатель: А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).

Воспитатель: Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. назовите сказки которые вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)

Воспитатель: А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила. (ответы детей)

Воспитатель: В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. (ответы детей).

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Воспитатель: Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)

– А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

– У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…

Воспитатель: Ребята, читая сказки, мы должны научится всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

– А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

– Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

– Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?

– Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Воспитатель: Ребята, попробуйте придумать сказку.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

С какими русскими народными сказками мы познакомились?

Чему учат эти сказки?

Театрализованная деятельность «В гостях у народной сказки».

Продуктивная деятельность:

-Аппликация «Дымковская барышня»;

-рисование «Укрась матрешку сказочным узором».

Пятница

Презентация проекта

«Чудо – чудное, диво – дивное».

Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры. Порадовать детей.

1-й скоморох

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

2-й скоморох

Вас много интересного ждет:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

1-й скоморох

Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок.

Сели-посидели,

Песенки запели.

2-й скоморох

Услыхали ложки,

Вытянули ножки.

Услыхали калачи

И попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

В игры шумные играть.

Воспитатель : Кто желает с нами поиграть? Выходите смелые, становитесь в круг.

(русская народная игра «Горшки».

Хозяин. Купи! Что дашь?

Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотнище.

Хозяин. Ладно, по рукам!

1-й скоморох. Славно мы позабавились да потешелись! А теперь отгадайте наши загадки.

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(печь)

Сидит бычок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(самовар)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(язык)

2-й скоморох. Загадки вы, ребятушки, умеете отгадывать. А знаете ли вы пословицы и поговорки русские?

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека – труд.

1-й скоморох. Хотите слово услышать смешное? Хотите позабавлю вас?

По поднебесью, братцы, медведь летит!

Медведь летит, хвостом вертит!

Свинья на ели гнездо свила!

Гнездо свила, деток вывела!

.

2-й скоморох

Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

(Входит «медведь», кланяется.)

1-й скоморох. Уморился? Отдохни, да немножко вздремни!

(«Медведь» ложится.)

(Игра «У медведя во бору».)

2-й скоморох. Ох, и разыгрались ребятушки наши! Ох, и раскричались! Медведя испугались.

Игра «Молчанка»

1-й скоморох. Вы послушайте сказочку мою, ребятушки.

Серый волчище

С мухи шкуры содрал,

Полусапожки себе сшил,

В полусапожках щеголял,

Оскользнулся и упал.

В сине море он попал,

Сине море все повыгорело,

Бела рыба вся повылетила.

А на печке мужик

Осетра – рыбу поймал,

А в пламене другой

Быстро щуку схватил.

Как пошло на чудеса,

Где море – там леса…

2-й скоморох. Ну, потешил! Ну, наврал! Прям с три короба!

1-й скоморох

Не веришь? Не верь!

Открой лучше дверь.

Там к нам гостья пришла,

Подарки принесла.

(Появляется бабушка – сказительница.)

Сказительница. Здравствуйте, ребятушки! Долго я к вам шла, целую корзину сказок принесла.

(Сказительница рассказывает короткую русскую народную сказку. После этого спрашивает детей, какие народные сказки они знают, и дарит в книжный уголок толстую книгу русских народных сказок.)

2-й скоморох. Выходи, народ, играть в хоровод!

(Дети становятся в круг.)

Игра «В цапки"

1-й скоморох

Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Вывод: После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанные произведения своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание.

Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Дружба — лучшее богатство»Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Дружба — лучшее богатство» Пояснительная записка. Задачи проекта: развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки; развивать эмоциональную.

Неделя русского народного творчества в младшей группе «У солнышка в гостях»Неделя русского народного творчества в младшей группе «У солнышка в гостях» Неделя русского народного творчества в младшей группе "У солнышка в гостях"Знакомство детей раннего и младшего дошкольного возраста с русским.

Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись»Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись» По мотивам русского народного творчества "Гжельская роспись". Рассказывая детям о русских народных промыслах и творчестве, мы заметили что.

Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет»Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет» Название проекта: Великая Победа -70 лет Продолжительность проекта 1 месяц Тип проекта Познавательно – творческий, краткосрочный Участники.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» Воспитатели Жеребцова В. Г; Мазакина Н. В. Слайд 1 Проект на каникулярной неделе: «Чудесный мир народного творчества». Слайд 2 Процесс познания.

Детские работы по мотивам русского народного творчестваДетские работы по мотивам русского народного творчества Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы по народно-прикладному искусству. Я очень много внимания уделяю народному творчеству,.

Творческий краткосрочный проект для детей старшей группы «Рисую, как хочу» Цели: приобщение детей к творчеству; развитие воображения и мотивации к творческой инициативе. Задачи педагогической деятельности: создать.

Творческий проект для детей старшей группы «Наши друзья — дорожные знаки»Творческий проект для детей старшей группы «Наши друзья — дорожные знаки» Авторы: Лукьяненко И. С., Гуменюк А. В. Цель: Закрепить с детьми знания правил уличного движения и поведения на улице. Привлекать родителей.

Творческий проект «Творчество С. Я. Маршака» с воспитанниками старшей группы 5–6 летТворческий проект «Творчество С. Я. Маршака» с воспитанниками старшей группы 5–6 лет Тип проекта: творческий Форма проведения: групповая Участники проекта: -воспитанники старшей специальной группы (5-6 лет) - родители воспитанников.

Занятие НОД по изучению народного творчества для детей подготовительной к школе группы «Волшебная кисточка»Занятие НОД по изучению народного творчества для детей подготовительной к школе группы «Волшебная кисточка» Цели: • Обобщить знания детей о декоративно - прикладном искусстве и жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж). • Развивать у детей познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект для детей старшей группы «Богатство русского народного творчества»
Опубликовано: 8 августа 2022 в 21:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД