елена филимонова
Проект «Будь природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 города Белово»
«Будь природе другом»
Проектная разработка по экологическому воспитанию
Автор: Филимонова Е. В., воспитатель
Белово
2021
Содержание
1. Введение
2. Планирование проекта
3. Результаты реализации проекта
4. Список литературы
1. Введение
Публикация «Проект „Будь природе другом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Проект «Будь природе другом» разработан в целях экологического просвещения детей 5-6 лет на основе современных достижений педагогики и практики дошкольного образования и воспитания.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Мероприятия проекта направленны на формирование правильного отношения к объектам живой и не живой природы, на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что упрощает восприятие детьми нового материала по экологическому воспитанию.
Актуальность
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
При ознакомление детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Настоящей работой хотелось обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышение экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желание постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
Цель: формирование экологической воспитанности дошкольников, активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей. Создание условии для формирования у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Задачи: формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; чистые воздух, лес, вода, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Вид проекта : информационно – исследовательский
По содержанию: экологическое воспитание
Количество участников: группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 25 человек, педагоги группы, родители
Продолжительность проекта : долгосрочный
Предполагаемые результаты:
Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию; становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
2. Планирование проекта
1. Этап – организационный
Мероприятия Ответственные исполнители Сроки реализации
Изучение и подбор программно-методического материала по направлению работы педагоги май
Подбор художественных произведений для детей о природе (стихи, рассказы, сказки, подбор картин о природе, о жизни животных русских художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, Федора Васильева педагоги май
Консультации для родителей по экологическому воспитанию: «Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)
«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.).
«Сокровища леса». (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
Подборка материала для папок – передвижек по экологическому воспитанию
«Азбука поведения в природе»
«Прогулки в природу»
«Защитим друзей леса!»
«Чистый воздух»;
Подбор материала для мастер – класса «Путешествие Почемучек»
Подбор задании, игр для проведения КВН «Природа и человек» педагоги май
Подбор аудио «Звуки леса», видеозаписи «Богатство нашей планеты Земля», фотографий по экологии для создание «Красной книги» Педагоги, родители май
Создание мини – лаборатории «Любознайка» Педагоги май
Подбор материала для виртуальных экскурсии для ознакомление с Сибирью и с родным регионом Педагоги, родители май
Подбор материала для книги «Тебе и мне нужна Земля» Педагоги, дети, родители май
2. Этап – основной
Мероприятия Ответственные
исполнители Сроки реализации
Акция «Берегите растения!» Дети, родители, педагоги июнь
Проведение опыта в лаборатории «Любознайка» «Как растения пьют» Дети, педагоги июнь
Наблюдение за растениями Дети, педагоги июнь
Виртуальная экскурсия по тайге «Таежные растения» Дети, педагоги июнь
Презентация «Растения Красной книги Кузбасса» Родители, педагоги июнь
Консультация «Оздоровление воздуха с помощью растений» педагоги июнь
Акция «Вместем уберем
берега» Родители, дети июль
Создание буклетов «Зачем нужно сохранять водные ресурсы» родители июль
Проведение опыта в лаборатории «Любознайка» «Вода нужна всем» дети июль
Наблюдение за водоемам и его жителями дети июль
Виртуальная экскурсия «Реки и озера Кузбасса» Дети, педагоги июль
Мастер –класс «Путешествие почемучек» Родители, педагоги июль
Создание схемы «Круговорот воды в природе». Педагоги, дети июль
Презентация «Познакомьтесь – это воздух!» Педагоги, дети август
НОД «Сказка про Дунюшку и ветер» Дети, педагог август
Проблемных ситуаций «Что такое воздух?», «Чем дышат люди?», «Кому нужен воздух?»
дети август
Папка – передвижка «Чистый воздух» педагоги август
Проведение опыта в лаборатории «Любознайка» «Воздух невидимый» дети август
Интерактивная игра «Загрязняет – сохраняет» дети август
Акция «Чистый воздух» Родители, дети август
Консультация «Что нужно сделать, чтоб воздух был чистым?» родители август
Викторина «Зачем охранять воздух?» педагоги август
НОД «Знакомство с Красной книгой Кузбасса»
(беседа о редких видах животных и птиц) педагоги, дети сентябрь
Виртуальная экскурсия «Животные и птицы Кузбасса» Педагоги, дети сентябрь
Создание страниц для книги «Тебе и мне нужна Земля» Родители, дети сентябрь
Рекомендации «Правила поведения в лесу» Педагоги, дети сентябрь
Консультация «Сокровища леса» родители сентябрь
Акция «Берегите лес» Родители, дети сентябрь
Стенгазета «Человек и природа» Педагоги, дети сентябрь
Проведение опыта в лаборатории «Любознайка» «Горит – не горит» дети сентябрь
Творческая мастерская «Волшебные дела» педагоги сентябрь
Наблюдение «Сезонные изменения в лесу» Родители, дети сентябрь
3. Этап -заключительный
Мероприятия Ответственные
исполнители Сроки реализации
Подведение итогов реализации проекта в форме КВН «Природа и человек» Педагоги, дети октябрь
Фотовыставка «Красоты родного края» Родители, дети октябрь
Книга «Тебе и мне нужна Земля?» Педагоги, родители, дети октябрь
3. Результаты реализации проекта
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности.
Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.