МААМ-картинки

Проект «Царица Водица»

ГАЛИНА СМИРНОВА
Проект «Царица Водица»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Солигаличского муниципального района Костромской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ «ЦАРИЦА – ВОДИЦА»

Пояснительная записка

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение детьми необходимыми знаниями, развитие их логического мышления, речи, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Публикация «Проект „Царица Водица“» размещена в разделах

Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. В условиях модернизации современной системы образования и осознания возросшей роли инновационной деятельности, педагогический коллектив МДОУ «Детский сад «Солнышко» стремится к обновлению содержания, достижению нового качества образования на основе внедрения инноваций по приоритетным направлениям деятельности, обозначенным в Программе развития Учреждения.

Восприятие мира ребенком на третьем – четвёртом году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с младшего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей младшего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно со взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей младшего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира.

Базисный компонент: Работа по проекту проводится в рамках разделов программы «Радуга» Т. Н. Дороновой (познавательно-речевое, социальное, физическое развитие).

Тип проекта : долгосрочный, групповой, исследовательско - творческий.

Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений. Подвести детей к пониманию, что вода бывает в разных состояниях (снег, лёд, пар).

Актуальность проекта : Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.

Участники проекта : Воспитатели и воспитанники 2 младшей группы, работники пищеблока и прачечной, родители воспитанников, медицинская сестра.

Цель проекта : Ознакомление младших дошкольников со свойствами воды, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Задачи проекта :

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

• Формировать у детей осознанные представления о необходимости заботиться о своём здоровье.

• формировать коммуникативные навыки детей, поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.

• расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, обеспечивать эмоциональное благополучие.

• воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

• развивать творчество и креативность участников проекта.

Оборудование и материалы: Дидактическая кукла «Капелька», «Мойдодыр»; альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок, оборудование для проведения опытов.

Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации работы в детском саду:

Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Формы работы по проекту :

Работа с детьми:

• чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки);

• проведение игр и опытов с водой;

• проведение игровых занятий;

• пополнение предметно - развивающей среды группы;

• опытно – экспериментальная деятельность.

- работа с родителями:

• помощь в подборе художественной литературы;

• выполнение творческих заданий;

• совместная опытно – экспериментальная деятельность;

• консультации;

•фотографирование.

Работа педагогов:

• подбор методической и художественной литературы;

• разработка перспективного планирования;

• проведение практической деятельности с детьми;

• проведение консультаций и бесед с родителями.

Микросоциум:

• Посещение пищеблока, прачечной;

• Беседы с детьми.

Срок реализации проекта 8 месяцев

Предполагаемый результат:

Воспитанники:

Компетенции:

-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой, знают цвета;

-владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;

- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

-владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т. д., используют обобщающие понятия (вода, одежда, посуда).

Коммуникативные навыки:

-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

-получают положительные эмоции от занимательной деятельности и развлечений;

-пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Предпосылки научной деятельности

- имеют устойчивые познавательные интересы;

-имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

-возникает интерес к значимой деятельности;

-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;

- умеют ставить цели и ищут пути их решения.

Родители:

- активно включаются в педагогический процесс;

-проявляют большую заинтересованность к деятельности в ДОУ;

-узнают новые сведения о значении воды в жизни людей;

- получают удовольствие от совместной деятельности с детьми, от занимательной деятельности и развлечений.

Педагоги:

-обогащение педагогического опыта;

- пополнение предметно-развивающей среды в группе.

План мероприятий по реализации проекта

Март

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

• учить способам обследования материала;

• развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;

• воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;

• развивать активный словарь;

• воспитывать положительное отношение к персонажу Капелька.

№Направления работы, образовательные области Мероприятия Примечание

1 Познание- экспериментальная деятельность «В гости Капелька пришла», знакомство детей со свойствами воды. Приложение 1

2 Коммуникация - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций о воде.

3 Социализация - игра малой подвижности «Водяной»

4 Здоровье - беседа медсестры о значении воды в жизни человека.

5 Предметно – развивающая среда - пополнение уголка детского экспериментирования.

6 Взаимодействие с родителями- помощь в пополнении уголка детского экспериментирования;

- папка-передвижка «Игры с водой. Это интересно!»;

- изготовление дидактической игрушки «Мойдодыр»

- консультация «Наливаем - выливаем, наблюдаем - сравниваем».

Приложение 2

(см. электронный вариант)

Приложение 3

(см. электр. вариант)

Апрель

Цель: Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.

Задачи:

• Формировать представление о количестве (один - много, размере (большой - маленький).

• Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

• Воспитывать заботливое отношение к животным.

• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.

• Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

Направления работы. образовательные области Мероприятия Примечание

1 Познание- экспериментальная деятельность «Удивительные свойства воды».Приложение 10

2 Коммуникация - разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик»;

- чтение сказки В. Степанова «Снегурочка»

3 Социализация - игра- эксперимент «Круги на воде»;

- игра-эксперимент «Вода из снега». Приложение 6 (см. электрон. вариант)

4 Здоровье - игры, которые лечат: «Бульканье»;

- беседа медсестры «Почему нельзя есть снег зимой».

5 Предметно – развивающая среда - подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) про снег.

6 Взаимодействие с родителями - совместная опытно – экспериментальная деятельность

«Найди бусинку».

Май

Цель: Формировать представление детей о свойстве воды – возможности её окрашивания.

Задачи:

• Развивать фантазию, творческие способности.

• Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

• Приучать называть основные цвета.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Направления работы, образовательные области Мероприятия Примечание

1 Познание- экспериментальная деятельность «Разноцветная водичка».

2 Коммуникация-чтение художественной литературы «Замарашка» Демьянов. И. ,

- чтение стихотворения «Как умывается ёжик» Григоре Виеру Приложение 5

3 Социализация -развивающая игра «Водяная мельница».Приложение 8

(см. электрон. вариант)

4 Здоровье -заучивание стихотворения «Утром» Газиев М.

- досуг «Для чего нужна вода»

Приложение 9

5 Предметно – развивающая среда - изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы».

6 Взаимодействие с родителями - Коллаж «Вода, вода, кругом вода!»

Июнь

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды. Формировать у детей навык практического экспериментирования с предметами из разных материалов.

Задачи:

• Формировать умение узнавать и называть основные цвета.

• Развивать общую и мелкую моторику.

• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

• Учить детей действовать с природным материалом.

• Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Направления работы, образовательные области Мероприятия Примечание

1 Познание-экспериментальная деятельность «Вода - источник жизни»,

«Тонет, не тонет».Приложение 4

2 Коммуникация - заучивание потешки «Умывалочка»

- чтение стихотворения «Аист моется» М. Стельмах Приложение 5

3 Социализация-игра на развитие моторики рук «Переливалочки». Приложение 6 (см. электрон. вариант)

4 Здоровье-дидактическое упражнение «Моем наши ручки».

5 Предметно – развивающая среда - изготовление картотеки игр и опытов с водой.

6 Взаимодействие с родителями - пополнение аквариума (камушки, ракушки, игрушечные рыбки и т. д.)

Июль

Цель: Познакомить детей с водой разной температуры (тёплая,холодная).

Задачи:

• Приучать детей договаривать слова знакомой сказки В. Корнилова «Холодный горячий»

• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

• Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

• Упражнять в назывании предметов одежды, белья, подводить к обобщающим понятиям.

• Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).

• Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

№Направления работы, образовательная область Мероприятия Примечание

1 Познание-экспериментальная деятельность:«Какая бывает вода?» (по температуре)

2 Коммуникация-чтение стихотворения «Постираем кукле платье» Р. Куликова

- беседа прачки «Для чего нужно стирать бельё»

3 Социализация-подвижная игра «Солнышко и дождик»;

- экскурсия в прачечную;

- совместная деятельность игровое упражнение «Постираем кукле платье»

4 Здоровье-закаливание: полоскание рта кипячёной водой

- проведение игр, которые лечат на тренировку носового дыхания «Шарик лопнул», «Король ветров», «Кто самый громкий», «Запасливые хомячки», «Чей шарик дальше».

Приложение 11

5 Предметно – развивающая среда - пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»;

- оборудование уголка для глажения и стирки кукольного белья.

6 Взаимодействие с родителями - фотовыставка «Как я дома помогаю маме»;

- помощь в приобретении гладильной доски, детских тазиков для стирки кукольного белья.

Август

Цель:

Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

• Воспитывать положительное отношение к персонажу кукле грязнуле, желание помочь ей.

• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.

• Закреплять культурно- гигиенические навыки.

Направления работы, образовательная область Мероприятия Примечание

1 Познание-экспериментальная деятельность «Чудесная вода» Приложение 13

2 Коммуникация-беседа с поваром

3 Социализация - игровая ситуация «Кукла испачкалась».

- экскурсия на кухню

4 Здоровье-занятие-экскурсия с участием медсестры «Если хочется пить» - о значении воды. Приложение 14

5 Предметно – развивающая среда пополнение уголка детского экспериментирования (стаканчики, воронки, формочки для льда)

6 Взаимодействие с родителями - презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ

- папка-передвижка «Развивающие детские игры с водой» Приложение 15 (см. электрон. вариант)

Сентябрь

Цель: Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.

Задачи:

• Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.

• Развивать общую моторику рук, координацию движений.

• Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

• Формировать умение называть основные цвета.

• Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Направления работы, образовательные области Мероприятия Примечание

1 Познание-экспериментальная деятельность

«Разноцветные льдинки»

2 Коммуникация-разучивание стихотворения Г. Лагздынь «Умываемся».Приложение 5

3 Социализация-дидактическая игра «Какая разная вода».

4 Здоровье-закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры, обтирание рук до локтей.

5 Предметно – развивающая среда-пополнение уголка детского экспериментирования (лейки, формочки для льда, ведёрки разного объёма)

6 Взаимодействие с родителями-выпуск информационного листка

«Как играть дома с водой. Приложение12 (см. электрон. вариант)

Октябрь

Цель: Дать понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи:

• Формировать представление о свойствах и качествах льда.

• Развивать общую и мелкую моторику.

• Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

• Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе)

• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Направления работы, образовательная область Мероприятия Примечание

1 Познание-экспериментальная деятельность «Лёд хрупкий или нет»

2 Коммуникация-разучивание стихотворения «Сосулька» М. Дружининой Приложение 5

3 Социализация-игровое упражнение «Украсим деревце льдинками»

4 Здоровье- закаливание: умывание прохладной водой, обтирание рук до локтя льдинками;

- беседа медсестры «Почему нельзя сосать зимой сосульки».

5 Предметно – развивающая среда -пополнение уголка детского экспериментирования (стаканчики разного объёма, градусник для измерения температуры воды)

6 Взаимодействие с родителями-помощь в пополнении уголка детского экспериментирования;

- конкурс рисунков «Вода в природе».

Формы представления материалов:

1. Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).

2. Коллаж «Вода, вода, кругом вода» (значение воды в жизни людей, животных, растений).

3. Выставка рисунков «Вода в природе».

4. Картотека игр и опытов с водой.

5. Фотоальбом «Как я дома помогаю маме».

6. Папка-передвижка «Развивающие детские игры с водой».

7. Информационный листок «Как играть дома с водой».

8. Папка-передвижка «Игры с водой - это интересно!».

9. Дидактическая игрушка «Мойдодыр», «Капелька».

10. Уголок детского экспериментирования.

Итоговое мероприятие по проекту :

«Царица-водица»(совместно с родителями)

Информационные ресурсы:

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

2. Галанов А. С. «Игры, которые лечат для детей 2-3 лет» М. Педагогическое общество России 2005г.

3. Голицына Н. С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» М. Просвещение 2008 г.

4. Доронова Т. Н. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». М. Просвещение 2003г.

5. Зубкова Н. М. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

6. Кулик Г. И. «Школа здорового человека» М. Творческий центр «Сфера» 2006 г.

7. Мартынова Е. А., Сучкова Е. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2011.

8. Метенова Н. М. «Доброе утро, малыши» Ярославль «Нюанс» 1998г.

9. Обухова Л. А. «Беседы о здоровье» М. Творческий центр «Сфера» 2006 г.

10. Рыжова Н. Игры с водой и песком // Обруч, 1997.-№2.

11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2003.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Детям о домашних животных» Тема: «Домашние животные» Задачи: 1. Обучающие: Закреплять обобщающее понятие, состоящее из двух слов «домашние животные»; расширять и.

Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка. Консультация для родителей Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые присущи любому воспитанному человеку. Чтобы воспитать у ребенка доброе.

Фрагмент рабочей программы по познавательному развитию «Мир растений и животных» Цели программы : 1. Развивать у детей познавательный интерес к природе. 2. Расширять кругозор детей за счет обогащения знаний о животных.

Итоговое занятие по проекту «Водица всему миру царица» «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие по проекту " Водица всему миру царица" "Что, Где, Когда. " Цель: формировать представления детей о значении воды в нашей.

Конспект ООД «Водица-царица» для детей старшей группы .

Конспект открытого занятия «Электричество в жизни людей» Направление – Социально-личностное развитие. Образовательная область – Социализация, безопасность. Интеграция с другими направлениями –.

Консультация для педагогов и родителей «Учимся пластике у растений и животных» Если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой мир, вся природа находится в движении, причем движении удивительно.

Познавательный проект «Царица-водица» во второй младшей группе Цель проекта: закрепить знания детей о воде, ее свойствах, влияние воды на все живое. Задачи проекта: 1. Расширять представление детей.

Проект «Роль воды в жизни растений» Введение Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства.

Значение комнатных растений для укрепления здоровья дошкольников Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального.

Автор публикации:
Проект «Царица Водица»
Опубликовано: 24 мая 2016 в 20:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД