Ковалева Лилия
Проект «Через прошлое в будущее» в старшей группе 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Помнить можно только то,
о чем знаешь.
Еcли рассказать детям о войне,
им будет, что помнить.
Введение
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
Публикация «Проект „Через прошлое в будущее“ в старшей группе 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Состав проектной группы : руководитель проекта- Ковалева Лилия Анатольевна, воспитатель; Корсакас Ирина Анатольевна-воспитатель; дети и родители старшей группы детского сада.
Тип проекта :
• По доминирующей в проекте деятельности : познавательный, творческо-исследовательский.
• По числу участников проекта : групповой.
• По времени проведения: долгосрочный (январь 2020– май 2020 г).
• По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Музей города Советска, детская районная библиотека.
• По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край – в тяжелые годы.
«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот» : любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема:
Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков - советчан в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал, что дети и их родители имеют небольшой, запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
Вывод:
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
Наш герой ВОВ Осипенко Александр Степанович родился 1.06.1912г. ,
умер 22 июля 1991год.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем городом, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель проекта : формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта :
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, в честь кого были названы улицы нашего города Советска; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу Советску, Калининграду, России.
3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории Кубани и Крымского района; в развитии просвещения на Кубани; в развитии науки в Краснодарском крае; воспитание любви к родному краю.
4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и решающем значении штурма Тильзита в победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
5. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину
6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Ожидаемый результат:
• Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
• Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
• Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
• Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Организация работы над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
• Проведение тематической ООД, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
• Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
• Слушание песен военно-патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк», «Лица Победы».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский, П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
• Прикрепление почётных табличек к домам,где проживают Ветераны ВОВ.
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику «Вечный огонь», «Воину - освободителю», Музей под открытым небом «Военной техники», экскурсия в историко-краеведческий музей,акция, СадПамятиДома, Георгиевская Ленточка,
• Бессмертный полк-онлайн
• Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
• Оформление уголка «Боевой славы».
• Дидактические игры с патриотическим содержанием.
• Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
• Подборка песен военных лет.
• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
• Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику
План работы:
Месяц Формы и методы работы Взаимодействие с родителями
Подготовительный этап
Январь
1. Сбор и анализ литературы по данной теме
2. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
3. Показ презентации на тему «Штурм Тильзита», рассказ очевидцев событий.
4. Познавательная беседа: «Дети Ленинграда»
5. Рассматривание фотографий «Блокады Ленинграда». Участие в акции к 75 – летию со дня снятия блокады Ленинграда. Совместные поиски информации.
Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.
Основной этап
Февраль
1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки».
2. Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
3. Физкультурный досуг «Ни шагу назад» (с участием мальчиков группы и пап)
4. Экскурсия в краеведческий музей города Советска Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»
1. Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»
2. Рисование «С чего начинается Родина».
3. Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.
4. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.
5. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 6. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.
Помощь в создание коллекции медалей и орденов
Март 1. НОД «Города-герои»
2. Рассматривание открыток «Города герои».
3. Рисование
4. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
5. Разучивание стихотворений
6. Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
7. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю».
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
1. Поход в музей под открытым небом «Военная техника
2. Рисование: «Вечный огонь»
3. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений
4. Чтение худож. произведений: Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
5. Муз. развитие: прослушивание муз произведений
Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне
Апрель
1. НОД «Слава и гордость воинам»
2. Рисование «Наша армия родная», «Пограничник с собакой»,
3. Аппликация «Труженики тыла»
4. Лепка «Военная техника»
5. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Подвиг солдата»,
разучивание стихотворений
6. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
7. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
8. Рассматривание альбомов
9. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш»
Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.