Наталья Харив
Проект «Что? Где? Почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Что? Где? Почему?»
Актуальность
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
Публикация «Проект „Что? Где? Почему?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Тип проекта : научно — исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный (1год).
Участники проекта : дети (4 -5лет, воспитатели, родители.
Связь с образовательными областями: «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Безопасность», «ЧХЛ», «Художественное творчество».
Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.
Задачи:
- расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями;
- систематизировать содержание экспериментов по блокам «Вода», «Воздух», «Глина», «Песок». Определить их эффективность для развития творческой инициативности и самостоятельности детей пятого года жизни;
- развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств;
- развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр — экспериментов;
- развитие у детей умственных способностей, таких, как анализ, классификация, сравнение, обобщение.
- вовлечь родителей в экспериментальную деятельность в домашних условиях.
Ожидаемый результат
Дети: проявляют познавательную активность; проявляют интерес к явлениям неживой природы, к чудесам, скрывающимся в самых обычных предметах (песке, воде, снеге, льде, воздухе, выделяют их качества и свойства; сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи, задают вопросы; принимают активное участие в экспериментировании с различными предметами; воспринимают цель, все действия последовательно, оценивают результат.
Родители: устанавливают дружеские связи с детьми, педагогами;
узнают сильные и слабые стороны ребёнка, готовы к помощи и поддержке; ощущают личную сопричастность к образованию своего ребёнка; имеют более высокую оценку достижений своих детей и гордость за них.
Проект был составлен из трё х блоков: «Вода», «Воздух», «Песок, глина, камень, почва»
Перспективный план
«Блочное планирование задач и содержания исследовательской деятельности детей 5-го года жизни»
1блок «Вода» (Сентябрь — Октябрь — Ноябрь)
Задачи: Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что:
некоторые вещества растворяются в воде;
чем больше вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).
Подвести к тому, что температура воды влияет на её свойства (чем выше температура, тем медленнее она замерзает). Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека:
взаимосвязь со средой обитания;
без воды растения засыхают и гибнут;
вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, приготовления пищи.
Названия опытов : «Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды», «Играем с красками», Взаимодействие воды и снега», «Лёд легче воды», «Превращение в воду», «Вода нужна всем», «Растения «пьют» воду», «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».
2 блок «Воздух» (Декабрь - Январь — Февраль)
Задачи: Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Расширить представления о свойствах и качествах воздуха.
Дать представление о том:
воздух занимает место;
в разных условиях свойства воздуха неодинаковы;
в некоторых условиях воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым из трубы, душное помещение, пары ядовитых веществ).
Название опытов: «Поиск воздуха», «Что в пакете?», «Загадочные пузырьки», «Надувание мыльных пузырей», «Как заставить воздух двигаться?», «Танец горошин», «Волны».
3 блок «Песок, глина, камень, почва» (Март, апрель, май).
Задачи: Побуждать к сравнению свойств песка, глины, камня с водой, особенности влияния воды на свойства. Дать представление о том, как образуется перегной.
Название опытов: «Посадим цветы», «Где вода?», «Волшебный материал», «Что рыхлое, а что - нет?», «Песок может двигаться, а глина — нет», «Раствориться или нет?»