Лариса галахова
Проект «Что за птица воробей?»
▼ Скачать + Заказать документы
На примере одного дня я покажу вам нашу работу.
Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами, вызвать желание помогать птицам в зимний период.
Задачи:
• Закрепить представления детей об особенностях поведения воробья (летает, прыгает, клюет ягоды)
• Воспитывать любознательность и интерес к жизни воробья.
• Воспитывать заботливое отношение к живой природе.
Утренняя гимнастика.
Публикация «Проект „Что за птица воробей?“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Воробей, воробышек
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Эта игра одна из самых увлекательных и полезных игр для детей. Она может использоваться в обучении всему чему угодно, существует как хороводная. Но как и все народные игры уникальна и многофункциональна, поэтому мы решили использовать ее как утреннюю гимнастику.
Дети в спортивной форме входят в физкультурный зал. Воспитатель предлагает им отгадать загадку:
Чик-чирик,
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Дети. Воробей.
Воспитатель. Сегодня мы с вами воробышки – маленькие добрые птички.
Ходьба обычная, друг за другом (10 секунд).
Ходьба на носочках (10 секунд).
Медленный бег (15 секунд).
Быстрый бег (15 секунд).
Ходьба друг за другом (10 секунд).
Построение в круг.
Дыхательное упражнение «Ах!». Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х». Повторить 2 раза.
2. Основная часть
1. Упражнение «Воробышки машут крыльями».
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной.
Руки развести в стороны, помахать всей рукой и кистью руки.
Спрятать руки за спину.
Повторить 2-3 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».
2. Упражнение «Спрятались воробышки».
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Присесть, опустить голову, обхватить голову руками.
Вернуться в исходную позицию.
Повторить 2-3 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Хорошо выпрямитесь».
3. Упражнение «Воробышки дышат».
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «ч-и-и-и-р-и-и-к», постукивая пальцами по крыльям носа.
Повторить 3 раза. Темп медленный.
Указание детям: «Вдох должен быть короче выдоха».
4. Упражнение «Воробышки греются на солнышке».
Исходная позиция: лежа на спине, руки на полу над головой.
Повернуться на живот. Вернуться в исходную позицию.
Повторить 3 раз. Темп быстрый.
Индивидуальные указания.
5. Упражнение «Воробышки радуются».
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
8—10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте.
Повторить 3 раза.
Указание детям: «Прыгайте легко, высоко».
3. Заключительная часть
Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 секунд).
Дыхательное упражнение «Дуем снежинку на крылышек». Вдох – на 1, 2 счета. Выдох – на 1, 2, 3, 4 счета (20 секунд).
Утро. Работа в группе.
1. Чтение стихотворения о воробье.
Цель: актуализировать и дополнить знания детей о роли птиц в природе, в жизни человека, развивать способность чувствовать, сопереживать.
Воробей — птичка удивительная! Живет рядом с нами, нам помогает, утром нас песнями своими встречает. Ребята, послушайте стихотворение.
Птичьи гнезда опустели,
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает –
Воробьи не унывают :
Стайкой весело снуют,
Всё, что встретится, клюют.
Хлебных крошек не жалей:
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку -
Кликнет он свою подружку,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
И пошел веселый стук -
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Тук-тук-тук.
Почему воробья называют храбрым в этом стихотворении?
- (Он на зиму не улетел, остался с нами)
Как можно помочь воробьям зимой?
Что за стук «тук-тук» раздается?
Что делают воробушки?
• ты думаешь, в какую погоду воробышку тяжелее всего найти себе корм?» (в снежную погоду, когда все зернышки занесло снегом или в гололед, в такую погоду много воробьев гибнет зимой от голода).
2. Беседа «Что за птица – воробей»
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о воробьях : почему они так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.
Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В нашей местности обитает воробей полевой, или деревенский. Вес воробья всего от 20 до 35 граммов. Воробья знают все. И, казалось бы, – что может быть интересного у такой знакомой птички? На самом же деле, эта птица не зря встречается во многих сказках и любима русским фольклором. Давайте попробуем узнать ее тайны!
Откуда произошло слово «воробей»?
Первая тайна воробьев – это почему их так называют?
Попросим детей угадать, откуда взялось такое название у воробья :
«Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует?
- Наверное, зернышки.
А еще что?
- Крошки.
У кого воробей зерна да крошки ворует?
-У голубей, собак, кошек и даже у людей.
Конечно же, мы видели с вами, как проворные воробышки таскают крошки прямо из-под носа неповоротливых медлительных голубей. Да и на птичьей кормушке воробьи не растеряются и без корма не останутся! И из-под носа собаки прямо из ее миски могут крошку ухватить. Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый, задиристый.
Как живут воробьи?
Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.
У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? (Прошу детей догадаться и высказать свои предположения). Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.
Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но, несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки, и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает! И всегда с друзьями делится! Спрашиваю у детей, а они делятся с друзьями? В каких сказках видели птиц и животных, которые дружили и помогали друг другу, делились друг с другом?
Воробьи – это птички, которые живут и на севере и на юге и никогда не улетают на зиму, потому что могут найти себе корм и зимой.
Вопросы детям: воробей – это полезная птица или нет? Почему? Какую же пользу приносят воробьи?
Прочитаем сказку «Зимние долги» о том, как воробьи «отдают долг» тем людям, которые их подкармливали зимой, как они их благодарят.
3. Чтение сказки «Зимние долги», Н. Сладков.
Цель: познакомить детей со сказкой, предложить рассказать, о чем она, как связаны ее название и содержание.
Расчирикался Воробей на навозной куче так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
Крылья зудят, Ворона, нос чешется, отвечает Воробей. Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
А вот испорчу! не отстаёт Ворона. Как задам вопрос!
Во напугала!
И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
Клевал.
А зёрна у скотного двора подбирал?
Подбирал.
А в птичьей столовой у школы обедал?
Спасибо ребятам, подкармливали.
То-то! надрывается Ворона. А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
А я один, что ли, пользовался? растерялся Воробей. И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
Ты других не путай! хрипит Ворона. Ты за себя отвечай. Брал в долг отдавай! Как все порядочные птицы делают.
Порядочные, может, и делают, рассердился Воробей. А вот делаешь ли ты, Ворона?
Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
Ты тоже за других не ручайся! упирается Воробей. Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается :
А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверить. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
Поздравляю с новосельем! Воробей говорит. На радостях-то небось и про долги забыла!
Не забыла, Воробей, что ты! отвечает Синица. Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья, удивился:
По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
Да вот расчёт с меня требуют, чирикает Воробей. А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?
Уж так-то стараюсь, отвечает Дятел. Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
«Ишь ты, задумался Воробей. А я думал…»
Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне :
Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
Вопросы: Как помогает людям Ворона? Синица? Дятел? А как помогают воробьи? Какую пользу они приносят? (Они истребляют врагов растений – жучков, гусениц и этим спасают урожай).
4. Загадки
Цель: активизировать словарь детей, закрепить представления детей об особенностях поведения воробья.
1. Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
3. Озорной Ивашка
Серая рубашка.
Скачет по дорожкам
К семечкам и крошкам.
В холод и в жару
Скачет по двору.
Не боится стужи.
Купается в луже.
4. Эта серенькая птица
Во дворах людей гнездится.
Серых пёрышек наряд.
Глазки — бусинки блестят.
Прыг да скок и «чик- чирик»
Суетлив и невелик.
Крошки сыпь и не жалей!
Кто склюёт их?
5. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры, доставить детям радость.
Воробушки прыгают, клюют зернышки. Когда появляется автомобиль, (ребенок с рулем в руках, который дудит: «Бип-биииип-бип») воробушки разлетаются кто - куда от автомобиля
НОД: Комплексное занятие. Тема: «Наши пернатые друзья»
Цели:
• содействовать формированию экологической культуры у детей;
• прививать любовь к живой природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• продолжить закрепление навыков работы с природным материалом, развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
• обобщить знания детей о зимующих птицах;
Развивающие:
• отвечать на вопросы, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления;
• активизировать словарь: «стужа», «трескучий мороз», «лесная опушка», «птичий слет».
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• поощрять стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
• воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.
Планируемые результаты:
Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь представления о птицах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».
Материалы и оборудование:
Картинки с зимующими птицами; Вивальди «Времена года» : «Зима», голоса птиц, силуэты птиц, пластилин, природный материал, клей.
Предварительная работа:
Беседы о зимующих птицах, заучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, оформление выставки «Зимующие птицы», консультация в родительском уголке по теме «Интересное о зимующих птицах». Рисование, лепка и выполнение аппликации по теме «Птицы». Знакомство с материалами энциклопедий о птицах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята закройте все глаза и послушайте одно музыкальное произведение. (звучит «Времена года» «Зима» Вивальди).
Воспитатель: - Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (Зима.)
- Почему вы решили, что это звуки зимы? (От музыки как будто становится холодно, трещит мороз, дует ветер, метель.)
- Что ещё вы можете сказать о зиме? (Ответы детей.)
- Что происходит зимой в лесу? (В лесу тихо, некоторые животные впадают в спячку, птицы улетают.)
- Как называют птиц, которые улетели? (Перелётные.)
- А все птицы улетают в тёплые края? (Нет.)
- А как называют птиц, которые остаются зимовать у нас? (Зимующие.)
Показываю изображения птиц, дети их называют.
При нахождении картинки с изображением птиц загадываю детям загадки о птицах (не всегда о той птице, которая изображена на картинке)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички —. (ласточки)
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (журавли)
Кто такой весенним днем
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов -
Маленьких таких птенцов? (ласточка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (сова)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист)
Воспитатель: Ребята, хотите, мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы»
Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.
Воспитатель: а чем же мы зимой подкармливали птиц?
Ответы детей. Дополняю высказывания детей:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Овес едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена лебеды, полыни, конского щавеля, крапивы, охотно едят все птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое сало – лакомство для синиц, поползней и дятлов. Сало подвешивают на ниточках за окном или в кормушках.
Игра «Сравни»
Предлагаю сравнить и ответить на мои вопросы:
- Звери бегают, а птицы - (летают).
- Соловьи поют, а вороны -(кричат).
- Воробьи не улетают зимой, а дикие утки (улетают на юг).
- Ворона - зимующая птица, а скворец - (перелетная).
- У снегиря грудка красная, а у синицы - (желтая).
- У воробья глаза маленькие, а у совы - (большие).
- У сороки хвост длинный, а у синички -(короткий).
-Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие группы делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать.
Предлагаю детям сделать из природного материала пернатого друга (коллективная работа)
- Молодцы ребята, со всеми заданиями справились.
Утро. Прогулка
1. Трудовые поручения под девизом «Позаботимся об окружающих».
Цель: формировать соответствующие трудовые умения. Акцентировать внимание детей на чувствах радости и гордости сопровождающих добрые дела.
Предлагаю детям осмотреть участок, определить какие добрые дела они могут сделать сегодня: покормить птиц, собрать мусор на участке, предложить помощь малышам ясельной группы.
Дежурные дети очищают от снега кормушку, насыпают в кормушку корм. Другие дети выбирают себе «доброе дело» и выполняют его.
Все дела выполнены, благодарю детей за помощь.
Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным, поэтому отходим от кормушки и наблюдаем за тем, как птицы клюют корм, как воробьи «зовут» стаю.
2. Наблюдение за воробьями.
Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами, получать радость от наблюдения за птицами, отражать в речи результаты наблюдения за птицами.
Ход наблюдения: обратить внимание на поведение птиц (воробьи летают стайками, назвать птиц прилетающих на участок.
Воробьи живут неплохо
Если с теплой крышей дом
И кормушка есть под боком,
Где всегда им сыплют корм.
Есть такая народная примета: «Если вы увидите, как воробьи строят гнезда – наверняка будет хорошая погода», или «Если воробышек низко летит над землей и что – то кричит на своем птичьем – это к дождю».
3. Подвижная игра «Голуби, воробьи и ворона».
Цель: совершенствовать умения детей сопоставлять свои действия с правилами игры, анализировать игровые действия на предмет их соответствия правилам. Развивать творчество в двигательной деятельности.
Дети подготовительной группы – голуби, средней - воробьи. Ведущий – ворона. Дети изображают повадки своих птичек – как они ходят, как клюют зернышки. Голуби ходят медленно, важно, воробушки прыгают шустро.
Вылетает ворона! Птички должны убежать за очерченную линию от вороны. Кто не успел, и кого ворона задела становится ведущим в следующей игре.
4. Закличка о воробье.
Цель: обогащать словарь, развивать поэтический слух.
Предлагаю вниманию детей народную закличку:
Воробей, воробей!
Не гоняй голубей!
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Пригодится носок
На овсяный колосок.
Не все дети понимают, что означают в этой закличке слова «не тупи носок». Поэтому спрашиваю у детей, почему нельзя воробышку «тупить его нос – носок» и объясняю, что здесь этим словом назван клювик воробья. А клюв ему еще пригодится, чтобы клевать зернышки овса.
Первый раз проговариваю закличку сама, а потом дети могут договаривать за мной последние слова в рифму:
«Пригодится носок на овсяный…? (Колосок)»
5. Подвижная игра «Воробьи и вороны».
Цель: развивать умения соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя развивать слаженность, коллективность действий, смекалку, бегать не наталкиваясь друг на друга.
• веселая игра для детей. Надо начертить на снегу (на полу) две линии. Линии должны располагаться в трех шагах друг от друга и должны быть параллельными. Отступив от этих линий еще 20-30 шагов, рисую еще две параллельные линии.
Все игроки разделяются на две команды. Одна команда воробьев – дети подготовительной группы, другая команда ворон – дети средней группы. Они становятся спиной друг к другу на двух линиях в середине игрового поля.
Ведущий громко произносит команду: «Воро — пауза — бьи!» или «Воро — пауза — ны!». Названная ведущим команда бежит к дальней линии. Игроки другой команды пытаются догнать их и запятнать.
Усложнение для подготовительной группы: передвигаться прыжками на двух ногах (как воробушки).
Выигравшей считается команда, которая в течение игры запятнала больше игроков второй команды.
Вечер. Работа в группе.
1. Дидактическая игра «Когда так говорят?»
Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами, активизировать словарь детей, закрепить представления детей об особенностях поведения воробья.
Предлагаю вниманию детей известные народные выражения о воробье.
Прошу ребенка объяснить смысл этих выражений, когда они используются, что означают. Вспоминаем ситуации из жизни, к которым подходят эти выражения.
• Нахохлился как воробей (замерз, съежился)
• Воробью по колено (об очень неглубоком ручейке, лужице, речке)
• Стреляный воробей – опытный, бывалый
• Шумят как воробьи на дождь (шуметь, болтать без умолку)
• Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!
• Время – не воробей, упустишь – не поймаешь!
2. Игровое упражнение «В зимней столовой».
Цель: развивать умение подражать повадкам птиц, закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, упражнять в четком произношении звука «р».
Закрепляю силуэты птиц на ветке, обращаю внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Дети подготовительной группы называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают. Дети средней группы выполняют задания вместе с детьми или с воспитателем и отвечают на вопросы воспитателя:
- Кто кричит «кар – кар»? Кто покажет эту птицу?
- Все покричим, как ворона.
- Кто кричит «чирик – чирик»? Кто покажет эту птицу?
- Покричим, как воробей.
3. Организация выставки для детей и родителей «Наши пернатые друзья».
Цель: доставить радость детям от проделанной работы.
4. Скороговорка о воробье.
Цель: закреплять четкое произношение звука «с».
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне,
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Вечер. Прогулка.
1. Наблюдение за птицами на участке.
Цель: содействовать формированию эмоциональной отзывчивости на общение с живыми существами, желание заботиться о птицах.
Обратить внимание на поведение птиц. Назвать птиц, прилетающих на участок.
2. Подвижная игра «Голуби, воробьи и ворона».
Цель: совершенствовать умения детей сопоставлять свои действия с правилами игры, анализировать игровые действия на предмет их соответствия правилам. Развивать творчество в двигательной деятельности.
3. Трудовая деятельность: подкормка птиц.
Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание; поддерживать стремление детей содержать кормушку для птиц в чистоте.
Литература:
1.
1. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012.
2. Бондаренко Т. М., Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада, «Учитель», Воронеж, 2005.
3. Воронкевич О. А., Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, Санкт – Петербург, Детство, 2011.
4. Формирование целостной картины мира, под редакцией О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой, Москва, 2015.
5. Пензулаева Л. И., Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5- 7 лет, Москва, Владос, 2001.
6. Шебеко В. Н., Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности, Москва, «Просвещение», 2001.
7. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду, Москва, 2009.
8. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий, Москва, 2005.
9. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду, Москва, 2013.
10. Запартович Б. Б., Криворучко Э. Н., Соловьева Л. И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. Издательство «Педагогика».
11. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Просвещение, Москва, 2002.
12. Большая энциклопедия для дошкольника, Москва, 2003.
13. Хрестоматия для дошкольников 5-6 лет. Москва, 1998.