Папки-передвижки

Проект «Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить»

Анжелика Щинова
Проект «Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить»

Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н. А. Бернштейн.

Учебный проект : развитие мелкой моторики

Возраст участников проекта : дети 5 - 7 лет

Состав проектной группы : учитель-логопед, дети старшей группы и дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Публикация «Проект „Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить“» размещена в разделах

Тип проекта : информационно - творческий.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).

Гипотеза:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель проекта :

- Создать условия для развития мелкой моторики;

- Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.

Задачи проекта :

1. Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста посредством дидактических игр, игрушек, нетрадиционных приемов.

4. Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руки к письму.

5. Систематизировать знания педагогов, родителей по развитию мелкой моторики рук.

Аннотация проекта :

1. Доминирующая деятельность: развитие мелкой моторики;

2. Направленность деятельности: информационно – творческий.

Актуальность проекта :

Для развития ребенка необходим поиск новых форм, методов, методик и технологий, направленных на социализацию воспитанников. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.

Ожидаемый результат:

1. Развить артикуляционную и мелкую моторику;

2. Развить тактильную чувствительность рук,

3. Научить творчески, мыслить, свободно проявлять свой творческий потенциал в разных играх на развитие мелкой моторики, применять полученные знания в повседневной жизни;

4. Развить чувство ритма при проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук, чтобы речь стала более громкой, четкой и эмоциональной.

Методы проекта :

Познавательное развитие (ознакомление детей с играми, развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи, ручной труд, социализация окружающего мира.

Этапы работы над проектом :

1. подготовительный этап: сентябрь

- Изучение: научно-методической литературы по теме проекта; понятий, касающихся темы проекта;

- Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

- Создание предметно-развивающей среды;

2. диагностический этап: сентябрь

- Подготовка диагностического материала;

- Диагностическое обследование каждого воспитанника по уровню сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводится по методическому пособию «Практическая логопедия» Н. М. Трубникова.

3. основной этап: (реализация намеченных планов) октябрь – апрель

Работа выстраивается в трех направлениях:

1. Совместная деятельность педагога и детей.

В логопедическом кабинете созданы все условия для развития мелкой моторики:

- использование на логопедических занятиях прищепок, пробок, мячей, пуговиц, шнурков, счетных палочек;

- использование нетрадиционных форм: горох, рис, рисование на манке, грецкие орехи, макароны, бусинки, шишки, проволока;

- использование пальчиковой гимнастики, логоритмики, штриховка предметов, обведение трафаретов, графический диктант, рисование по контору, точкам, клеточкам.

2. Совместная деятельность с педагогами ДОУ.

- проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.

3. С родителями – проведение консультаций, семинаров-практикумов, родительских собраний.

4. заключительный этап - май.

- анализ результатов реализации проекта.

- презентация проекта на педсовете.

- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводится по методическому пособию «Практическая логопедия» Н. М. Трубникова.

Результативность проекта :

Благодаря проекту бала развита артикуляционная и мелкая моторика,

тактильная чувствительность рук.

Дети научить творчески, мыслить, свободно проявлять свой творческий потенциал в разных играх на развитие мелкой моторики, применять полученные знания в повседневной жизни;

Развили чувство ритма при проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук, речь стала более громкой, четкой и эмоциональной.

Публикации по теме:

«Надо лучики искать, чтобы солнышко собрать». Весенний праздник в средней группе«Надо лучики искать, чтобы солнышко собрать». Весенний праздник в средней группе В оформлении зала, следует обратить внимание на заранее отведённые места, где спрятаны лучики, которые будут прикрепляться к Солнышку. У.

Конспект занятия «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым» Программное содержание: • Закреплять КГН • Прививать желание вести здоровый образ жизни • Расширять кругозор • Содействовать обогащению.

Чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать…Чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать… Под музыку «День Победы» торжественным маршем дети подготовительной группы входят в зал. Ведущий: Дорогие ребята, дорогие гости! Совсем.

Конспект интегрированного занятия на тему: «Чтоб здоровым быть — с чистотой надо дружить» Конспект интегрированного занятия на тему: «Чтоб здоровым быть - с чистотой надо дружить» Подготовила и провела воспитатель первой младшей.

Конспект НОД по развитию речи «Чтобы хлебушком насладиться, надо долго потрудиться» .

Мини фотоотчет о проведении праздника 1 сентября «Чтобы ум вооружить со спортом будем мы дружить!»Мини фотоотчет о проведении праздника 1 сентября «Чтобы ум вооружить со спортом будем мы дружить!» В нашем дошкольном учреждении традиционно 1 сентября проходит праздник- соревнование «День знаний» - это удивительное путешествие детей.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Чтобы президентом быть, надо Родину любить» Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Чтобы президентом быть, надо Родину любить» Цель : - Осуществлять.

Проект в честь 70-летия Победы в ВОв «Чтобы правнуки знали, чтобы помнили!»Проект в честь 70-летия Победы в ВОв «Чтобы правнуки знали, чтобы помнили!» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно – творческий. Продолжительность: среднесрочный. Сроки проведения: 1.04.2015. – 30.05.2015. Участники:.

Сценарий утренника-развлечения для детей средней группы детского сада «Чтобы в армии служить — надо сильным, ловким быть!» 23 февраля. Сценарий утренника – развлечения для средней группы детского сада «Чтобы в армии служить – надо сильным, ловким быть!» Задачи:.

Внеклассное мероприятие «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть» «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть.» Цель: Прививать воспитанникам потребности культурного общения. Задачи: 1. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить»
Опубликовано: 19 октября 2015 в 17:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД