Алена Герасименко
Проект «Чтобы не было беды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Чтоб не случилась беда»
Тема: «Пожарная безопасность»
Информационная карта проекта :
Автор: воспитатель Герасименко А. В. ,
Вид, тип проекта : средне-срочный, информационно-творческий,
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор ФК.
Цель проекта : формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях.
Публикация «Проект „Чтобы не было беды“» размещена в разделах
Задачи проекта :
1. Образовательные
- Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Развивающие
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников
3. Воспитательные
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
4. Практические
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
им навыков правильных действий в случае пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Предполагаемые результаты:
1. Формирование умения реально оценивать возможную опасность;
2. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара;
3. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности;
4. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
5. Составление разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;
6. Оформление выставки детского творчества;
7. Проведение досуга.
Актуальность: Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Принципы реализации проекта :
- системность и последовательность;
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;
- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (использование иллюстративного материала);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности)
Этапы реализации проекта :
I этап- организационно подготовительный.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Изучение передового педагогического опыта по проблеме
• Создание банка данных по проблеме
2. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
Подборка программно-методического обеспечения
3. Участие в муниципальном конкурсе «Неопалимая купина» Участие в конкурсе
4. Подбор детской художественной литературы для чтения детям
Подбор презентаций для просмотра
Подбор материала для проведения опытов и экспериментов
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
Изготовление дидактических игр
• • Обогащение предметно-развивающей среды: подборка дидактических игр, оформление уголка ППБ, наглядного материала.
5. Разработка проекта Определение основных направлений реализации проекта,
Системы, модели, конспекты занятий.
II этап – (основной, практический)
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Ознакомление с художественной литературой:
Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился»
Л. Толстой «Пожарные собаки»
Н. Белянина «На досуге» «От горячей спички»
Б. Житков «Пожар» «Дым»
Т. Фетисов «Куда спешат красные машины» Формирование целостного представления у дошкольников пожарной безопасности.
2. Беседы:
«Огонь – друг, огонь – враг»
«Отчего происходят пожары»
«Беседа о труде пожарных»
«О пользе огня в жизни человека»
«Электрические предметы в доме»
Беседа по плакатам «Пожарная безопасность» Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику.
3. Продуктивная деятельность
- Организация выставки детских рисунков «Отчего возник пожар»;
- Конструирование «Пожарная часть»;
- Аппликация «Осторожно огонь» Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через продуктивную деятельность. Развивать творческие способности детей
4.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Огнеопасные предметы»
«Если возник пожар»
«Угадай профессию»
«Кому, что нужно для работы»
«Опасные соседи»
«Доскажи словечко» Формирование определенного отношения к предметам - повышенным источникам пожарной опасности
5.
Речевая деятельность:
-составление творческих рассказов;
- загадки;
- пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»;
- чтение пословиц на данную тему;
- литературная викторина «Разрешается – запрещается»;
Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
6. Исследовательская деятельность
- «Чем можно потушить огонь»
- «Что горит сильнее»
- «Пожары загрязняют воздух»
Формирование чувства повышенной опасности, исходящей от огня
с помощью экспериментов, познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развитие способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.
7. Экскурсии, встречи:
- экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ
- встреча с пожарным инспектором
Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы,
квартиры)
Выделять на плане выход из помещения
Знать первые действия при пожаре Знать порядок действий при пожаре
8. Досуговая деятельность
1. Спортивно-музыальный досуг «Мы –юные пожарники»
2. Викторина «Огонь-друг, огонь-враг»
3. Просмотр презентации «Осторожно, огонь» Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.
9. Мероприятия, совместные с родителями:
1. Конкурс семейных работ на противопожарную тематику
2. Спортивно-музыкальный досуг «Мы –юные пожарники»
Консультации:
1. Знакомим детей со службой 01
2. «Ребёнок один дома»
3. «Откуда опасность»
4. «Новогодние забавы»
5. «Детям о труде пожарных»
6. «Безопасность в нашем доме»
Папки – передвижники:
1. «Возможные причины возникновения пожара»
2. «Средства пожаротушения в доме»
3. «Пожарная безопасность»
Вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс по формированию целостного представления у дошкольников пожарной безопасности.
объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей. Повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
III этап – заключительный.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Спортивно-музыкальный досуг «Мы –юные пожарники»
Формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях.
2. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Презентация.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
2. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка – Пресс, 2004г.
3. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Издательство «Учитель», 2011.
4. Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
5. Пикулева Н. Пожарная безопасность. // Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
6. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - ООО «ТЦ Сфера», 2005.