Лучший педагог года

Проект «Чудесный пластилин» для дошкольников

Белослудцева Екатерина
Проект «Чудесный пластилин» для дошкольников

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46 компенсирующего вида «Лучик»

Проект

«Чудесный пластилин»

Учитель – логопед:

Белослудцева Екатерина Юрьевна

Красноярск 2021

Чем больше уверенности в

движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Проект „Чудесный пластилин“ для дошкольников» размещена в разделах

Специальная педагогика всё больше внимания уделяет развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, формируется чувство внутреннего контроля и порядка.

Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс необходимо использовать нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии.

В коррекционной работе существенная роль отводится развитию кинестетических ощущений органов артикуляционного аппарата, что позволяет детям почувствовать контрастность положения языка, губ, челюсти, направленности выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков.

Поэтому для полноценного ознакомления с языком нужно привлечь как можно больше двигательных анализаторов. Ребёнку важно предмет потрогать, обвести его контуры пальцем, поменять по возможности даже форму предмета. В процессе лепки твёрдый комок пластилина служит образцом спастичного «непослушного» язычка. А пластичная масса для лепки настолько эластичная, что при разминании способна передавать мягкость и тепло языка. Все ощущения переходят к мышцам языка (расслабление, подготовка к выполнению артикуляционной гимнастики).На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику. Дети чувствуют все изменения тактильно. Что немаловажно, занятия вызывают массу положительных эмоций.

В прошлом веке врач и педагог Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она предположила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Во время занятия активизируются соответствующие отделы мозга, стимулируя при этом соседние зоны, отвечающие за речь. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. На кончиках пальцев находятся рецепторы, связанные с головным мозгом. Разминая пластилин, ребенок использует подушечки пальцев и тем самым подает импульсы в мозг.

Во время работы с пластилином у ребенка развивается моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При работе с пластилином, малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук. Чем больше ребенок будет лепить, тем быстрее и яснее он научится говорить.

Кроме того, постоянные занятия с пластилином нормализуют сон, понижают возбудимость, ребенок становится более спокойным и реже раздражается.

Использование на индивидуальных логопедических занятиях игр с пластилином позволяет повысить эффективность логопедического воздействия на детей дошкольного возраста, сформировать у них интерес к организованной образовательной деятельности, создать положительную мотивацию, развить мелкую моторику рук.

К достоинствам лепки из пластилина относятся :

-простота исполнения работы;

-яркость и фактурность материала;

-возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей;

-насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.

Цель: освоение работы с пластилином для развития речи ребенка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-характеризовать артикуляционные уклады, используя объёмные модели;

-познакомить с артикуляционными признаками звуков:

• положение губ;

• положение языка;

• характер воздушной струи.

Коррекционно-развивающие:

-подготовить артикуляционный аппарат к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;

-подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков;

-создать зрительный образ язычка своими руками;

-учить детей сравнивать форму языка с образом предмета;

-развивать речевую и мелкую моторику.

- развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные:

-повышать мотивацию к учебной деятельности, речевую активность;

-воспитывать аккуратность.

Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяя быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает привычное занятие разнообразным, увлекательным и запоминающимся.

Основной материал-пластилин, а инструмент-рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребёнка.

В процессе обучения детей с ОВЗ работе с пластилином не надо ставить очень сложные задачи, чтобы не оттолкнуть ребёнка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом.

Нейрогимнастика

Начинаем обучение с самых простых приёмов, таких как: разминание пластилина в руках; изготовление ровного гладкого шарика и превращение его в лепешку или брусочек-колбаску.

Игра «Катай и повторяй» катаем пластилин проговариваем стихотворение. Пластилин в руках катаю. Шарик круглый получаю. А сейчас я надавлю, и лепешку получу. Я ладошками кручу. И колбаску получу.

Игра Кулак – ребро – ладонь. Дети лепят шарик, колбаску, лепешку. Хаотично выкладывают в 1 ряд. Играем в игру кулак-ребро-ладонь с опорой на зрительный образ.

Игра «Восьмерка» катаем шарик или кубик из пластилина. Передаем пальчиками одной руки в другую вращая, как будто рисуем восьмерку.

Артикуляционная гимнастика, уклад звука.

Затем переходим к более насыщенным приёмам, требующим от детей терпения и усидчивости: формировать нужное положение пластилинового язычка, попробовать поставить так же свой собственный язычок, контролируя себя в зеркале.

Таким образом, задействуем множество анализаторов и, главное, включаем двигательный (кинестетический) анализатор.

Игра «Гимнастика с Лунтиком» (шипящие, соноры)

Игра «Гимнастика с Жасмин» (свистящие)

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных комплексов-кинем. Для того, чтобы выработать у ребёнка навык удержания определённого положения языка, ребёнку нужно чётко себе представить, какой формы должен получиться язычок.

Обычно логопед предъявляет ребёнку изображение артикуляционного упражнения, создаёт зрительный образ данной кинемы и сам же демонстрирует его выполнение. Это хорошие привычные приёмы, но изображение не всегда может быть доступно ребёнку.

Делаем с ребёнком макет из пластилина, который легко принимает и держит заданную форму.

В процессе лепки комментируем все действия, расширяя словарный запас ребенка.

Для создания макета язычка при постановке звуков, использую карточки, которые служат опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада того или иного звука.

Автоматизация звука

Пластилин активно используется при автоматизации звуков.

Игра «нажми, растяни, согни» долго произносим звук растягиваем колбаску, быстро называем звук прыгаем пальчиками по колбаске нажимая на нее.

Игра «Капельки» растягивание кусочка пластилина на листе бумаги с изолированным произнесением звука.

Игра «Заплатки» наклей пластилиновые заплатки на букву, произноси звук.

Игра «Дорожка» выложи дорожку из пластилина, произнеси звуки-долго, тихо – громко, коротко.

Дифференциация звуков

Игра «Ежик» лепим основу ежика. На иголки нанизываем шарики зеленого и синего цвета (собираем урожай). Нажимаем на синий шарик произносим твердый звук, на зеленый мягкий.

Игра «Звуковые шарики» предлагается продолжить дорожку из шариков двух цветов. Когда дорожка доделана, пальчиком прыгаем по шарикам один цвет твердый звук другой мягкий. Произнося слоги и слова если звук мягкий нажимаем на шарик зеленого цвета превращая его в лепешку, если твердый нажимаем на синий в хаотичном порядке.

Грамматический строй речи

Игра «Семья» представляем, что вся семья играет с пластилином. Составляем предложения мама катает шарик, бабушка лепит из пластилина. Используем в построении предложений местоимения ты лепишь зайца, они лепят зайца и т. д.

Игра «Колбаска» раскатываем колбаску проговаривая я катаю, я катаю колбаску, я катаю красную колбаску увеличивая количество слов с каждым повтором

Обучение грамоте

Игра «Буква» с помощью пластилина восстанавливаем образ буквы, создаем такую же по образцу.

Каждое новое творчество для ребёнка-это не просто умение, навыки,

опыт; это ещё и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука-мозг». В воспитании ребёнка нет и не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть весомую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Планируемые результаты:

-Дети познакомились с артикуляционными признаками звуков.

-Подготовили артикуляционный аппарат к постановке звуков.

- Создали зрительный образ языка.

- Научились сравнивать форму языка с образом предмета.

- Улучшили речевую и мелкую моторику.

- Развили творческое воображение.

- Повысилась мотивация к образовательной деятельности.

Материалы:

- Пластилин;

- Доска для лепки;

- Влажные салфетки;

- Карточки укладов артикуляционных упражнений;

-Карточки-образцы артикуляционных укладов звуков ;

- Игры карточки для автоматизации звука.

- Игры – карточки для дифференциации звуков;

- Карточки – схемы для нейрогимнастики;

-Карточки для звукового анализа;

Литература:

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей В. М. Акименко. -Ростов н/Д. : Феникс,2009.

2. Голубева Г. Г. Коррекция фонетической стороны речи у дошкольников :метод. пособие/Г. Г. Голубева-СПб. :Издательство РГПУ им. А. И. Герцена.

3. Лыкова И. Ф. Я леплю из пластилина /И. Ф. Лыкова. -М. : Мир книги,2009.

4. Новикова Е. В. Артикуляция звуков в графическом изображении/Е. В. Новикова. -М. : ГНОМ и Д. ,2006.

5. Цвынтарный В. В. Играем,слушаем,подражаем-звуки получаем/В. В. Цвынтарный. СПб. :Лань,1999.

6. Шорох-Троцкая М. К. Коррекция сложных речевых расстройств : сб. упражнений/М. К. Шорох-Троцкая. -М. : Сфера,2011.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами»Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт)Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт) Лепка, как и игра, являются любимыми занятиями моих воспитанников. Открыв для себя однажды этот чудесный материал, о нем им трудно забыть,.

Пластилинография «Волшебный пластилин»Пластилинография «Волшебный пластилин» Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причем делает это самым эффективным и безотказным способом – всё нужно увидеть, услышать,.

Проект «Ах, какой чудесный Новый год». Украшение группы к праздникуПроект «Ах, какой чудесный Новый год». Украшение группы к празднику Проект «Ах, какой чудесный Новый год» мы начали 22 ноября, в рамках проекта читали о традициях празднования Нового года в разных странах.

Проект «Чудесный магнит» для детей подготовительной к школе группыПроект «Чудесный магнит» для детей подготовительной к школе группы Пояснительная записка «Магнит всегда показывает на север и на юг, а от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Народная.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» Воспитатели Жеребцова В. Г; Мазакина Н. В. Слайд 1 Проект на каникулярной неделе: «Чудесный мир народного творчества». Слайд 2 Процесс познания.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста. Воспитатели: Жеребцова В. Г., Мазакина.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Творческий проект «Чудесный мир сказки»Творческий проект «Чудесный мир сказки» Творческий проект «Чудесный мир сказки» Выполнили: воспитатель ИЗО Шальнова И. В. воспитатели подготовительной к школе группы «Осьминожки».

Экологический проект «Чудесный горох» во второй младшей группеЭкологический проект «Чудесный горох» во второй младшей группе Посадка семян гороха Актуальность Современные дети стали больше времени проводить за компьютерными играми и телевизором и наблюдается процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чудесный пластилин» для дошкольников
Опубликовано: 13 января 2022 в 19:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД