Лучший педагог года

Проект «Цветок дождя» по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования

Елена Романюк
Проект «Цветок дождя» по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования

Тема: «Цветок дождя»

2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Срок реализации: долгосрочный (октябрь 2023 г. - март 2024 г.)

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги

3. Актуальность:

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Проект „Цветок дождя“ по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, любознательность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней.

4. Практическая значимость:

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента :

• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

• идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

5. Ключевые понятия:

1. Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой стороны. (Н. Н. Поддьяков)

2. Познавательная деятельность – сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. (А. А. Реан)

3. Любознательность - особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. (С. Л. Рубинштейн)

6. Цель: Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста при помощи экспериментальной деятельности

Задачи:

1. Расширять представления детей о луковичных растениях;

2. Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы их свойств и качеств;

3. Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его простейших зависимостях;

4. Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности.

7. Релевантные исследования

Экспериментальная деятельность как метод развития любознательности у детей дошкольного возраста. (Федотова Л. В., Козлова Н. А.)

В статье раскрываются основные принципы, по которым строится экспериментальная деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений и детей дошкольного возраста. Даются определения основных компонентов экспериментальной деятельности. Делается вывод, что в дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом развития и обучения ребенка, который пробуждает в детях любопытство и развивает любознательность.

8. Релевантные исследования

Развитие любознательности дошкольников в процессе детского экспериментирования (Суланова Н. А.)

Теоретико-практические исследования показывают, что развитию любознательности детей дошкольного возраста способствует детское экспериментирование, создавая благоприятную среду для формирования познавательного интереса детей, что обуславливает актуальность темы исследования: «Развитие любознательности дошкольников в процессе детского экспериментирования».

9. Релевантные исследования

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Черкашина Е. Д.)

Любознательность является сложным личностным качеством, отражающим активность ребенка в процессе познания, реакцию на новизну, стремление устанавливать причинно-следственные связи, углублять понимание окружающего мира. Развитие любознательности дошкольников наиболее эффективно может осуществляться в деятельности, сущность которой состоит в познании - экспериментировании. В статье представлены результаты изучения возможностей развития любознательности в экспериментировании.

Этапы

10. Проблемно-поисковый этап - октябрь 2023г.

1. Формулирование проблемы проекта

2. Постановка цели и задач

3. Поиск информации

4. Анализ информации

5. Разработка концепции проекта

11. Процессуально-деятельностный этап - Ноябрь 2023 – Февраль 2024

1. Проведение констатирующей диагностики

2. Экспериментирование в группе ДОО

12. Констатирующий и контрольный этап диагностики

Методика «Дерево желаний» (В. С. Юркевич)

Цель: определение уровня любознательности детей старшего дошкольного возраста

Для изучения уровня любознательности детей : есть ли стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, насколько отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Ход работы: Используются словесные ситуации, на каждую отводится определённое количество времени. Ответы детей фиксируются в протоколе. Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Обработка данных. Из ответов выбираются ответы познавательного характера (ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей).

Уровень познавательной потребности:

высокий – 9 ответов и выше;

средний – от 3 до 8 ответов;

низкий – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ.

высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру;

средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная;

низкий уровень – ребенок удовлетворяется односложной информацией.

13. Корпоративно-рефлексивный этап - март 2024

1. Проведение контрольной диагностики

2. Чистовое описание проектного продукта

3. Рефлексия и оценка проекта.

(Позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы.

Рефлексия включает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта.)

14. Ресурсы проекта

• Информационные (список лит-ры, релевантные исследования)

• Материально-технические (ИКТ-оборудование, цветы, втор. сырьё)

15. Риски

Низкая начальная мотивация участников

Недостаточное обеспечение проекта материально – техническим оборудованием

Отсутствие выраженных результатов

Прикреплённые файлы:

cvetok-dozhdja-2_mqfjb.pptx | 12888,06 Кб
 
Публикации по теме:

«Гиацинт-цветок дождя». Мастер-класс в технике «объемного моделирования»«Гиацинт-цветок дождя». Мастер-класс в технике «объемного моделирования» Гиацинт- цветок дождей- Кудрявая головушка, Улыбнись же поскорей, Тебе поет соловушка. Дорогие маамовцы,представляю на ваш суд мастер.

Фотоотчет о занятиях по сенсорному развитию детей 3–4 лет посредством дидактических игрФотоотчет о занятиях по сенсорному развитию детей 3–4 лет посредством дидактических игр На своих занятиях по сенсорному развитию я старалась в игровой форме через дидактические игры закрепить представление детей о цвете, величине,.

Цветок дождя — Гиацинт. Мастер класс.Цветок дождя — Гиацинт. Мастер класс. Гиацинты для любимой мамочки. Гиацинт - цветок дождя. В древней Греции гиацинт считался символом умирающей и вновь воскрешающей природы.

Цветок дождя из гофрированной бумаги (мастер-класс)Цветок дождя из гофрированной бумаги (мастер-класс) Цветок дождя из гофрированной бумаги (мастер-класс) Дорогие коллеги и друзья, доброе время суток. Сегодня вашему вниманию предлагаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Цветок дождя» по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования
Опубликовано: 1 апреля 2024 в 22:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД