Получи документы

Проект «Цветок дождя» по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования

Елена Романюк
Проект «Цветок дождя» по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Цветок дождя»

2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Срок реализации: долгосрочный (октябрь 2023 г. - март 2024 г.)

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги

3. Актуальность:

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Проект „Цветок дождя“ по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, любознательность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней.

4. Практическая значимость:

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента :

• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

• идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

5. Ключевые понятия:

1. Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой стороны. (Н. Н. Поддьяков)

2. Познавательная деятельность – сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. (А. А. Реан)

3. Любознательность - особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. (С. Л. Рубинштейн)

6. Цель: Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста при помощи экспериментальной деятельности

Задачи:

1. Расширять представления детей о луковичных растениях;

2. Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы их свойств и качеств;

3. Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его простейших зависимостях;

4. Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности.

7. Релевантные исследования

Экспериментальная деятельность как метод развития любознательности у детей дошкольного возраста. (Федотова Л. В., Козлова Н. А.)

В статье раскрываются основные принципы, по которым строится экспериментальная деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений и детей дошкольного возраста. Даются определения основных компонентов экспериментальной деятельности. Делается вывод, что в дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом развития и обучения ребенка, который пробуждает в детях любопытство и развивает любознательность.

8. Релевантные исследования

Развитие любознательности дошкольников в процессе детского экспериментирования (Суланова Н. А.)

Теоретико-практические исследования показывают, что развитию любознательности детей дошкольного возраста способствует детское экспериментирование, создавая благоприятную среду для формирования познавательного интереса детей, что обуславливает актуальность темы исследования: «Развитие любознательности дошкольников в процессе детского экспериментирования».

9. Релевантные исследования

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Черкашина Е. Д.)

Любознательность является сложным личностным качеством, отражающим активность ребенка в процессе познания, реакцию на новизну, стремление устанавливать причинно-следственные связи, углублять понимание окружающего мира. Развитие любознательности дошкольников наиболее эффективно может осуществляться в деятельности, сущность которой состоит в познании - экспериментировании. В статье представлены результаты изучения возможностей развития любознательности в экспериментировании.

Этапы

10. Проблемно-поисковый этап - октябрь 2023г.

1. Формулирование проблемы проекта

2. Постановка цели и задач

3. Поиск информации

4. Анализ информации

5. Разработка концепции проекта

11. Процессуально-деятельностный этап - Ноябрь 2023 – Февраль 2024

1. Проведение констатирующей диагностики

2. Экспериментирование в группе ДОО

12. Констатирующий и контрольный этап диагностики

Методика «Дерево желаний» (В. С. Юркевич)

Цель: определение уровня любознательности детей старшего дошкольного возраста

Для изучения уровня любознательности детей : есть ли стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, насколько отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Ход работы: Используются словесные ситуации, на каждую отводится определённое количество времени. Ответы детей фиксируются в протоколе. Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Обработка данных. Из ответов выбираются ответы познавательного характера (ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей).

Уровень познавательной потребности:

высокий – 9 ответов и выше;

средний – от 3 до 8 ответов;

низкий – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ.

высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру;

средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная;

низкий уровень – ребенок удовлетворяется односложной информацией.

13. Корпоративно-рефлексивный этап - март 2024

1. Проведение контрольной диагностики

2. Чистовое описание проектного продукта

3. Рефлексия и оценка проекта.

(Позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы.

Рефлексия включает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта.)

14. Ресурсы проекта

• Информационные (список лит-ры, релевантные исследования)

• Материально-технические (ИКТ-оборудование, цветы, втор. сырьё)

15. Риски

Низкая начальная мотивация участников

Недостаточное обеспечение проекта материально – техническим оборудованием

Отсутствие выраженных результатов

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Гиацинт-цветок дождя». Мастер-класс в технике «объемного моделирования»«Гиацинт-цветок дождя». Мастер-класс в технике «объемного моделирования» Гиацинт- цветок дождей- Кудрявая головушка, Улыбнись же поскорей, Тебе поет соловушка. Дорогие маамовцы,представляю на ваш суд мастер.

Фотоотчет о занятиях по сенсорному развитию детей 3–4 лет посредством дидактических игрФотоотчет о занятиях по сенсорному развитию детей 3–4 лет посредством дидактических игр На своих занятиях по сенсорному развитию я старалась в игровой форме через дидактические игры закрепить представление детей о цвете, величине,.

Цветок дождя — Гиацинт. Мастер класс.Цветок дождя — Гиацинт. Мастер класс. Гиацинты для любимой мамочки. Гиацинт - цветок дождя. В древней Греции гиацинт считался символом умирающей и вновь воскрешающей природы.

Цветок дождя из гофрированной бумаги (мастер-класс)Цветок дождя из гофрированной бумаги (мастер-класс) Цветок дождя из гофрированной бумаги (мастер-класс) Дорогие коллеги и друзья, доброе время суток. Сегодня вашему вниманию предлагаю.

Досуг-развлечение по сенсорному развитию детей раннего возраста с элементами экспериментирования «Клоун в гостях у ребят»Досуг-развлечение по сенсорному развитию детей раннего возраста с элементами экспериментирования «Клоун в гостях у ребят» Формирование представления о форме, величине и цвете, а также элементарной познавательно - исследовательской деятельности и экспериментирования.

Мастер-класс. Аппликация с использованием бумажных салфеток «Цветок дождя-гиацинт» с детьми старшей логопедической группыМастер-класс. Аппликация с использованием бумажных салфеток «Цветок дождя-гиацинт» с детьми старшей логопедической группы Здравствуйте,уважаемые друзья,коллеги и гости моей странички! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер-класс. Эта неделя у.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Цветок дождя» по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования
Опубликовано: 1 апреля 2024 в 22:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Цветок дождя» по развитию любознательности у детей 5–7 лет посредством экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романюк (УИ 338926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД