Оксана Чарыкова
Проект «Детские подвижные игры Нижегородской губернии в 19 веке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Детские подвижные игры Нижегородской губернии в 19 веке»
Педагогические задачи:
- изучить литературу и другие информационные источники о нижегородских подвижных играх;
Публикация «Проект „Детские подвижные игры Нижегородской губернии в 19 веке“» размещена в разделах
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
- провести консультации для сотрудников и родителей о роли нижегородских игр в жизни нижегородцев;
- провести консультацию для сотрудников об использовании нижегородских игр в режиме дня дошкольников;
- познакомить с разными типами игр;
- воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков и народов, проживающих на территории Нижегородского края;
- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.
Задачи для детей:
- уметь играть в нижегородские подвижные игры, самостоятельно выбирать игру, подходящую к данной ситуации;
- самостоятельно контролировать выполнение правил игры и точность выполнения движений;
- самостоятельно регулировать степень внимания, мышечного напряжения, время проведения игры;
- быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
- уважительно относиться к своим товарищам, оказывать им посильную моральную и физическую поддержку.
Роль нижегородских игр в жизни нижегородцев.
«Для ребёнка серьёзна всякая игра, ибо, играя, он живёт. Он только тогда и живёт, тогда только и упражняется, тогда только и растит душу и тело, когда играет. Это поняли давно лучшие из педагогов, и недаром одно из сочинений Коменского так и называлось «Школа игрою»… Чистейшим родником игры, бьющим непрерывно и весело, является детская жажда играть, стержнем которой надобно признать театральный инстинкт» (А. В. Луначарский в сб. «Игра. Непериодическое издание, посвящённое воспитанию посредством игры». Пг. ,1918, с. 2-3).
«Кто не видел, - писал в 1914 году А. Н. Соболев, собиратель фольклора во Владимирском крае,- раскрасневшихся личиков, блестящих удовольствием глаз мальчиков и девочек, забавлявшихся какою – либо игрой?
Игры и развлечения составляют необходимую органическую потребность всех детей, и разве только крайне больные дети не имеют этой потребности. В игре дети живут; всё житейское далеко отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё его существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т. е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие – нибудь силы для игры. Когда же силы истощатся, тогда наступает конец игре; продолжаться далее она уже не может, несмотря на всю заманчивость, которая обещается дальнейшим ходом игры.
Дети играют в различные игры, направление и характер которых определяется большею частью полом играющих. Девочки обыкновенно влекутся к играм мирным, тихим, не требующим очень большого напряжения силы отличающимся хозяйственным и воспитательным содержанием (играют в «криночки», «мать и дети» и т. п.); игры же мальчиков отличаются большею подвижностью, большим разнообразием и часто воинственностью: беганье, прыганье, борьба, словом, то, в чём должна выразиться сила и ловкость; вот что преимущественно стоит на первом плане в играх мальчиков» (Труды Владимирской учёной архивной комиссии, кн. XVI. Владимир, 1914, с. 1-3).
Календарный детский фольклор.
Не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На святках (с Рождества до Крещения) они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли соседей колядной песней, овсенем, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходили по полям в Троицын день с пением песни о колоске. Дети рано приобщались к заботам взрослых и начинали жить общими для семьи и деревни интересами. При случае, когда был нужен дождь, исполняли многообразные заклички – заговоры.
В детском «репертуаре» календарный фольклор упрощался, обретал лишь отдельные компоненты «взрослого» фольклора. Однако обычная в детском фольклоре «цепная», вопросно – ответная, композиция завершалась, как и полагалось, намёком на угощение – обрядовое печенье.
Специалисты по фольклору (Г. С. Виноградов и другие) считают, что детский земледельческий календарь образует свои циклы, зависящие от пёстрой смены детских забав, первых посильных дел в доме и поле. Точнее было бы говорить, что этот фольклор – часть быта взрослых, издревле включавших подрастающих детей в круг серьёзных интересов, своих хозяйственных занятий. При всём том чёткое различение детского и взрослого фольклора крайне затруднительно. Он усваивал не только рациональные понятия от взрослых, но и их предрассудки.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. В игре удовлетворялась жажда действования, предоставлялась обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитывались умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость. В играх был залог полноценной душевной жизни в будущем. Не игравший в детстве ребёнок никогда, став взрослым, не развернёт своих человеческих потенций. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры».
Игры – своеобразная школа ребёнка. В ней свои «предметы», «дисциплины». Одни из них развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают к сообразительности, вниманию. Они заставляют детей в равной степени подчиняться воле всех. Игры проникнуты принципом справедливости, воздаяния по заслугам. Дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установлениям и порядкам. Новейшая педагогика называет эту функцию игры средством «социализации» ребёнка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Этим особенно интересны считалки. С их помощью определяют того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
Игры детей можно разделить по составу на простые, даже простейшие, и сложные – со значительным драматическим действием. Простые игры, доступные разумению самых маленьких детей: двое, трое берутся за руки – взнуздывают себя, взяв в зубы верёвочки; концы держит кучер. Он погоняет лошадей: «Пошёл, пади!». Более сложная и требующая участия большего числа детей – игра в «Кошки и мышки». Воспроизведение целых сцен с достаточно развёрнутым обменом репликами предполагает игра в «краски». В Нижегородской губернии играющие, назвавшись кто красной, кто – синей. Кто – жёлтой или иной другой краской, ждут прихода водящего. Он выбирает себе краску, сани красить. Далее уводит её и гримасничает, если краска засмеётся – остаётся у водящего. Игра требует самообладания и умения смешить.
Детские игры могут и не включать игровые изобразительные моменты, быть просто соревнованием в ловкости, силе, быстроте бега, умении прыгать, владеть мячом, скакать через верёвочку.