Мария Белякова
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, может помочь дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и к другим в дошкольном детстве способствует толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Публикация «Проект для детей среднего дошкольного возраста „Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа“» размещена в разделах
- Мордовия
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества – приоритетный вопрос системы российского образования. Еще Л. Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождение ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект – субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.
Толерантность это умение с пониманием относиться к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов, это единство познавательного эмоционально - нравственного и поведенческого компонентов.
Цели: формирование у детей дошкольного возраста навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса. Воспитания любви к национальной культуре, традициям мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представления об обычаях и традициях мордовского народа, как об истоке воспитания толерантности.
- создать условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
Развивающие:
- развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
- развивать речевые и исполнительские способности.
Воспитательные:
- воспитывать в дошкольниках чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он родился и живет.
- воспитывать уважения к традициям и обычаям мордовского народа.
Проблема:
Перемены, происходящие в нашей стране, привели к тому, что:
• утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
• исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
• забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;
• девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.
А ведь без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Гипотеза.
На основе изучения традиций и обычаев мордовского народа формируется толерантные отношения между детьми разных национальностей.
Для эффективного толерантного воспитания детей дошкольного возраста будет создана предметно – развивающая среда.
Новизна
Сегодня во многом судьба страны зависит от судьбы ее образования. Кризис образования во многом связан с тем «нравственным вакуумом», в котором оказалось новое поколение. Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и воспитания прерванной связи времени, мы пришли к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости – традициям и обычаям мордовского народа.
В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Исследование в области дошкольной педагогики свидетельствует о том, что ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.
Срок - долгосрочный (октябрь 2018 – май 2019)
Тип проекта: познавательный.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
2. Практический этап
3. Заключительный этап.
I. Подготовительный этап.
- подбор и изучение научно – методической литературы.
- подбор художественной литературы.
- подбор иллюстративного материала тестирование родителей.
- диагностика детей.
- подготовка конспектов и сценариев, дидактических и пальчиковых игр.
Ожидаемые результаты:
1. Подобрана детская литература по ознакомлению детей с мордовскими народными традициями и обычаями.
2. В группе созданы условия для ознакомления детей с традициями и обычаями мордовского народа.
3. Разработана программа по оказанию профессиональной помощи родителям, воспитателям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с обычаями и традициями мордовского народа.
II. Практический.
Содержание Цель Сроки проведения Участники
1. Беседа «Народная культура мордвы»
2. Экскурсия в нацию избу ДОУ
3. Памятка для родителей «Как воспитать маленького патриота» Знакомство детей с мордовской национальной культурой.
Познакомить детей с предметами быта и утварью мордовского народа
Сентябрь
дети, воспитатели
1. Рассматривание куклы в мордовском национальном костюме.
2. Беседа «Осенние народные праздники»
3. Сообщение на родительском собрании «Основы патриатического воспитания дошкольников» Воспитывать уважения к людям, создавшим красоту мордовского народа
Познакомить детей с осенними народными праздниками: «Сексень ши» - праздник урожая «Покров» Октябрь
Октябрь
дети, воспитатели
1. Мордовская народная игра «В зайчиков» «Нумалнэсе» - эрз.
2. Заучивание потешки «Ай, вцици, ациций»
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание» Познакомить с мордовской народной игрой, правилами игры.
Способствовать заучиванию потешки и её применению в режимных моментах
Ноябрь
дети, воспитатели, физкультурный руководитель
1. Заучивание колыбельной песни «Утю – балю, дитятко»
2. С-р игра «Семья»
3. Анкетирование «Традиции семейного чтения» Помочь детям запомнить колыбельную песню.
Воспитывать любовь к своей семье и её традициям
Декабрь
дети, воспитатели, музыкальный руководитель
1. «Зимние народные праздники»
2. Слушание эрзянской народной песни «Баю –баю-баю-бай» Познакомить детей с зимними народными праздниками: «Святки», «Рождество», «Од ие. Новый год»
Вызывать интерес к мордовскому народному фольклору.
Январь
дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
1. Беседа о богах и сказаниях мордвы.
2. Рассказывание мордовской сказки «Диль, диль дедынька»
3. Мордовская народная подвижная игра «В волков», «Верьгизыэсэ»
4. День именинников (для детей родившихся зимой) Формировать представления детей о покровительницах земли мордовской (Вирь-ава, Ведь – ава, Лудо – ава и т. д.)
Продолжать знакомить детей с мордовскими народными сказками.
Развивать ловкость, смелость, интерес к народной игре. Февраль
Февраль
дети, воспитатели
1. Знакомство с мифами и их персонажами.
2. Беседа «Весенние народные праздники»
3. Посещение кукольного театра «Крошка» с родителями Познакомить детей с народными мифами.
Познакомить детей с весенними народными праздниками «Масленица», «Пасха»
Воспитывать любовь к искусству и творчеству мордовского народа.
Март
дети, воспитатели, родители
1. Разучивание и чтение скороговорки «Митя тей, Митя тов, Митя совась аксялов»
2. Музыкально – фольклорная игра «Ручеек»
3. Сообщение «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Учить правильно читать скороговорку, развивать тембр речи, дикцию.
Развивать интерес к музыкальным – фольклорным играм.
Апрель
дети, воспитатели, музыкальный руководитель
1. Беседа «Весенние народные праздники»
2. Заучивание прибаутки «Лето приди, приди»
3. Беседа о персонаже «Мода - ава» (богиня плодородия)
4. Пополнение национального уголка атрибутами «Задание родителям» Познакомить детей с летними народными праздниками «Троица»
Помочь запомнить прибаутку.
Знакомить детей с мифологическими персонажами
Май дети, воспитатели, родители
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта
- дети будут знать и называть свою малую родину.
- национальность.
- традиции и обычаи мордовского народа.
- использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, прибаутки.
- уметь играть в мордовские народные игры.
- будут знать сказки и узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства.
- у детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, доброжелательное отношение кдруг другу независимо от национальности, социального статуса.
III. Заключительный этап.
1. Фотоальбом.
2. Развлечение с родителями и детьми.
3. Информационные буклеты для родителей.
IV. Методическое обеспечение.
1. Демонстрационный и дидактический материал.
2. Методическая литература.
3. Конспект сценарием, праздников, развлечений.
4. Конспект НОД.
Литература:
1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. (О. В. Бурляева и др. – г. Саранск: Мордовское книжное издательство 2011г.).
2. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».
3. Мы – Мордва. Саранск. Издательский центр мой МГУ имени Н. П. Огарева 2007г.
4. Древняя Мордва. Саранск. Издательский – центр мой МГУ имени Н. П. Огарева 2007г.
5. Валдоня (светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных учреждений РМ. Саранск. 2001г.
6. Мордовский народ, что нас волнует? – Саранск. 1991г.