Папки-передвижки

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»

Мария Белякова
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, может помочь дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и к другим в дошкольном детстве способствует толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.

Публикация «Проект для детей среднего дошкольного возраста „Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа“» размещена в разделах

Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества – приоритетный вопрос системы российского образования. Еще Л. Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождение ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект – субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.

Толерантность это умение с пониманием относиться к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов, это единство познавательного эмоционально - нравственного и поведенческого компонентов.

Цели: формирование у детей дошкольного возраста навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса. Воспитания любви к национальной культуре, традициям мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представления об обычаях и традициях мордовского народа, как об истоке воспитания толерантности.

- создать условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

Развивающие:

- развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

- развивать речевые и исполнительские способности.

Воспитательные:

- воспитывать в дошкольниках чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он родился и живет.

- воспитывать уважения к традициям и обычаям мордовского народа.

Проблема:

Перемены, происходящие в нашей стране, привели к тому, что:

• утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

• исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

• забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

• девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

А ведь без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Гипотеза.

На основе изучения традиций и обычаев мордовского народа формируется толерантные отношения между детьми разных национальностей.

Для эффективного толерантного воспитания детей дошкольного возраста будет создана предметно – развивающая среда.

Новизна

Сегодня во многом судьба страны зависит от судьбы ее образования. Кризис образования во многом связан с тем «нравственным вакуумом», в котором оказалось новое поколение. Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и воспитания прерванной связи времени, мы пришли к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости – традициям и обычаям мордовского народа.

В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.

Исследование в области дошкольной педагогики свидетельствует о том, что ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Срок - долгосрочный (октябрь 2018 – май 2019)

Тип проекта: познавательный.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

2. Практический этап

3. Заключительный этап.

I. Подготовительный этап.

- подбор и изучение научно – методической литературы.

- подбор художественной литературы.

- подбор иллюстративного материала тестирование родителей.

- диагностика детей.

- подготовка конспектов и сценариев, дидактических и пальчиковых игр.

Ожидаемые результаты:

1. Подобрана детская литература по ознакомлению детей с мордовскими народными традициями и обычаями.

2. В группе созданы условия для ознакомления детей с традициями и обычаями мордовского народа.

3. Разработана программа по оказанию профессиональной помощи родителям, воспитателям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с обычаями и традициями мордовского народа.

II. Практический.

Содержание Цель Сроки проведения Участники

1. Беседа «Народная культура мордвы»

2. Экскурсия в нацию избу ДОУ

3. Памятка для родителей «Как воспитать маленького патриота» Знакомство детей с мордовской национальной культурой.

Познакомить детей с предметами быта и утварью мордовского народа

Сентябрь

дети, воспитатели

1. Рассматривание куклы в мордовском национальном костюме.

2. Беседа «Осенние народные праздники»

3. Сообщение на родительском собрании «Основы патриатического воспитания дошкольников» Воспитывать уважения к людям, создавшим красоту мордовского народа

Познакомить детей с осенними народными праздниками: «Сексень ши» - праздник урожая «Покров» Октябрь

Октябрь

дети, воспитатели

1. Мордовская народная игра «В зайчиков» «Нумалнэсе» - эрз.

2. Заучивание потешки «Ай, вцици, ациций»

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание» Познакомить с мордовской народной игрой, правилами игры.

Способствовать заучиванию потешки и её применению в режимных моментах

Ноябрь

дети, воспитатели, физкультурный руководитель

1. Заучивание колыбельной песни «Утю – балю, дитятко»

2. С-р игра «Семья»

3. Анкетирование «Традиции семейного чтения» Помочь детям запомнить колыбельную песню.

Воспитывать любовь к своей семье и её традициям

Декабрь

дети, воспитатели, музыкальный руководитель

1. «Зимние народные праздники»

2. Слушание эрзянской народной песни «Баю –баю-баю-бай» Познакомить детей с зимними народными праздниками: «Святки», «Рождество», «Од ие. Новый год»

Вызывать интерес к мордовскому народному фольклору.

Январь

дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

1. Беседа о богах и сказаниях мордвы.

2. Рассказывание мордовской сказки «Диль, диль дедынька»

3. Мордовская народная подвижная игра «В волков», «Верьгизыэсэ»

4. День именинников (для детей родившихся зимой) Формировать представления детей о покровительницах земли мордовской (Вирь-ава, Ведь – ава, Лудо – ава и т. д.)

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными сказками.

Развивать ловкость, смелость, интерес к народной игре. Февраль

Февраль

дети, воспитатели

1. Знакомство с мифами и их персонажами.

2. Беседа «Весенние народные праздники»

3. Посещение кукольного театра «Крошка» с родителями Познакомить детей с народными мифами.

Познакомить детей с весенними народными праздниками «Масленица», «Пасха»

Воспитывать любовь к искусству и творчеству мордовского народа.

Март

дети, воспитатели, родители

1. Разучивание и чтение скороговорки «Митя тей, Митя тов, Митя совась аксялов»

2. Музыкально – фольклорная игра «Ручеек»

3. Сообщение «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Учить правильно читать скороговорку, развивать тембр речи, дикцию.

Развивать интерес к музыкальным – фольклорным играм.

Апрель

дети, воспитатели, музыкальный руководитель

1. Беседа «Весенние народные праздники»

2. Заучивание прибаутки «Лето приди, приди»

3. Беседа о персонаже «Мода - ава» (богиня плодородия)

4. Пополнение национального уголка атрибутами «Задание родителям» Познакомить детей с летними народными праздниками «Троица»

Помочь запомнить прибаутку.

Знакомить детей с мифологическими персонажами

Май дети, воспитатели, родители

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта

- дети будут знать и называть свою малую родину.

- национальность.

- традиции и обычаи мордовского народа.

- использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, прибаутки.

- уметь играть в мордовские народные игры.

- будут знать сказки и узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства.

- у детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, доброжелательное отношение кдруг другу независимо от национальности, социального статуса.

III. Заключительный этап.

1. Фотоальбом.

2. Развлечение с родителями и детьми.

3. Информационные буклеты для родителей.

IV. Методическое обеспечение.

1. Демонстрационный и дидактический материал.

2. Методическая литература.

3. Конспект сценарием, праздников, развлечений.

4. Конспект НОД.

Литература:

1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. (О. В. Бурляева и др. – г. Саранск: Мордовское книжное издательство 2011г.).

2. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».

3. Мы – Мордва. Саранск. Издательский центр мой МГУ имени Н. П. Огарева 2007г.

4. Древняя Мордва. Саранск. Издательский – центр мой МГУ имени Н. П. Огарева 2007г.

5. Валдоня (светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных учреждений РМ. Саранск. 2001г.

6. Мордовский народ, что нас волнует? – Саранск. 1991г.

Публикации по теме:

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Образовательная область.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД».

Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной»Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной» ОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте…. 3 1.1. Условия возникновения и становления опыта…3 1.2. Обоснование актуальности.

Конспект занятия «Ознакомление с традициями и бытом русского народа» «Ознакомление с традициями и бытом русского народа» Автор: старший воспитатель высшей квалификационной категории Аввакумова Ирина Николаевна,.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины»Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины» Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными.

Проект «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через народное творчество» Проект «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через народное творчество» Авторы проекта: Найденова Екатерина Александровна.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом Введение. 16 ноября с 1995 года ежегодно отмечается международный день толерантности. В нашем городе Советском проживает много людей разной.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонациональной среды и подготовка будущих педагогов Тема воспитания толерантности у детей в условиях многонациональной среды крайне актуальна в наше время, ведь из-за демократизации образования.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста Термин «толерантность» от латинского слова – терпение, трактуется как способность организма переносить неблагоприятное того или иного фактора.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»
Опубликовано: 13 марта 2019 в 23:41
+66Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Белякова (УИ 328847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД