Анна Севостьянова
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка.
Ключевые слова: достопримечательность, малая родина, всесторонне развитая личность, речевая активность, детская инициатива, организованная образовательная деятельность.
Я узнал, что у меня
есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
в поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною –
Это все мое, родное!
(В. Н. Орлов)
Публикация «Проект „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
У каждого человека есть малая родина – место, где человек родился, где он провел свое детство, вырос, а кто-то прожил всю свою жизнь. С этим местом, связаны светлые воспоминания, переживания, эмоции: дружба, первые успехи и неудачи, первая любовь и другие. Чувство любви к своей малой родине, как и другие нравственные качества, закладывается еще с дошкольного возраста. Поэтому педагогам необходимо сформировать умение ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться и другие социальные объекты, а так же научить всматриваться в глубины достопримечательных мест тем самым привить любовь к родному селу, городу, краю.
Об актуальности изучения родной местности дошкольниками упоминал еще Я. А. Каменский. В своей книге «Материнская школа» он отмечал, что ребенок пяти лет уже должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский.
В содержании образовательных программ для детей с ОНР, по которым ведется коррекционная работа во многих ДОУ, имеются несколько лексических тем, нацеленных на углубление представлений о городах Санкт – Петербург, Москва, Так как для наших детей местом рождения является село Архипо – Осиповка, поэтому основная задача всех педагогов и родителей – способствовать развитию детской инициативы и речевой деятельности, направляя дошкольников на поиск новых знаний, формировать умение видеть достопримечательности родных мест, красоту природы родного села в разное время года, а так же развить познавательный интерес к своей малой родине.
Таким образом, необходимо постепенно реализовывать задачи по развитию речи старших дошкольников с ОНР через:
– формирование представлений детей о своем родном селе, обогащение словарного запас с помощью речевых игры, логических заданих;
– развитие географических представлений детей о Черноморском побережье, горах, реках через знакомство с картой;
– развитие связной речи детей, обучая их свободно мыслить, пересказывать, составлять рассказы по сюжетным картинкам;
– знакомство с улицами родного села, достопримечательностями, а также его жителями и их профессиями;
– формирование представлений детей об историческом, культурном, природном своеобразиях села Архипо – Осиповка;
– реализацию потребностей детей старшего дошкольного возраста в бережном отношении к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
С целью развития речи детей созданы все условия для ознакомления детей с родным селом:
1) составлен перспективный план работы;
2) создана соответствующая РППС (место, где собраны картотеки игр, упражнений, дидактический материал и т. д.);
3) подобраны наглядные и дидактические пособия, тематические игры:
– о социальных объектах, учреждениях;
– о достопримечательностях села (открытки, картины, фотографии презентаций);
– об истории села (соответствующая литература, тексты для пересказов, видеоролики и прочее);
– семейные фотоальбомы маршрутов выходного дня;
– о географическом положении (карта – модель схемы объектов села Архипо - Осиповка).
Данная информация о родном селе сформировала у детей стремление к речевой активности, это и желание ребенка рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от педагога; или вылепить, нарисовать какой – либо объект. Так же педагогу удалось научить детей замечать вокруг то прекрасное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает нас.
Рис. 1 Дети рассматривают достопримечательности села на карте – схеме.
Таким образом, при составлении различных речевых игр, педагог должен включить в них вопросы к детям, что необходимо для активизации познавательной деятельности, внимания, интереса у них, способствующих более успешному усвоению материала.
А так же, при подборе текстов о каких – либо исторических событиях не следует часто употреблять временные даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять выражения характерные истории («Давным – давно», «Много лет тому назад» и прочее).
Содержание текста должно быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, следует объяснить их значение.
В процессе организованной образовательной деятельности с достопримечательностями села, педагог рассказывает о различных объектах. В этом случае не следует подробно рассматривать детали строения, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает их друг от друга.
Эффективному усвоению материала по изучению родного села способствуют:
– целевые прогулки, организованные экскурсии с педагогами;
– применение методических разработок в организованной образовательной деятельности по развитию речи;
– презентации, виртуальные экскурсии, соответствующие изучаемой лексической теме;
– картотеки речевых, подвижных, артикуляционных, дидактических и пальчиковых игр;
– системы взаимодействия с родителями воспитанников, создание и интерпретация результатов анкет, проведение родительских собраний;
– подборки наглядного оборудования;
– беседы, тетради для индивидуальной или самостоятельной работы;
– маршруты выходного дня.
Таким образом, реализовывая задачи по развитию речи старших дошкольников с ОНР, взрослым необходимо способствовать развитию детской инициативы, направляя дошкольников на поиск новых знаний, формируя умения видеть достопримечательности родных мест, красоту природы родного села в разное время года, а так же развивать у них познавательный интерес к своей малой родине. Все это позволит сформировать всесторонне развитую личность.
Список используемой литературы:
1. Абдулаева М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 22-24.
2. Нищева Н. В Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Детство-Пресс. – 2009 – 560 с.
3. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой родиной [Текст] // Методическое пособие. – М. : Сфера, 2016. – 128 с.
4. Никитин, В. Архипо-Осиповка: история (до середины 19 века) // В. Никитин // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yug-gelendzhik.ru/arxipo-osipovka-istoriya-dorossijskaya-do-serediny-19-veka