МААМ-картинки

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины» (1 фото)

Анна Севостьянова
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка.

Ключевые слова: достопримечательность, малая родина, всесторонне развитая личность, речевая активность, детская инициатива, организованная образовательная деятельность.

Я узнал, что у меня

есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

в поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною –

Это все мое, родное!

(В. Н. Орлов)

Публикация «Проект „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины“» размещена в разделах

У каждого человека есть малая родина – место, где человек родился, где он провел свое детство, вырос, а кто-то прожил всю свою жизнь. С этим местом, связаны светлые воспоминания, переживания, эмоции: дружба, первые успехи и неудачи, первая любовь и другие. Чувство любви к своей малой родине, как и другие нравственные качества, закладывается еще с дошкольного возраста. Поэтому педагогам необходимо сформировать умение ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться и другие социальные объекты, а так же научить всматриваться в глубины достопримечательных мест тем самым привить любовь к родному селу, городу, краю.

Об актуальности изучения родной местности дошкольниками упоминал еще Я. А. Каменский. В своей книге «Материнская школа» он отмечал, что ребенок пяти лет уже должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский.

В содержании образовательных программ для детей с ОНР, по которым ведется коррекционная работа во многих ДОУ, имеются несколько лексических тем, нацеленных на углубление представлений о городах Санкт – Петербург, Москва, Так как для наших детей местом рождения является село Архипо – Осиповка, поэтому основная задача всех педагогов и родителей – способствовать развитию детской инициативы и речевой деятельности, направляя дошкольников на поиск новых знаний, формировать умение видеть достопримечательности родных мест, красоту природы родного села в разное время года, а так же развить познавательный интерес к своей малой родине.

Таким образом, необходимо постепенно реализовывать задачи по развитию речи старших дошкольников с ОНР через:

– формирование представлений детей о своем родном селе, обогащение словарного запас с помощью речевых игры, логических заданих;

– развитие географических представлений детей о Черноморском побережье, горах, реках через знакомство с картой;

– развитие связной речи детей, обучая их свободно мыслить, пересказывать, составлять рассказы по сюжетным картинкам;

– знакомство с улицами родного села, достопримечательностями, а также его жителями и их профессиями;

– формирование представлений детей об историческом, культурном, природном своеобразиях села Архипо – Осиповка;

– реализацию потребностей детей старшего дошкольного возраста в бережном отношении к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

С целью развития речи детей созданы все условия для ознакомления детей с родным селом:

1) составлен перспективный план работы;

2) создана соответствующая РППС (место, где собраны картотеки игр, упражнений, дидактический материал и т. д.);

3) подобраны наглядные и дидактические пособия, тематические игры:

– о социальных объектах, учреждениях;

– о достопримечательностях села (открытки, картины, фотографии презентаций);

– об истории села (соответствующая литература, тексты для пересказов, видеоролики и прочее);

– семейные фотоальбомы маршрутов выходного дня;

– о географическом положении (карта – модель схемы объектов села Архипо - Осиповка).

Данная информация о родном селе сформировала у детей стремление к речевой активности, это и желание ребенка рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от педагога; или вылепить, нарисовать какой – либо объект. Так же педагогу удалось научить детей замечать вокруг то прекрасное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает нас.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины»

Рис. 1 Дети рассматривают достопримечательности села на карте – схеме.

Таким образом, при составлении различных речевых игр, педагог должен включить в них вопросы к детям, что необходимо для активизации познавательной деятельности, внимания, интереса у них, способствующих более успешному усвоению материала.

А так же, при подборе текстов о каких – либо исторических событиях не следует часто употреблять временные даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять выражения характерные истории («Давным – давно», «Много лет тому назад» и прочее).

Содержание текста должно быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, следует объяснить их значение.

В процессе организованной образовательной деятельности с достопримечательностями села, педагог рассказывает о различных объектах. В этом случае не следует подробно рассматривать детали строения, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает их друг от друга.

Эффективному усвоению материала по изучению родного села способствуют:

– целевые прогулки, организованные экскурсии с педагогами;

– применение методических разработок в организованной образовательной деятельности по развитию речи;

– презентации, виртуальные экскурсии, соответствующие изучаемой лексической теме;

– картотеки речевых, подвижных, артикуляционных, дидактических и пальчиковых игр;

– системы взаимодействия с родителями воспитанников, создание и интерпретация результатов анкет, проведение родительских собраний;

– подборки наглядного оборудования;

– беседы, тетради для индивидуальной или самостоятельной работы;

– маршруты выходного дня.

Таким образом, реализовывая задачи по развитию речи старших дошкольников с ОНР, взрослым необходимо способствовать развитию детской инициативы, направляя дошкольников на поиск новых знаний, формируя умения видеть достопримечательности родных мест, красоту природы родного села в разное время года, а так же развивать у них познавательный интерес к своей малой родине. Все это позволит сформировать всесторонне развитую личность.

Список используемой литературы:

1. Абдулаева М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 22-24.

2. Нищева Н. В Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Детство-Пресс. – 2009 – 560 с.

3. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой родиной [Текст] // Методическое пособие. – М. : Сфера, 2016. – 128 с.

4. Никитин, В. Архипо-Осиповка: история (до середины 19 века) // В. Никитин // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yug-gelendzhik.ru/arxipo-osipovka-istoriya-dorossijskaya-do-serediny-19-veka

Публикации по теме:

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры Актуальность: Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей дошкольного возраста предполагает выделение пяти образовательных областей: социально.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством» Развитие ребенка в ранний период жизни зависит от взрослых. Замечательно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добр.

Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной»Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной» ОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте…. 3 1.1. Условия возникновения и становления опыта…3 1.2. Обоснование актуальности.

Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Задачи: 1. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно.

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Лут Дарья Геннадьевна воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Колокольчик».

Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством Консультация для воспитателей: «Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством» Развитие ребенка.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказовРазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов Новый год - один из самых ярких и сказочных праздников, которые отмечают во всем мире. В нашем детском саду стало традицией организовывать.

Развитие связной речи с помощью метода мнемотехники у детей дошкольного возраста с ОНР Цель: повысить свой профессиональный уровень по развитию связной речи детей методом мнемотехники. Задачи: расширять знания в области развития.

Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР Значение театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины»
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 22:51
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Севостьянова (УИ 1274761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД