Екатерина Гусева
Проект для дошкольников с ОВЗ «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность для дошкольников с ОВЗ "Устное народное творчество".
Тема проекта:"Устное народное творчество как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья".
Тип проекта:познавательно-игровой.
Участники проекта:воспитатели, дети и родители группы "Звёздочка".
Актуальность проекта.
Публикация «Проект для дошкольников с ОВЗ „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Практически все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют речевые нарушения, в той или иной степени. Речь таких детей обычно формируется с большим опозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, фразы грамматически не оформлены, наблюдаются множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов. У таких детей недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности её распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Гармоничному развитию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья способствует активное применение устного народного творчества. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребёнка, что обусловлено простотой форм и образов. Такой яркий и выразительный материал, как устное народное творчество, несёт в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для реабилитационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Поэтому необходимо включать в реабилитационный процесс всевозможные формы устного народного творчества, стимулирующего развитие речи и активизацию психических процессов.
Цель проекта:
-повышение качества реабилитационного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья путём использования разных форм устного народного творчества.
Задачи проекта:
-вызвать интерес к устному народному творчеству, помочь детям успешно войти в мир малых фольклорных произведений, используя различные методы и приёмы;
-знакомить с окружающим миром, с укладом жизни и бытом русского народа;
-учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в обыгрывании народных произведений;
-воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи и др. ;
-осваивать разговорную речь;
-расширять словарный запас;
-формировать связную речь;
-приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества.
Продолжительность проекта:долгосрочный.
Прогнозируемый результат проекта
у детей:
-повышение интереса к устному народному творчеству;
-способствование развитию речи, познавательных процессов, коммуникативных и творческих способностей;
у родителей:
-расширение представлений о роли устного народного творчества в развитии ребёнка.
Предполагаемые продукты проекта:выставка совместных работ детей и родителей, фотовыставка "Фольклор в жизни ребёнка".
1 этап. Подготовительный.
Цель: создать условия для реализации проекта.
Создание условий для работы с детьми и родителями:
-подбор и изучение научно-методической литературы и практического материала по теме проекта;
-составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
-составить картотеку пальчиковых игр на основе фольклора;
-организовать выставку книг "Русская народная потешка";
-составить картотеку загадок по лексическим темам;
-подобрать наглядный материал к фольклорным произведениям;
-подготовить и провести консультацию для родителей: "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста";
Работа с детьми.
Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о фольклоре)
Взаимодействие с родителями:
-ознакомить родителей с целями и задачами проекта;
-консультации для родителей: "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста", "Влияние пальчиковых игр на развитие ребёнка"
2 этап. Реализация проекта.
Цель: организация работы с детьми и родителями.
Работа с детьми.
На основном этапе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Раздел программы, формы и методы работы.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: "Помоги петушку", "Курочка и цыплята", "Покажи, где?", "Котик играет в прятки", "На лошадке, на коровке", "Кукла Катя идёт на прогулку", "Угостим Петушка горохом", "Ехали мы, ехали", "Найди пару", "Кого (чего) не стало?", "Назови одним словом", "Подскажи словечко", "Узнай по описанию", "Отгадай загадку, покажи отгадку".
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка: "Испечём оладушки", "Лучики для солнышка", Заборчик у домика Петушка", "Кузовок для лисы", "Угостим Петушка горохом".
Рисование: "Раскрасим коню хвост", "У меня живёт котёнок", "Идёт дождь" (пальчиками, "Петушок" (ладошкой).
Музыка: попевки "Петушок", "Дин-дон, дин-дон, загорелся кошкин дом", "Жили у бабуси два весёлых гуся", "Серенькая кошечка".
Речевое развитие: чтение, рассказывание прослушивание аудиозаписей фольклорных произведений.
Театрализованная деятельность: обыгрывание фольклорных произведений; игры-ситуации: "Коза-рогатая", "Вышла курочка гулять", "Водичка-водичка", "Ай, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу".
Познавательное развитие:
-рассматривание иллюстраций и беседы о животных, птицах, растениях, о предметах одежды, об обуви, о характеристиках и свойствах воды, о временах года, природных явлениях;
-экспериментирование с водой;
-знакомство с растениями;
-игры с сюжетными картинками: "Кто что делает?";
-наблюдение на прогулке за явлениями неживой природы, за повадками, поведением животных, птиц, насекомых;
-конструирование: "Кровать для куклы", "Диван для дочки", "Домик для кота".
Физическое развитие.
Подвижные игры: "Петушок", "Васька-кот", "Огуречик", "У медведя во бору", "Ладушки-оладушки", "Заинька, выйди в сад", "Идёт коза рогатая".
Пальчиковые игры.
Работа с родителями:
-чтение, рассказывание фольклорных произведений детям дома;
-заучивание фольклорных произведений вместе с детьми;
-загадывание загадок по лексическим темам;
-пальчиковые игры;
-участие в подборе иллюстраций.
3 этап. Итоговый.
Цель: оценка и предоставление результатов реализации проекта.
Выставка совместного творчества детей и родителей "Отгадка к моей загадке".
Фотоальбом "Фольклор в жизни ребёнка".
Результат работы.
В своей работе я смогла повысить интерес у детей к устному народному творчеству. Особенно ребятам понравилось обыгрывание потешек, игры-ситуации, пальчиковые игры. Дети осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций, запомнившихся произведений, в повседневную деятельность, в игры. Систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений способствует развитию речи, познавательных процессов, что показала диагностика. У большинства детей группы прослеживается положительная динамика речевого развития.
Список литературы:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.
2. Жаворонушки: песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки /Сост. Г. Науменко. М., 1998.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебно-методическое пособие 2-е изд., перераб. и доп. Спб., 2008.
4. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
5. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб., 2001.
6. Русский фольклор /Сост. В. Аникин. М., 1985.
7. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981.