Наталья Асташкина
Проект для средней группы «Разноцветная осень». Активизация исследовательской деятельности дошкольников по изучению природы
▼ Скачать + Заказать документы
Разноцветная осень
Автор проекта: Асташкина Н. Н.
Вид, тип проекта: среднесрочный, исследовательско-творческий., групповой.
Цель проекта: Активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы «Ромашка», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.
Содержание проекта:
Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
Публикация «Проект для средней группы „Разноцветная осень“, Активизация исследовательской деятельности дошкольников по изучению природы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.
Анализ поведения человека в природе осенью.
Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой,продуктивной, коммуникативной, позновательно - исследовательской.
Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
Сроки проведения: сентябрь - ноябрь 2013 г.
Количество участников проекта: 25 детей и 2 воспитателя (родители)
Возраст детей:с 4до 5 лет (средняя группа).
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
Ожидаемые результаты :
• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
• воспитание экологического сознания детей группы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• оформление картотеки наблюдений;
• конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
• праздник Осени;
• ведение детьми календаря погоды.
План - схема осуществления проекта "Разноцветная осень"
(средняя группа «Ромашка»)
Образовательные области программы Виды детской деятельности.
Познание
Беседы об осени. (Приложение 1)
Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает», «Чьи листья»
Задания на сравнения. (Приложение 2)
Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».(Приложение 3)
Составление альбома «Времена года».
Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья»
Здоровье
Ежедневные прогулки
п\и «Тучи», «Пугало», Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Физкультьминутка «Листики» (Приложение 4)
Коммуникация
Творческое рассказывание детей по теме «Что я видел на прогулке».
Рассматривание сюжетных картин.
Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».
Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».
«Шкатулка с осенними сказками» Приложение 4)
Беседа по вопросам о времени года – осень
Загадки на тему осени.
Чтение художественной литературы
Пословицы, загадки, поговорки, потешки.
Чтение и заучивание стихотворений об осени.
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова,
«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.
Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова
Художественное творчество
Рисование красками «Разноцветная осень»
Лепка «Веточки рябины».
Аппликация «Дары осени»
Рисование восковыми мелками «Золотая березка»
Создание коллажа из осенних листьев.
Рисование паучка и рябиновой ветки.
Социализация
Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».
Игра – драматизация сказки «Репка».
Игра «Что нам осень принесла».
Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты».
П\и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Труд «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.
Участие в выставке детского сада «Золотая осень» (поделки из осеннего материала)
Музыка
Слушание: И. П. Чайковского «Времена года»
Разучивание песен об осени.
Развлечение «Осенний бал»
Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Стрекоза замерзла», «Первый заяц».
Практический этап
- реализация комплексного проекта «Разноцветная осень" с участниками проекта.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии экологические сказки, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты.
В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды, семена цветов, собранных детьми с клумб участка, осенние букеты из листьев, поделки-сотворчество с родителями из природного материала.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи;
холодно - лужи долго не высыхают;
солнце нет - пасмурно, темно;
дует ветер - по небу быстро двигаются облака;
ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд;
солнце днём очень низко над горизонтом.
Эти наблюдения подтолкнули к необходимости ведения в группе календаря погоды, родители помогли оформить уголок наблюдений и дети активно заносили в календарь свои наблюдения за погодой.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Во время прогулок организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству в детском саду проводился конкурс поделок из природного материала «Золотая осень», в котором наша группа приняла самое активное участие и была отмечена дипломами участников и сладкими призами.
Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы «Ромашка», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Приложение 1
Беседы. Знакомство с приметами осени.
Сентябрь
Чтение стихотворения
Самуил Маршак "Сентябрь"
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.
1. Знакомство с приметами ранней осени.
Вопросы:Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?
Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
Октябрь
1. Чтение стихотворения
Самуил Маршак "Октябрь
" В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
2. Признаки «Золотой осени».
Вопросы: - Какой осенний месяц? Почему вы так думаете
Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях? Где находите!
люди? Что они делают? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле!
Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?
Ноябрь
1. Чтение стихотворения
А. Фукалов
В ноябре и дождь и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.
В ноябре деревья спят
Прибит дождём осенний сад.
Дождик кончится. Потом,
Покроет снег своим ковром.
2. Описание поздней осени
Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.
Приложение 2
Сравнение.
Задание:
а) Закончите предложения:
В октябре было тепло, а сейчас -. (холодно).
В октябре листья начинают падать, а сейчас - ,. (опали).
В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).
В октябре солнце немного грело, а сейчас -. (не греет).
В октябре дожди шли редко, а сейчас -. (часто).
В октябре снега нет, а в ноябре выпадает. (первый снег,
б) Сравните осень с летом. Скажите наоборот:
Летом солнце яркое, а осенью. Летом небо светлое, а. Летом день длинный, а. Летом деревья зеленые, а. Летом люди одеваются легко, а. Летом колхозники растят урожай, а.
в) Найдите ошибки:
В ноябре дети носят легкую одежду.
В ноябре набухают почки, распускаются листья.
В ноябре солнце сильно греет.
В ноябре бывают заморозки и снег.
В ноябре птицы прилетают из теплых краев.
К сожалению, остальные приложения не вмещаются.