Ксения Фокина
Проект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ДОМ ДЛЯ ДРУЗЕЙ»
Наш детский сад комбинированного вида. У нас есть группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности по зрению.
Зрение – одна из самых важных для человека способностей. С его помощью он может познавать окружающий мир и влиять на него.
В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с нарушением развития зрения и слепотой. Это влияет на дальнейшее психическое и двигательное состояние ребенка и при поступлении в детский сад такие дети переживают особенный адаптационный стресс – резкий переход в новую социальную ситуацию при ограниченных возможностях здоровья (ОВЗ).
Публикация «Проект „Дом для друзей“ по адаптации детей к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Инклюзивный подход помогает построить взаимоотношения между детьми с ОВЗ и физиологически здоровыми детьми, дает возможность обрести понимание между ними, увидеть возможности друг друга и получить радость от общения. Помимо всего прочего инклюзивный подход может помочь не только детям с ОВЗ, но и физиологически здоровым детям, имеющим трудности в развитии эмоционально-волевой сферы (тревожность, агрессия и др.).
Целевая аудитория - дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Цель данного проекта – разработать комплекс занятий по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению к условиям дошкольного образовательного учреждения с помощью инклюзивного подхода - привлечение к занятиям детей старшего дошкольного возраста групп общеразвивающей направленности, но имеющих трудности в развитии эмоционально-волевой сферы.
Задачи проекта:
• Предотвращение стрессового состояния, тревожности у детей в период адаптации;
• Формирование позитивной атмосферы в группе;
• Развитие коммуникативной компетентности у детей младшего и старшего дошкольного возраста;
• Развитие речи, внимания, воображения;
• Развитие игровых навыков;
• Привлечение физиологически здоровых детей с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы для решения их собственных затруднений: почувствовать свою значимость, повысить самооценку, снизить уровень агрессии и др. ;
• Формирование эмпатии и толерантного отношения у детей и взрослых.
Групповая форма работы.
Методы и приемы: наблюдение, беседы, тестирование, игровая терапия, элементы арт-терапии, куклотерапии, психогимнастика, релаксационные упражнения.
Оснащение: дидактические материалы, средства ИКТ, использование мультимедийных средств.
Комплекс занятий проводиться в течение месяца, два раза в неделю.
Предлагаю конспект одного занятия из комплекса.
Тема: «Здравствуй, новый друг!»
Цель: формирование положительного отношения у детей к нахождению в детском саду и толерантного отношения к детям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста и взрослых.
Ход занятия
По всему кабинету расположены картинки с вопросами.
Дети младшего дошкольного возраста заходят в кабинет и знакомятся там со старшими детьми.
Психолог: «Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, с вашими гостями из подготовительной группы. Они пришли к нам, чтобы поиграть и если понадобится, то помочь нам. Чтобы лучше запомнить имена друг друга, давайте сыграем в игру «Аплодисменты»».
Игра «Аплодисменты» (ребенок называет свое имя, а остальные дети хлопают ему).
В конце игры психолог подключает игрушку Чебурашки и спрашивает у детей кто это (если дети не знают, то познакомить). Психолог рассказывает историю Чебурашки и говорит, что у него плохое настроение.
Игра «Наше настроение» (сидя в кругу детей, с помощью оранжевого мячика, который передают друг другу, рассказывают о своем настроении)
Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»
Психолог просит ребенка из подготовительной группы принести ближайшую картинку и показать ее младшим детям, если ребенок умеет читать, просит прочитать вопрос под картинкой.
Вопрос «Что такое детский сад?» (Что это за место) Ответы детей записываются или зарисовываются на доске (отвечают как малыши, так и дети из подготовительной группы).
Следующий вопрос-картинка:
Вопрос «Как мы можем туда добраться?» (ответы детей показываем движением). Можно предложить детям стать автобусом, чтобы добраться до следующей остановки.
Игра «Автобус» (выбирается ведущий – шофер автобуса, который с помощью пантомимики показывает езду на автобусе, останавливается поочередно возле каждого ребенка и приглашает присоединиться к нему, а дети располагаются позади этого ребенка, держась за плечи, следуют за ним).
«Автобус» останавливается возле следующей картинки-вопроса.
Вопрос «Кто живет в детском саду?».
Младшие дети садятся за стол, чтобы нарисовать мелками, карандашами или фломастерами ответы на этот вопрос. Дети из подготовительной группы им помогают.
Вопрос «Что мы можем делать в детском саду?». Ответы детей можно записать/зарисовать на доске, а потом некоторые воспроизвести.
Играть (Фигура, замри).
Петь («Пусть бегут неуклюже…»).
Танцевать (Музыка).
Спортом заниматься (маршировать, прыгать) и др.
Беседа по прошедшему занятию (с кем мы сегодня познакомились? Что мы делали? Что вам понравилось? Какое сейчас настроение)
Прощание. Психолог в конце занятия просит подарить улыбки друг другу и Чебурашке, говорит «До новой встречи!».
Примечание 1. Чебурашка – эффективный элемент в занятии, он сможет сблизить детей, помочь успокоить, направить ход занятия или действия детей в нужное русло, и одна из рекомендаций - использовать эту игрушку на протяжение всего мероприятия. Если есть возможность, то можно ввести персонаж Чебурашки не игрушкой, а живым актером.
Примечание 2. Дети из подготовительных групп – помощники психолога. В каждой игре, деятельности они помогают малышам преодолевать трудности и стеснительность.
Список литературы:
1. Фильчикова Л. И., Бернадская М. Э., Парамей О. В. «Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция». Методическое пособие / Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. – 2-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2004.
2. Роньжина А. С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб, 2003.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность». Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Соколов Г. В., Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
4. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет» / Художники Соколов Г. В., Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 2001.
5. Веракса А. Н. «Индивидуальная психологическая диагностика»: Пособие для психологов и педагогов. – М. : Мозаика-синтез, 2009.
6. Морозова Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. М., 1999.