Анна Никишкина
Проект ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию в логопедической работе «Мой любимый Переславль-Залесский»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ДОУ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
НА ТЕМУ: «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ»
Автор проекта учитель-логопед:
Никишкина Анна Юрьевна
«На просторах Руси не счесть
Городов и больших и малых.
На земле Ярославской есть
Город зорь и закатов алых.
Только здесь я дышать могу,
Под огромным куполом синим,
На Плещеевом берегу,
Здесь мой дом и моя Россия».
Публикация «Проект ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию в логопедической работе „Мой любимый Переславль-Залесский“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Актуальность проекта определяется важностью воспитания нравственно-патриотических чувств у детей в детском саду и развития будущего патриота, гражданина страны и обоснованием целесообразности использования данной темы учителем-логопедом на коррекционных занятиях по исправлению речевых нарушений.
Проект позволит в условиях образовательного процесса изучить свой родной город, расширить и систематизировать знания о своем городе, в котором мы живем, даст возможность использовать их в жизни. Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются и переходят в любовь к своему государству.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит некоторые моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть о любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом - миллионером. Он может быть маленьким, тихим, красивым и, в тоже время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных и счастливых воспоминаний.
Проблема обусловлена актуальностью и значимостью вопросов, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей и необходимостью применения новых приоритетных направлений коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений в условиях дошкольной образовательной организации. Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива.
Практическая значимость данный проект будет интересен логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям. Предназначен проект для помощи детям с различными нарушениями речи. Может применяться как на занятиях логопедами и воспитателями образовательных организаций, так и родителями детей с нарушением речи. Использованные коррекционные игровые методы и приемы помогут понять важность творческой логопедической работы и сформируют основы патриотизма у детей дошкольного возраста на основе приобщения ребенка к истории родного города, культурным ценностям. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах города Переславля-Залесского.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: Коррекционно-образовательный, творческий
Участники проекта: Дети, родители, учитель-логопед
Место реализации: Детский сад, семья
Девиз проекта:
Живем мы в Переславле, красот не счесть!
Здесь и лес и озеро есть.
Наш городок совсем небольшой.
Люди живут тут с открытой душой.
Цель проекта Коррекция речевых нарушений у детей через чувство патриотизма и любви к своему городу.
Задачи проекта
Для детей:
воспитать любовь к своему городу;
расширить представления о родном городе (об улицах родного города, основных достопримечательностях, истории и современной жизни);
сформировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков;
развить лексико-грамматический строй речи, связную речь, память, внимание, мышление.
Для учителя-логопеда:
создать картотеку игр для коррекционных занятий с элементами патриотического воспитания детей с нарушением речи.
Для родителей:
создать в семье благоприятные условия для нравственно-патриотического развития ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Принципы дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
сочетание разных видов деятельности;
деятельный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Продукт проекта картотека игр и пособий для речевого развития детей через чувство патриотизма и любви к своему городу.
Ожидаемые результаты реализации проекта Для детей:
выработка устойчивой мотивации детей к речевому развитию;
воспитание патриотических чувств, любви к родному городу;
получение знаний об исторических местах города и людей, прославивших город;
составление связного рассказа с опорой на картинки о родном городе.
Для учителя-логопеда:
создание картотеки игр для коррекционных занятий с элементами патриотического воспитания детей с нарушением речи;
повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда в вопросах коррекции детей с речевыми нарушениями через чувство патриотизма и любви к своему городу.
Для родителей:
совершенствование знаний родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;
повышение заинтересованности в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей.
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления патриотизма. Но если в результате проделанной работы ребенок будет располагать знаниями о названии города, природе, символике, профессиях, если ему известны имена тех, кто прославил свой город, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Применяемые методы Поисковый метод для сбора информации по теме, наблюдение, беседа, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, пальчиковые игры, физминутки, сравнение, анализ.
План реализации проекта
Подготовительный этап
1 Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, опрос воспитанников, выработка необходимых условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. Разработка и подбор игр и упражнений для речевого развития детей через чувство патриотизма и любви к своему городу. логопед
Основной этап - формирующий
2 Проведение коррекционно-развивающих занятий по теме проекта «Мой любимый Переславль» через чувство патриотизма и любви к своему городу и оптимизация уровня знаний своего родного города. логопед
Заключительный этап
3 Подведение итогов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей через чувство патриотизма и любви к своему городу.
логопед
Пример конспекта индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с] [ш] через чувство патриотизма
и любви к своему гор
оду[/b]
Тема занятия: дифференциация звуков [с], [ш] в слогах и словах.
Тип занятия: обучающий
Цель: дифференциация звуков [с], [ш] в слогах и словах по артикуляторным и акустическим признакам; преодоление речевого нарушения через развитие, воспитание и коррекцию двигательной сферы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнение артикуляции и звучания звуков [с], [ш];
дифференциация звуков на материале слогов и слов через чувство патриотизма и любви к своему городу;
формирование у детей умения и навыков правильного употребления звуков.
Коррекционно-развивающие:
развитие координационных движений, переключаемости движений, ориентации в пространстве;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание патриотических чувств, любовь к своему городу;
расширить представления о родном городе, об улицах родного города, основных достопримечательностях;
формирование контроля за собственной речью;
воспитание положительной мотивации к занятиям.
Оборудование: символы звуков [с] и [ш], картинки-символы для артикуляционной гимнастики, разноцветные прищепки, круглые картинки со звуками, предметные картинки, игровое поле, картинки на липучках с указанием достопримечательностей города, цветные фишки, кубик.
Ход занятия:
1. Вводная часть – подготовка ребенка к основным нагрузкам.
Здравствуй, (имя ребенка! Сегодня, мы с тобой отправимся в путешествие по нашему городу, но для этого нам нужно будет научиться различать звуки [с] и [ш]. А сейчас немного подвигаемся.
Упражнение «Я по городу шагаю»
Я по городу шагаю (шаг на месте)
Много вижу, называю: светофоры и машины (поворот головы влево)
Аптеки, магазины (поворот головы вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья, и кусты (потянулся вверх, присел).
2. Основная часть отработка нужных действий, повторение и закрепление ранее пройденных умений и навыков при равномерном распределении психофизической нагрузки.
1) Уточнение артикуляции звуков
Логопед: Чтоб увидеть все красоты нашего города, давай посмотрим на него сверху. Нужно выбрать, на чем мы полетим. На самолете или на воздушном шаре? Для того, чтоб выбрать наш транспорт давай поиграем!
С каких звуков начинаются слова «самолет» и «шар»?
Ребенок: С и Ш
Логопед: показывает карточки со звуками.
Логопед: Чтоб правильно произнести эти звуки, давай выполним упражнения! Поочередно показывает карточки с артикуляционными упражнениями.
(Артикуляционное упражнение «Окошко»)
А теперь наш язычок будет широкий, как шар. А вот он острый как нос самолета («Лопатка» - «Иголочка»)
Наш шар / самолет качается вправо-влево («Часики»)
Как ласково пригревает солнышко. Нарисуем язычком солнышко (Круговые движения языком)
Помоем корзину шара / кабину пилота (Чистим зубки)
Упражнения выполнены точно, правильно в нормальном темпе.
2) Характеристика звуков
Логопед: Давай вспомним, как правильно произносится звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднеси ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха по середине язычка, голосок не работает.
Ребенок произносит звук [с].
Логопед: А теперь произнеси звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднеси ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха.
Ребенок произносит звук [ш].
Логопед: Чтоб надуть наш воздушный шар, нужна подача теплого нагретого воздуха: ш-ш-ш. Где язычок? Как помогают губы? Какой воздух идет?
Ребенок: Язычок вверху. Губки трубочкой. Воздух теплый.
Логопед: Когда взлетает самолет, дует холодный ветер с-с-с – закачались сосны. Подскажи, где должен быть язычок?
Ребенок отвечает.
Логопед: Чем отличаются звуки [с] и [ш] ?
Ребенок: При произношении звука [с] губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука [ш] губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Логопед: Молодец, у тебя все получилось, полетели! Посмотрим на наш город с высоты!
- Какой наш город? Я назову слова, а ты слушай внимательно и назови те слова, в которых есть звук [с]: любимый, красивый, уютный, туристический, прекрасный, старинный и т. д. Придумай сам слова со звуком [с].
А теперь назови слова, в которых есть звук [ш]: большой, родной, туристический, чистый и т. д. Придумай слова со звуком [ш].
Ребенок отвечает.
3) Дифференциация звуков в словах
Логопед: Дальше мы пересядем на автобус или на машину?
В центре нашего города течет река Трубеж. И чтоб мы могли проехать с одного конца города в другой через реку, построен мост. Давай и мы построим мост из звуков. Наш мост должен быть крепким. Чем мы будем обозначать звуки?
Ребенок: Цветными прищепками.
Логопед: Я показываю предметные картинки, а ты называешь слово и если в слове есть звук [с], прикрепляешь картинки с этим словом цветными прищепками к кружочку со звуком [с], если слышишь звук [ш], прикрепляешь картинки с этим словом цветными прищепками к кружочку со звуком [ш]: школа, садик, машина, автобус, мост, светофор, стадион, шоссе и т. д.
4) Физминутка
А теперь мы пойдем пешком!
«Прогулка по городу»
Это город Переславль. Как высок он (ребенок поднимает руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показывает крыши, распахивает окна)
Город наш такой большой (руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимает себя)
Он сверкает и цветет (руками показывает фонарики)
Город улыбается (улыбается)
Он нам очень нравится (показывает «класс»).
5) Дифференциация звуков в слогах
«Повтори за мной»
АШ-АШ-АШ – красивый город наш
ША-ША-ША – наша улица хороша
СА-СА-СА – на ней стоит детсад
ОС-ОС-ОС – в городе есть мост
АШ-АШ-АШ – люблю я город наш
6) Дифференциация звуков С и Ш в предложениях
Игра – бродилка «Путешествие по городу Переславлю»
Цель игры – провести свою фишку по заготовленному маршруту с карточками достопримечательностей города Переславля-Залесского.
Количество шагов, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском кубика. Карточки на игровом поле съемные. На обратной стороне карточки можно прочитать о данной достопримечательности.
Шагая по игровому полю и попав на карточку с достопримечательностью, логопед называет достопримечательность города, а ребенок услышав звуки С и Ш должен хлопнуть в ладоши, а после повторить.
7) Пальчиковая игра «В нашем городе»
Собранье улиц, площадей (загибает мизинчик)
Машин, автобусов, людей (безымянный)
Многоэтажные дома (средний)
Стоят как книжные тома (указательный)
Но всё же, любим город мы (большой) – (смена рук)
За то, что с лета до зимы (большой)
Встречаем радостных друзей (указательный)
А с ними можно и в музей (средний)
В кино пойти и на каток (безымянный)
И погулять в любой денёк! (мизинчик).
8) Итог занятия
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Тебе понравилось? Где мы сегодня побывали? Что больше всего тебе запомнилось? Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно? (звуки [с] и [ш]).
Ребенок: отвечает.
Правильно, молодец! До скорой встречи!
ЗАКЛЮЧЕ
НИЕ[/b]
«Где родился ты - не важно!
Все мы из страны одной!
Только важно для всех граждан
Изучать свой край родной».
В результате логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей через чувство патриотизма и любви к своему городу данный проект помог:
Детям:
• Расширить представление о родном городе;
• Повысить познавательный интерес к своему городу, к его истории, а также усилить чувство гордости за свой родной город через речевые игры со звуками;
• Улучшились слуховую память и внимание;
• Сформировать умение различать звуки;
• Повысить уровень развития фонематического восприятия и слуха;
• Получить навыки звукового анализа слов.
Родителям:
• Получить знания о речевых нарушениях речи дошкольников, о роли фонематического развития;
• Объединиться в совместной работе с логопедом.
Логопеду:
• создать картотеку игр для коррекционных занятий с элементами патриотического воспитания детей с нарушением речи;
• организовать заинтересованность детей к процессу коррекционно-логопедической работы, повышая уровень знаний и интерес детей к своему городу;
Результаты проекта «Мой любимый Переславль» оказались достаточно ощутимы. У детей появился стойкий и ярко выраженный интерес к своему городу. Дети рассказали красоте и о достопримечательностях своего города. Их ответы становились более подробными, в них появились уточнения, указания на ориентиры. У детей расширился кругозор, обогатился словарный запас. Повысился познавательный интерес к своему городу, к его истории, а также усилилось чувство гордости за свой родной город. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку. Дети получили яркие эмоции, активизировался процесс осознания себя в окружающем мире, что очень важно в воспитании патриотизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ
КОВ[/b]
1. Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход: учебное пособие / Т. П. Авдулова. М. : Академия, 2009. 203 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов. – М. : Академия, 2015. – 297 с. 3анконспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва :УЦ Перспектива, 2011. - 295 с
3. Давидчук А. Н. Дидактическая игра средство развития дошкольников. Методическое пособие. Селихова. М. : Сфера, 2013. 176 c.
4. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Творческий Центр Сфера, 2009. - 208 с.
5. Леонтьев А. А. Психологические основы дошкольной игры: хрестоматия / сост. О. П. Гаврилушкина. М. : АНО ПЭБ, 2008. 257 с.
6. Марычева, О. И., Габараева, К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. – Карпогоры, 2020. – 20 с.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2010.
8. Суслова, Э. К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э. К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 3. - С. 5-14.
9. Щерба Н. В. Звуки в картинках. Дидактический материал. М. : Белый ветер, 2015. 523 с.