ОЛЬГА МАРКИНА
Проект «Евгений Чарушин — писатель и художник» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад"
ПРОЕКТ «ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН – ПИСАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК»
Выполнили:
Публикация «Проект „Евгений Чарушин — писатель и художник“ в старшей группе» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
дети старшей группы «Пчелка»
Руководитель проекта :
О. Н. Маркина, воспитатель
Матрица проекта
Название проекта
«Евгений Чарушин – писатель и художник».
Тематическое поле
Знакомство с литературным и художественным творчеством Евгения Чарушина.
Проблема
Необходимость развития устойчивого интереса к книге как источнику познания окружающего мира и его художественного отражения.
Интеграция образовательных областей
«Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Цель
Формирование навыков устойчивого интереса к чтению книг, рассматриванию иллюстраций.
Задачи по интегрируемым областям
Чтение художественной литературы
Формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг природоведческой тематики.
Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты.
Познание
Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.
Формировать проектно-исследовательские умения и навыки при создании книжной выставки: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.
Художественное творчество
Формировать интерес к оформлению книги, учить подробно рассматривать иллюстраций.
Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев.
Коммуникация
Формировать умение воспроизводить текст произведения с опорой на иллюстраций, графические схемы.
Социализация
Развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, общении со взрослыми) в соответствии с эмоциональными запросами.
Закреплять правила культурного общения с книгой, коллективного чтения (восприятия) книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.
Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.
Виды детской деятельности
Познавательно-исследовательская, чтение (восприятие, коммуникативная, продуктивная, игровая.
Сценарий деятельности
Этапы проекта
Содержание деятельности Практические материалы
I. Погружение в проект : обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить принести в группу любимые книги Е. Чарушина из дома, провести беседу «Моя любимая книга».
2. Чтение (восприятие) рассказов «Томка», «Томка испугался», «Как Томка не показался глупым», «Как Томка научился плавать».
3. Рассмотреть с воспитан-никами иллюстрации в книге «Про Томку», в книгах, принесенных из дома.
4. Познакомить с биографией и литературным наследием Евгения Чару-шина
1. Беседа «Моя любимая книга».
2. Чтение глав из книги «Про Томку».
3. Рассматривание иллюстраций в книге «Про Томку» и принесенных из дома.
4. НОД «Наш друг Томка».
II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы 5. Обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.
6. Посетить городскую детско-юношескую библиотеку.
5. Примерный план устройства книжного уголка, размещение начала коллекции книг, эстампов Е. Чарушина
6. Экскурсия в библиотеку им. С. Я. Маршака
III. Реализация идеи 7. Литературная гостиная «Эти забавные зверята» : чтение произведений Е. Чарушина «Никита-доктор», «Томкины сны», «На нашем дворе» «Волчишко», «Воробей», «Медвежонок», «Еж», «Лиса», «Про зайчат».
8. Рассмотреть с воспитан-никами иллюстрации в книгах «На нашем дворе», «Волчишко», «Зверята», «Про Никиту», «Болтливая сорока», «Вот они какие», «Васька, Бобка и Кроль-чиха», в книгах, принесенных из дома.
9. Цикл индивидуальных занятий по обучению пересказу.
10. Провести беседу «Кого можно встретить в лесу осенью».
11. Художественно-продуктивная деятельность :
- оформление выставки детских работ «Пушистая страна».
12. Провести в книжном уголке словесные, дидактические игры, упражнения и задания.
13. Подготовиться к празднику открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».
7. Чтение (восприятие) произведений Е. Чарушина в литературной гостиной.
8. Рассматривание иллюстраций в книгах Е. Чарушина, эстампов.
9. План-конспект по обучению пересказу.
10. НОД «Кого можно встретить в лесу осенью».
11. Аппликация «Пушистые комочки».
Рисование «Зайчики – трусишка и храбришка», «Кошка с котенком».
12. Игры, упражнения и задания в книжном уголке.
13. Праздник открытия книжной выставки.
IV. Презентация проекта 14. Провести литературную викторину «Ребята о зверятах».
14. Литературная викторина «Ребята о зверятах».
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта
Выставка детских работ «Пушистая страна»
Праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»
Литературная викторина «Ребята о зверятах»
Тип проекта
Исследовательско-творческий
Количество детей – участников проекта
25 детей старшего возраста
Продолжительность проекта
3 недели
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта
Подборка книг Е. Чарушина с иллюстрациями
Эстампы Е. Чарушина
Наглядно-методическое пособие Т. Дороновой «Изобразительное искусство»
Изобразительные материалы
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://deti74.ru/forum/index.php?topic
https://www.lib.mn
https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-tvorchestvo-echarushina
Форма проведения презентации
Литературная викторина «Ребята о зверятах»
Критерии оценки качества выполнения проекта
Уровень проявления устойчивого интереса к тематически многообразным произведениям, биографии автора, рассматриванию иллюстраций, процессу чтения.
Умение описывать состояние героев, передавать свое отношение к содержанию произведения.
Способность творчески использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности.
Умение пользоваться прямой и косвенной речью, средствами художественной выразительности при пересказе литературных текстов.
Литература
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Старшая группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.
Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., - 2012.
Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 20003.
План реализации проекта «Евгений Чарушин – писатель и художник»
Дата проведения: I_неделя_
Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт
Понедельник Беседа «Моя любимая книга»
Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
- заложить начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина.
О. Д. Смирнова с. 66
Рассматривание книг в книжном уголке. Предложить родителям найти книги Е. Чаруши-на, прочитать дома и принести любимую книгу ребенка в группу Начало создания коллекции книг писателя и худож-ника Евгения Чарушина
Вторник Чтение «Томка» Е. Чарушина
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Н. А. Карпухина с. 51
Предложить в настольной игре «Кто моя мама» соотнести и составить парами пазлы с изображениями малы-шей и их мам.
Среда Пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину)
Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы;
- совершенствовать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- составлять предложения из 2-3 слов;
- продолжать учить детей внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем;
- совершенствовать умение сравнивать объекты на панно «Корова с теленком» по величине.
Л. В. Лебедева с. 54 Рассматривание иллюстраций
Е. Чарушина «Томка»
Цель: Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании иллюстраций.
Чтение «Томка испугался»
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Н. А. Карпухина с. 51
Д/и «Угадай –ка»
Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.
О. С. Рудик с. 33 Обмен принесенными книгами, рассматривание иллюстраций. Предложить родителям составить электронную версию произведений Е. Чарушина. Электронная версия произведений Е. Чарушина.
Четверг Рассматривание иллюстраций
Е. Чарушина «Томка»
Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.
Чтение «Как Томка не показался глупым», «Как Томка научился плавать»
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Н. А. Карпухина с. 52
Д/и «Кого не стало?»
Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.
О. С. Рудик с. 34 Выстраивание графи-ческой мнемодорожки к рассказу «Корова» Е. Чарушина
Пятница
«Наш друг Томка» художественная литература
Цель: Познакомить детей с биографией и литературным наследием Евгения Чарушина;
- формировать у дошколь-ников навык внимательного прослушивания прозаических текстов, осмысленно воспри-нимать литературный текст и его содержание;
- формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;
- воспитывать на поэтических примерах любовь к животным.
Н. А. Карпухина с. 53 Беседа «Моя любимая книга»
Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
- обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.
О. Д. Смирнова с. 66
Составление плана «Как устроить книжный уголок»
Цель: разработать оформление книжного уголка.
О. Д. Смирнова с. 74
Д/и «Кто кем становится?»
Цель: Совершенствовать умение подбирать по смыслу слова, обозначающие названия животных и их детенышей.
О. С. Рудик с. 144 Размещение принесенных из дома книг в книжном уголке. Предложить для обсуждения и внесения новых идей примерный план устройства книжного уголка и размещения коллекции книг, эстампов Е. Чару-шина.
План «Как устроить книжный уголок»
Дата проведения: II_неделя_
Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт
Понедельник Литературная гостиная. Чтение и рассматривание иллюстраций «На нашем дворе»
Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей;
- продолжать формировать навыки диалогической речи.
Д/и «Что изменилось?»
Цель: Активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около). Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.
О. С. Рудик с. 40
Чистоговорки «Сердитый гусь», «Коза», «Овца», «Петушок»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе и их дифференциация.
А. Ф. Рыбина с. 15, 17, 19, 27 Рисование в раскрасках «Домашние животные» Сообщить родителям о предстоящей экскурсии, получить их согласие.
Вторник «Экскурсия в городскую библиотеку им. С. Я. Маршака»
Цель: Сформировать представление о библиотеке, научить общаться с работ-никами этого учреждения;
- познакомить с внутренним оформлением здания, назначе нием помещения;
- познакомиться с формой использования фондов библиотеки.
О. Д. Смирнова с. 71 Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Волчишко»
Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к книге.
Д/и «Страшный зверь»
Цель: Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.
О. С. Рудик с. 40
Д/и «Скажи, что не так»
Цель: Учить замечать неточности в тексте; поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.
О. Д. Смирнова с. 88
Предложить родителям записать ребенка в библиотеку, выбрать книги Е. Чарушина для чтения. Фотовыставка «Наша экскурсия в библиотеку»
Среда Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам «Волчонок»
Цель: Формировать навыки описательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
Н. А. Карпухина с. 58
Д/и «Не зевай, быстро отвечай»
Цель: Поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.
О. Д. Смирнова с. 88
Чистоговорки «Стоит на полке книжка»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.
А. Ф. Рыбина с. 43 Обогатить развивающую среду настольной игрой «Чей домик» и предложить из пазлов составить пары: животное и его жилище Акция «Подарите книгу детскому саду». Коллекциониро-вание книг писателя и худож-ника Евгения Чарушина
Четверг «Зайчики – трусишка и храбришка» рисование
Цель: Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев;
- вызвать интерес к иллюст-рированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами;
- познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане;
- развивать композиционные умения.
И. А. Лыкова с. 72 Д/и «Догадайтесь, как писатель назвал свой рассказ?»
Цель: Формировать умение по фрагментам литературного текста догадываться, как писатель назвал свой рассказ.
Н. А. Карпухина с. 56
Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Про зайчат»
Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к книге.
Обсуждение литературного и художественного творчества Е. Чарушина «Что мне нравится?»
Цель: Выявить проявления заинтересованности проектом, появившиеся предпочтения, степень погружения в разрабатываемую тему.
Д/и «Зайка, сделай»
Цель: Формировать умение грамотно образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, станцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).
О. С. Рудик с. 37 Предложить подобрать любимые книги и эстампы, разместить выставочную экспозицию в книжном уголке Выставка детских рисунков «Зайчики – трусишка и храбришка» в книжном уголке; экспозиция книг и эстампов Е. Чарушина.
Пятница
«Кого можно встретить в лесу осенью?» развитие речи
Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдатель-ность, способность самостоя-тельно по восприятию составлять повествовательный рассказ;
- побуждать детей составлять повествовательный рассказ по эстампу животного;
- придумывать к рассказу соответствующее название.
Н. А. Карпухина с. 61 Составление повествовательного рассказа по сюжетным картинкам «Про зайчат»
Цель: Формировать навыки повествовательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
Н. А. Карпухина с. 59
Д/и «У кого какой зверь?»
Цель: Развивать умение фразами описывать картинку (иллюстрацию).
О. С. Рудик с. 83
Чистоговорки «Сорока», «Ворона», «Осенний лес»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.
А. Ф. Рыбина с. 66,13 Предложить родителям в Интернете найти и посмотреть с детьми мультипликационные фильмы по сценарию или произведению Е. Чарушина.
Дата проведения: III_неделя_
Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт
Понедельник Составление повествовательного творческого рассказа по сюжетным картинкам «Лисята»
Цель: Формировать навыки повествовательного творческого рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
Н. А. Карпухина с. 59
Д/и «Найди лишнее»
Цель: Развивать наблюдательность, умение находить предметы определенной направленности среди предложенных для рассматривания. Совершенствовать умение выстраивать и произносить речь-доказательство.
О. С. Рудик с. 52
Чистоговорки «Лиса в лесу»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.
А. Ф. Рыбина с. 11 Предложить играющим сюжетные картинки «Разложи по порядку» для восстановления последовательности событий. Сообщить родителям о предстоящей презентации книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».
Вторник Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Лисята»
Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к книге.
Изготовление приглашений для родителей на праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»
Цель: Помочь создать приглашения для родителей, используя доступные материалы и приемы аппликации.
Д/и «Отгадай рассказ»
Цель: Формировать умение по предложенным картинкам называть произведение.
О. Д. Смирнова с. 87
Д/и «Кто что умеет делать?»
Цель: Развивать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Совершенствовать культуру речевого общения.
О. С. Рудик с. 80 Обогатить развивающую среду настольной игрой «Кто где живет», предложить выбрать ведущего и поиграть. Приглашения для родителей на книжную выставку «Мир Евгения Чарушина».
Среда «Кошка с котенком» рисование
Цель: Формировать умение детей составлять сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине – кошка с котенком;
- познакомить со способом лепки из валика, согнутого дугой и надрезанного с двух концов;
- учить анализировать особенности строения живот-ных, соотносить части по пропорциям;
- воспитывать самостоятель-ность, аккуратность.
И. А. Лыкова с. 28 Рассматривание иллюстраций
Е. Чарушина «Тюпа»
Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.
Чтение «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький»
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Д/и «Отгадай рассказ по предметам»
Цель: Помочь детям по предметам или отдельным деталям определять принадлежность к литературному приозведению.
О. Д. Смирнова с. 87
Предложить родителям совместно с детьми выбрать любимого животного и нарисовать его в «пушистой» технике Е. Чарушина. Выставка рисунков «Кошка с котенком».
Четверг «Пушистые комочки» аппликация
Цель: Учить детей делать аппликативное изображение животных из мятой бумаги, передавая характерные особенности строения;
- развивать умение выбирать и применять доступные способы передачи «пушистой» фактуры;
- развивать творчество, фанта-зию, учить бережно относиться к используемым материалам
Рассматривание иллюстраций
Е. Чарушина «Тюпа»
Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.
Чтение «Почему Тюпа не ловит птиц»
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Д/и «Художественный салон»
Цель: Развивать умения детей описывать выбранную картину, иллюстрацию, сосредотачиваться на чем-либо. Обогащать словарный запас, используя речь-описание.
О. С. Рудик с. 51 Предложить играющим сюжетные картинки «Разложи по порядку» для восстановления последовательности событий. Выставка работ «Пушистые комочки».
Пятница
Литературная викторина «Ребята о зверятах»
Цель: Формировать эмоционально положительное отношение к коллективным мероприятиям, привлечь к активному участию в литературной викторине;
- обобщить и систематизировать знания о произведениях Е. Чарушина;
- создать условия для активного использования литературного опыта в речевой практике;
- продолжать учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью;
- поддерживать интерес к книжной графике;
- развивать творческое воображение, выразительность речи.
О. Д. Смирнова с. 81 Праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»
Цель: Помочь создать атмосферу праздника для детей и родителей.
Посещение родителями книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».
Призентация литературной викторины «Ребята о зверятах».