Получи документы

Проект «Фарфоровая сказка»

Кованова Людмила Александровна
Проект «Фарфоровая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Региональная и климатическая специфика нашей страны так велика и многолика, что её нельзя заключить в узкую рамку, одной даже самой лучшей программы обучения и воспитания для детей дошкольного возраста. Каждая народность, проживающая на определенной территории, соблюдает традиции, устои, правила того края, где она живет.

В дошкольном учреждении дети знакомятся с разными видами изобразительного искусства. У каждого из них в процессе обучения и воспитания можно сформировать эстетическое отношение к действительности, художественный вкус, способность воспринимать, понимать и эмоционально переживать эстетические грани мира, что необходимо для любого ребенка. Приобщение его к разным видам искусства поможет расширить спектр способностей и гармонизировать личность в целом, поскольку дошкольное детство - это эпоха универсального развития человека.

Публикация «Проект „Фарфоровая сказка“» размещена в разделах

В отечественной педагогике ещё со времен К. Д. Ушинского проповедуется главный принцип: воспитывать детей на искусстве близком, родном, искусстве того края, где живет человек.

Хайтинская роспись по фарфору является важным средством развития эстетического восприятия как регионального компанента изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в Иркутской области. Только на основе знакомства детей с искусством своего региона, искусством близким и понятным для дошкольников, возможно развитие эмоционального мира личности. Именно эмоциональный мир поможет детям увидеть художественный образ в единстве его формы и содержания, подключить восприятие и сознание.

Хайтинский фарфоровый завод являлся единственным фарфоровым производством Сибири. Секреты производства фарфора, основы росписи передавались мастерами из поколения в поколение, на изделиях четко прослеживался почерк сибирских живописцев. Хайтинский фарфор отличался белизной и тонкостью черепка, являлся экологически чистым продуктом в применении. Искусство Сибирского фарфора связанно с природой родного края. Основная тематика-это Сибирские цветы, травы, деревья и цветущие кустарники. На изделиях из фарфора красовались горностаи и соболя, лоси и медведи, белки и росомахи, взлетали ввысь журавли.

Хайтинский фарфор часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте. На примере Сибирского искусства росписи фарфора можно формировать у детей первые представления о Родине, чувство любви к ней.

Доктор педагогических наук в области художественно-эстетического воспитания Волынкин В. И. отмечает, что в наше время начинается восстановление приоритета человеческих ценностей. Это свидетельствует о начавшейся духовной, мировоззренческой революции, о повороте в мире культуры, без которого наше общество уже не может выжить.

Приобщение детей к мировой культуре необходимо начинать с того региона, в котором они живут, оно близко и понятно для дошкольников.

Хайтинская роспись является новым видом росписи для педагогов-дошкольников, так как она не включена в программы по художественному воспитанию и развитию детей. Хайтинская роспись является региональным компонентом в изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Методологической основой является исследование Запорожца А. В. об амплификации развития дошкольников, о максимальной реализации его возможностей и обогащении психического развития.

Концепция проекта

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены ФОП ДОО дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками. Все эти личностные характеристики развиваются непосредственно в творческой атмосфере. Современному обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в любую ситуацию, умел владеть проблемой творчески, умел пробовать себя, не боясь ошибаться и находить верное решение. Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с детьми с младшего дошкольного возраста (дымковская игрушка, филимоновские свистульки, семеновские матрешки, гжельская керамика, хохломская деревянная посуда, городецкие деревянные изделия).

С возрастом ребенка расширяется сознание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомым видам декоративно-прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.

В подготовительной группе закрепляются знания и умения детей, полученные детьми в старшей группе. Дети рисуют на белом фарфоре гуашью цветочные композиции более сложного содержания. В подготовительной группе можно давать творческие задания по оформлению фарфоровых изделий, дети рисуют цветы по желанию и своему выбору, а так же составляют узоры, ориентируясь на букеты живых цветов или иллюстрации с цветочными композициями. Дошкольники учатся выполнять изображения на плоских и объемных изделиях. Важно развивать у детей понимание роли такого труда и его закона, в каком месте и как украсить данное изделие (назначение украшений и их зависимость от функции предмета). Объемные тела приучают детей к видению мира в пространственном, функциональном аспектах, что соответствует интересу самих детей и задачам их дальнейшего развития.

Актуальность проблемы

«Хайтинский фарфор» - для жителей Иркутской области ассоциируются со старейшим предприятием Приангарья – Хайтинским фарфоровым заводом. Основали фарфоровое производство в устье реки Хайтинки в 1869 году, братья Переваловы – жители деревни Узкий луг. (см. приложение №1)

Братья Переваловы понимали, что не изготовлением красивых и дорогих вещей надо завоевывать рынок, а выпуском дешевых, но весьма необходимых в хозяйстве вещей – тарелок, селедочниц, подцветочников, посудин для хранения муки, масла. Доказав сибирякам преимущество фарфоровых изделий над деревянными, глиняными, оловянными изделиями посуды, Переваловы расширили рынок сбыта продукции. Сибирскому фарфору сопутствовал успех и потому фарфоровые изделия изготавливались из особой чистой глины, так называемого каолина.

Каолин для фабрики добывался в шести верстах от фабрики (месторождение Голубичное) и по своему качеству до сих пор остается одним из самых лучших каолинов в Европе.

Еще при жизни Перевалова И. Д. на фабрике стали создавать музей – собирали в одну залу все образцы изделий и размещали их на стеллажах, постаментах, горках для общего обозрения.

Музей, который часто показывали гостям, был одновременно витриной, рекламой и собранием эталонных образцов продукции.

Искусствовед Л. Андреева пишет так о Хайтинском фарфоре : «Старый Хайтинский фарфор, на редкость белый прозрачный, иногда напоминает молочное стекло, имея особую пластику и силуэт. Сохраняя округлость и легкость общего керамического свойства, он не был одинаково тонок по всей высоте и форме вещи, не имея «бумажной» тонкости и прозрачности, его прозрачность была живой, меняющейся, имела вдох и выдох».

Переваловские изделия, сделаны с большим вкусом: фигурная лепка краев и ручек, затейливая форма корпусов и роспись надглазурными и подглазурными красками, пурпуром, кобальтом. Хайтинские мастера охотно использовали «прозолоть», - обильно насыщая золотыми дорисовками (усиками, завитками) растительный орнамент. Сравнительно легкая по исполнению «прозолоть» стала распространенным приемом декорирования изделий подарочного типа – чайных пар, сервизов, ваз. На крестьянской посуде расцветали понятные простым людям украшения – голубые васильки, колоски ржи и пшеницы, цветущие маки, багульник, жарки, подснежники, табачки, анютины глазки, кузнечики, бабочки. (см. приложение №2)

Во времена активной деятельности завода и производства фарфоровых изделий не только в нашей стране, а также на экспорт в зарубежные страны, привлекалось много художников с разных городов России, которые оставались в поселке, заводили семьи, образуя целые династии. Искусство росписи по фарфору передавалось из поколения в поколение. Поэтому во все времена в поселке рождались и рождаются талантливые и способные творческие дети. Многие посещают творческие кружки, школу искусств, продолжая развивать свои творческие возможности, раскрытые еще в дошкольные годы.

Обучая детей изобразительному искусству, педагоги строят свои программы с учетом использования культуры местного края, как региональный компонент. Одна из первых задач состоит в сохранении: местных традиций, истории родного края и культурных ценностей, начиная со старшего дошкольного возраста. Этим самым мы сохраняем в памяти исторические факты и знания о малой Родине, передавая их из поколения в поколение.

В настоящее время производство фарфора утратило свое существование. Большая часть музейных экспонатов вывезена. Некоторые музейные изделия находятся в местном музее при поселковой библиотеке. В мини музее детского сада, так же собраны фарфоровые изделия педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников.

На сегодняшний день здание завода, когда то, завоевавшего большую славу не только в Сибири, но и в Европе, находится в полуразрушенном плачевном состоянии.

Но мы не вправе забывать или утрачивать память о фарфоровом производстве, так как оно является основным фактором зарождения и нашего поселка, его инфраструктуры и уникальности. Здесь трудились наши предки, наши прадеды и деды, родители. Это самая неотъемлемая часть истории поселка и судеб многих коренных жителей.

Цель проекта

Создание условий для художественного развития и формирование эстетического отношения к декоративно-прикладной росписи Хайтинского фарфора в изобразительной деятельности старших дошкольников

Задачи проекта в сфере работы с детьми

1. Развитие исторических и культурных традиций, воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников, любви к родному краю, расширение самосознания и социализации как представителей данного региона, знакомство с цветущими растениями Сибири

2. Амплификация индивидуального художественно-эстетического опыта дошкольников

3. Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности при составлении собственной композиции с применением элементов Хайтинской росписи

4. Развитие технических умений и навыков в декоративном рисовании при обучении элементам Хайтинской росписи, формирование понимания языка декоративно-прикладного искусства: стилизованностью изображения, конструктивностью композиции, декоративностью колорита, ритма цветовых пятен в узоре

5. Расширение представлений о цветовых оттенках, развитие чувства цвета в изобразительной деятельности

6. Развитие эмоционально-личностного отношения к изделиям Хайтинских мастеров по фарфору, и продуктам собственной изобразительной деятельности. Формирование художественного вкуса

Задачи проекта в сфере работы с педагогов ДОУ

1. Повысить компетентность, Обеспечить методическое сопровождение и организацию мероприятий в рамках проектной деятельности с дошкольниками художественно-эстетического развития

2. Создать условия для совместного ознакомления детей и взрослых с фарфоровым производством способствующих сближению всех участников в ДОУ

3. Планирование театрализованных мероприятий и мастер-классов в рамках проектной деятельности в изостудии и мини-музее ДОУ

Задачи проекта в сфере работы с родителями

1. Способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

2. Активно приобщать родителей к культуре сохранения местных традиций фарфорового производства

3. Обеспечить необходимыми материалами и оборудованиями, время местом для проведения творческих материалов

Создание предметно-пространственной среды, как средство достижения целевых ориентиров основное требование ФОП ДО. Организуя в ДОУ условия, для осуществления проектной деятельности, совместно с родителями, была создана доступная предметно-пространственная среда, включающая: мини-музей с образцами Хайтинского фарфорового производства, включающая в себя фарфоровую расписную посуду разных видов назначения, фарфоровую скульптуру малых форм, вазы и вазоны.

Работа по проектной деятельности строится с учетом основных принципов:

- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей дошкольников

-Принцип принятия и поддержки индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, забота об эмоциональном благополучии

-Принцип системности, как основание интеграции образовательного содержания

-Принцип преемственности при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством

-Принцип деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев) в организации творческой художественной деятельности ребенка.

-Комплексно-тематический (модульный) принцип организации педагогического процесса

-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников

-Принцип осуществления программных задач в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей

Реализация целенаправленной работы по проектной деятельности в триаде «дети – педагоги – родители», предусматривает 3 этапа:

I блок – подготовительный.

1 этап

Цель: Организация эстетического восприятия с включением многократного обследования цветового многообразия жизни и сопоставления с собственными изображениями. Формирование обследования отдельных цветов и их оттенков. Учить экспериментально находить данный цвет и получать его оттенки с помощью добавления светлых и темных тонов.

2 этап.

Цель: Познакомить детей с цветущими растениями Восточной Сибири.

3 этап

Цель: Познакомить с образцами Хайтинской росписи по фарфору, историей фарфорового производства в Сибири.

II блок (основной)

1 этап.

Цель: Ознакомление с элементами Хайтинской росписи.

2 этап.

Цель: Освоение приемов орнаментального декорирования посуды, оформление фарфоровых изделий несложными композициями.

3 этап.

Цель: Познакомить с кистевыми мазками разной ширины, учить изображать цветовые композиции с применением характерного для Хайтинской росписи «мазка с тенью».

III блок (заключительный - итоговый)

Цель: Закладывая основы художественного вкуса предложить детям создать свои творческие цветочные композиции, используя ранее приобретенные навыки эстетического восприятия, активное применение их в продуктивной деятельности.

Роль родителей в организации проекта

-Осознание значимости проектной деятельности для развития творческих и личностных качеств у ребенка;

-Участие в проектной деятельности для совместного творчества с детьми;

-Создание в семье благоприятных условий для творческого развития ребенка;

-Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

-Заинтересовать родителей жизнью в ДОУ, вызвать желание участвовать в проектной деятельности;

-Вызвать желание организовывать семейные вечерние посиделки и чаепитие из посуды местного производства, «росписи белых фарфоровых изделий или бумажных шаблонов; оформление детской комнаты рисунками;

-Формирование позитивных детско-родительских отношений.

Предполагаемый результат

- углубление художественно-эстетического воспитания и развития старших дошкольников, эстетическое восприятие красоты и гармонии окружающего мира, потребность запечатлеть ее в продуктах художественной деятельности;

-активизация самосознания растущего человека как россиянина, как представителя определенного региона, развитие старших дошкольников с учетом культурного, эколого-географического богатства Восточной Сибири;

-сохранение истории и традиций сибирских мастеров по фарфору, воспитание патриотизма и гордости за свой родной край;

-создание условий для увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира, расширение предметно-развивающей среды в МДОУ;

-формирование положительных качеств личности дошкольников;

-формирование позитивных детско-родительских отношений;

-активное сотрудничество в триаде «дети – педагоги – родители».

Публикации по теме:

Фарфоровая коллекция статуэтокФарфоровая коллекция статуэток Фарфоровая коллекция статуэток. Фарфор — относится к  благороднейшему и наиболее совершенному виду керамики. По мнению исследователей.

Фарфоровая коллекция статуэток (фотоотчет)Фарфоровая коллекция статуэток (фотоотчет) Предлагаю Вашему вниманию коллекцию фарфоровых и фаянсовых скульптур от самых маленьких до эксклюзивных и очень редких. Во многих семьях.

Фотоочерк «Фарфоровая тарелочка с золотой каёмочкой» к Празднику тарелки на МAAMФотоочерк «Фарфоровая тарелочка с золотой каёмочкой» к Празднику тарелки на МAAM Людмила Рыбакова Фотоочерк «Фарфоровая тарелочка с золотой каёмочкой» к Празднику тарелки на МААМ От прадеда Якова Васильевича Кузнецова.

Мини-проект «Лето — это сказка»Мини-проект «Лето — это сказка» Вид проекта : информационно-творческий. Участники проекта : дети подготовительной и старшей группы,воспитатель,родители. Срок реализации.

Мини-проект «Морская сказка»Мини-проект «Морская сказка» Цель:Расширять знания детей о подводном мире, создать условия для реализации творческого потенциала детей. Задачи: Познакомить с разнообразием.

Мини-проект «Осенняя сказка» Направление деятельности: познавательно-речевое Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое.

Проект «Новогодняя сказка»Проект «Новогодняя сказка» Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель - Субботина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель.

Проект «Рождественская сказка» МДОУ «Новомичуринский детский сад №1» «Рождественская сказка» информационно - творческий проект. составили: Денисенко О. В. Харюткина Л. Н.

Проект «Сказка — ложь, да в ней намек!» Авторы проекта Швецова Е. А, Зуева Л. А, воспитатели первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 Обоснование актуальности и социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Фарфоровая сказка»
Опубликовано: 19 февраля 2024 в 05:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Фарфоровая сказка»» (включая файлы) размещена пользователем Кованова Людмила Александровна (УИ 3380269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД