МААМ-картинки

Проект «Филимоновское чудо» в логопедической группе старшего дошкольного возраста

СВЕТЛАНА ПАНТЕЛЕЕВА
Проект «Филимоновское чудо» в логопедической группе старшего дошкольного возраста

проект «Филимоновское чудо»

Тип проекта : познавательно - творческий.

Вид проекта : творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный

Участники проекта : дети логопедической группы старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Публикация «Проект „Филимоновское чудо“ в логопедической группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения и выразительными средствами филимоновской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

2. Развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры, мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;

3. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Актуальность проекта.

Современные дети, а порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом. И хорошо, что сегодня происходит возвращение к народным традициям, ценностям.

Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца и многое другое. Интерес к произведениям народных мастеров усиливается. И наша задача – поддерживать и приобщать детей к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству. Так, при знакомстве декоративно – прикладным искусством, мы рассматривали Филимоновские народные игрушки. Воспитанники рассмотрели игрушки и задали вопросы: «Почему игрушки назвали филимоновскими, «Кто изготавливал игрушки?», «Как рождается игрушка?». Так и родился наш проект «Филимоновское чудо».

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства. Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, к народной филимоновской игрушки.

Поэтому мы решили, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей - провести работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Что мы хотим узнать? Где и когда зародилась Филимоновская свистулька? Из чего делали мастера Филимоновскую свистульку? Как украшали игрушки? Где и как использовались Филимоновские свистульки?

Продукт проекта :

Предварительная работа:

Изучение материала в сети интернет

Чтение познавательной литературы;

Рассматривание иллюстраций с изображением различных народных игрушек;

Проведение НОД для детей:

Беседа «Филимоновская игрушка»

Рисование «Роспись филимоновской игрушки».

Лепка из соленого теста «Филимоновский петушок»

Презентация альбома детского творчества «Народная игрушка».

Предварительный этап проекта :

Изготовление: д/игры «Собери игрушку»; стенда «Филимоновская игрушка». Подборка художественное слово о филимоновской игрушке. Создание лэпбука и альбома (детские рисунки) «Филимоновская игрушка»;

Ожидаемые результаты:

- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре и т. п. ;

- лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Реализация проекта.

Работа с воспитанниками:

1 этап. Знакомство с народным творчеством

• Чтение познавательной и художественной литературы;

• Беседы об истории возникновения народной Филимоновской игрушки.

• Рассматривание игрушек, иллюстраций, открыток с изображением игрушек.

2 этап. Игровая деятельность:

• Д/и «Сложи игрушку», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи».

3 этап. Художественно-продуктивная деятельность:

• Расписывание силуэтов филимоновской игрушки;

• Лепка и расписывание филимоновской игрушки;

• Расписывание шаблонов.

Работа с родителями:

• Подборка текстового и иллюстрационного материала для создания альбома и лепбука «Филимоновская игрушка».

• Подборка познавательной литературы и художественного слова о Филимоновской игрушки для чтения детям;

• Беседа с родителями "О значении филимоновской игрушки в жизни детей"

• Консультация для родителей "Народные игры в семье"

• Сообщение "Влияние народных промыслов ("филимонка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Работа педагогов группы :

• Составление письма родителям

• Рассматривание с детьми народных игрушек,

• Расписывание шаблонов, составление композиций из элементов филимоновской росписи;

• Оформление с воспитанниками выставки детского рисунка в раздевалке группы на тему «Филимоновская игрушка».

Итог проекта : в ходе реализации данного проекта у детей сформировался интерес к филимоновской игрушке. Ребята усвоили цвета данной росписи, могут называть все ее элементы. Узнали приемы рисования и научились составлять узоры. Дети получили первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширили кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Родители воспитанников проявили интерес к реализации проекта и провели познавательные беседы о Филимоновской игрушке.

Планы на будущее: в свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Филимоновской росписи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Письмо родителям воспитанников старшей группы

Уважаемые родители! Дети вашей группы принимают участие в проекте.

Прошу Вас помочь вашим детям в подборе информации о народной филимоновской игрушке;

Дети будут рады любой познавательной и художественной литературе о филимоновской игрушке для свободного чтения;

С удовольствием рассмотрят филимоновские свистульки, фотографии, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки;

Посетите с детьми библиотеку, слепите игрушку из солёного теста дома и распишите её. С уважением воспитатели.

Подвижная игра под русскую народную потешку.

Наши уточки с утра (идем по кругу, руки стучат по бокам)

- Кря-кря! Кря-кря!

Наши гуси у пруда (кружатся вокруг себя)

- Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора (идут в круг, назад с высоким коленом)

- Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

Наши гусельки вверху (фонарики)

- Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!

Наши курочки в окно (ручками хлопают)

- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок (прыжки на двух ногах)

Ранним утром поутру нам кричит:

«Ку-ка-ре-ку!»

Пальчиковая гимнастика «Давайте сделаем».

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,

Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками,

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками,

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем,

А в печи - игрушки! (вытягивают руки вперед).

Динамическая пауза: «Мы игрушки расписные».

Мы игрушки расписные (стойка прямо покачивания плечами)

Хохотушки вятские (улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)

Кумушки посадские (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки (легкое касание щек)

С нами издавна знаком (стойка прямо)

Весь народ на ярмарке (поклон).

Динамическая пауза: «Эй, лошадки все за мной».

Эй, лошадки, все за мной.

Поспешим на водопой.

Вот река широка и глубока,

Не достанешь до дна.

А водица-то вкусна!

Эй, лошадки все за мной,

Поскакали все домой.

НОД «Роспись филимоновской игрушки».

Программное содержание:

1. Познакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушкой, с последовательностью и спецификой ее росписи.

2. Учить выполнять простые элементы филимоновской росписи – полоски, елочки и снежинки.

3. Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение, творческие способности.

4. Совершенствовать навык рисования кистью (всем ворсом и концом кисти).

5. Формировать у детей эстетический вкус.

6. Воспитывать интерес к народным промыслам, самостоятельность и аккуратность.

Материал для занятия: Филимоновские игрушки, картинки с изображением филимоновских игрушек; Слайды; Краски гуашевые (красная, жёлтая, зелёная, кисти, баночки с водой, салфетки; Стихотворение об игрушке.

Словарная работа: филимоновская игрушка, филимоновская роспись, мастерицы, названия элементов росписи - полоски, елочки и снежинки.

Содержание занятия.

В: - Здравствуйте, ребята. Я очень люблю путешествовать.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Ребята, там женщины ходят в красивых русских сарафанах и дарят веселые игрушки людям. Мне очень понравился костюм, я решила его надеть и показать вам. Хотите узнать, что же интересного я увидела в селе Филимоново. (ответы детей)

В деревне Филимоново живут мастерицы с добрым сердцем и умелыми руками. Они расписывают необыкновенные глиняные игрушки, которые так и называются – филимоновские. Я привезла фотографии игрушек, давайте посмотрим (показ слайдов).

Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему – то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Филимоновские игрушки яркие, солнечные, даже в холодный зимний день излучают тепло. (на последнем слайде)

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Все они – не простые игрушки, а свистульки, в них любят играть дети - свистеть. (показ) Филимоновские игрушки знамениты на всю Россию, поэтому такие игрушки часто дарили и дарят в подарок.

Ребята, через несколько дней наступит праздник – день Матери. В этот день также принято дарить подарки. Хотели ли бы вы своим любимым мамам подарить вот такие расписные филимоновские игрушки (показываю два варианта плоскостных игрушек). Дети: да, хотим.

В: очень хорошо! Но мне филимоновские мастерицы подарили только две расписанные игрушки, и мне нужно показать их и всем детям, но есть не расписанные игрушки (показ). Как же нам быть? Дети дают свои варианты.

В: правильно ребята мы можем их расписать. Хотите, я научу вас рисовать простые элементы филимоновской росписи. Посмотрите, какие цвета используют мастерицы? Дети: красный, желтый, зеленый

В: какие элементы росписи мы видим? (дети отвечают по показу – точки полоски, снежинки) сейчас я покажу вам, как правильно расписать игрушку – оленя. Мастерицы говорили мне, что игрушки надо расписывать сверху вниз (от рогов к копытам, каждой краской по очереди, (сначала выполняем все задуманные элементы краской одного цвета, промываем кисточку, затем прорисовываем все задуманные элементы краской другого цвета, затем третьего, от светлой к тёмной.

Показ приёмов рисования двухцветной снежинки, чередующихся полос, ёлочки.

Присаживайтесь за столы. Ребята, прежде чем вы приступите к росписи филимоновского оленя, давайте вспомним последовательность росписи. Кто запомнил, с чего начинают мастерицы роспись филимоновской игрушки? (ответы детей).

Дети приступают к росписи игрушки, воспитатель помогает затрудняющимся детям. Напоминает – об осанке, о правилах работы кистью, о необходимости выполнить работу аккуратно.

По окончании занятия все работы вывешиваются на стенд. Воспитатель и дети любуются расписанными оленями.

Итог занятия:

- ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Как называются игрушки, которые вы расписывали?

- Что особенного в филимоновских игрушках

- Какого цвета краски вы использовали для росписи?

Искусствоведческая беседа «Филимоновская игрушка».

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность; закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора; учить рисовать элементы декоративного узора; формировать умение наносить на силуэте животного полоски – проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии - концом ворса кисти; закрепить правила работы с кисточкой, красками.

Развивающие: развивать воображение, чувство формы, обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными видами творчества, давайте вместе вспомним. Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все помните. Сегодня хочу вас познакомить с еще одним очень интересным и колоритным видом творчества – это Филимоновская роспись. В самом сердце России есть деревня под названием Филимоново. Давным-давно, прибыл в эту деревню гончар, а звали его Филимон. Он обнаружил в этой местности глину, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, красная, желтая и даже черная. И начал лепить из нее горшки, а деревню так и стали называть Филимоново.

Очень уж ловко у Филимона получалось лепить посуду и игрушки. А однажды пришла ему в голову мысль, взял он, да и сделал дырочку в игрушке, чтобы та звук издавала. И стала называться такая игрушка – свистулька. Все игрушки забавные, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдатов – в тусей (рюкзак). У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. Очень полюбились такие игрушки деткам, а Филимон стал свои свистульки на ярмарке продавать.

Понравилось и людям в деревне это ремесло, научились в деревне все из глины посуду да игрушки лепить. Лепят такие игрушки – свистульки мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками, лепят и приговаривают: «Ух ты, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!»

Вылепленные игрушки - свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело – розовыми и твердыми, как камень. После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а еще – елочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые и голубой и розовый цвета. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые народные традиции. Все, от мала, до велика.

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

Дети отвечают на вопросы:

- как называются игрушки, с которыми мы с вами познакомились?

- почему их так назвали?

- как расписывали филимоновские игрушки, какие элементы использовали?

- какие цвета использовали?

- где продавали такие игрушки?

Дети рассматривают изделия с филимоновской росписью.

Педагог отвечает на вопросы детей.

Результат деятельности.

— Дети, понравилось вам путешествие в деревню Филимоново? – (ответы детей).

— Чем знаменит этот город? (ответы детей).

— Спасибо, мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Филимоновский петушок»

Цель: Продолжать знакомить детей с Филимоновской игрушкой. Учить лепить фигурку человека по мотивам работ филимоновских мастеров.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомство с народным промыслом филимоновская игрушка;

2. Знакомство с особенностями выполнения филимоновской игрушки.

Развивающие:

1. Развитие навыков работы с соленым тестом;

2. Развитие фантазии и воображения, творческих способностей.

Воспитательные:

1. Воспитание аккуратности при работе с соленым тестом;

2. Воспитание любви к народному художественному труду.

Материалы и оборудование:

- Наглядные пособия,

- Соленое тесто, фольга, палочки деревянные (зубочистки)

- Доска для лепки,

- Стеки,

- Тряпка.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на филимоновскую игрушку стоящую на столе.

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришла гостья из филимоновской деревни. Не просто пришла, а пришла научить вас лепить филимоновскую игрушку.

Сейчас я вам немного расскажу о деревне Филимоново, где мастера создают такие замечательные игрушки.

Чтение стихотворения:

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягкий падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом,

Голубые дали.

И село большое

Филимоново назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки – не простые,

А волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Свое название игрушки получили от деревни Филимоново. Женщины и девочки этой деревни изготавливали из глины разные игрушки: коров, медведей, петухов, свистульки. Затем раскрашивали их яркими красками. В малиновый, зеленый, желтый, голубой цвета. Игрушки получались яркими и веселыми. Вот такие забавные, веселые игрушки изготавливают мастера деревни Филимоново.

- Ребята, а вы хотите стать филимоновскими мастерами?

- Ответы детей

- Сегодня мы с вами будем лепить петушка из соленого теста. Но сначала, давайте вспомним какие краски используют мастера росписи филимоновской игрушки? Какие элементы входят в филимоновский узор?

- Полоски, точки, елочки, звездочки.

- А сейчас, я вас всех приглашаю в нашу художественную мастерскую.

(Выполнение работы с образца воспитателя).

- Ребята, посмотрите на свои работы. Какие они красивые! А вам нравятся ваши петушки? Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо справились с этой работой?

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы самим расписать игрушку?

Дети охотно соглашаются.

Воспитатель: Ну вот и отлично, у меня тут как раз для вас посылочка из деревни Филимоново имеется (воспитатель достает шаблоны петушки).

Воспитатель: Ребята, нам нужно украсить фигурки петушков филимоновским узором. Как вы думаете, какие элементы можно нарисовать? (полоски, точки, елочки).

- Какие краски используют в филимоновской росписи игрушек? (желтый, красный, зеленый)

- Первым мы закрашиваем у петушка бородку, гребешок красным цветом, клюв - желтым. А дальше вы расписываете его так, как вам нравиться: полосками, ёлочкой.

Роспись проводится в определенном порядке:

Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна

Затем обводят красным

Затем зеленым

Дети выполняют роспись силуэта.

Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные петушки!

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные, яркие петушки перед вами. Скажите, как называется эта роспись? Ответы детей.

Воспитатель:

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пестрые, яркие,

Словно подарки!

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста«Чудо-дерево». Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста Цель: Систематизирование знаний детей с помощью музыкально-дидактических игр. Задачи: Развивать креативность, выразительность движений в.

Фотоотчет о досуге для детей старшего дошкольного возраста «Чудо Рождественского театра»Фотоотчет о досуге для детей старшего дошкольного возраста «Чудо Рождественского театра» В праздничные рождественские дни вот уже много лет каждый год мы проводим в нашем МБДОУ чудесный досуг для наших воспитанников. В сотворчестве.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Филимоновское чудо» в логопедической группе старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 июня 2025 в 19:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Филимоновское чудо» в логопедической группе старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА ПАНТЕЛЕЕВА (УИ 665375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных