МААМ-картинки

Проект «Финансовая грамотность в ДОУ»

Екатерина Ракович
Проект «Финансовая грамотность в ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17

ПРОЕКТ

«Финансовая грамотность в ДОУ»

Воспитатель

Ракович Екатерина Сергеевна

I квалификационная категория

Дивногорск, 2021г

Содержание

№п/п Стр

1 Актуальность 3

2 Планируемые результаты освоения проекта 4

3 План проектных мероприятий с детьми 6

4 План проектных мероприятий с родителями 10

Публикация «Проект „Финансовая грамотность в ДОУ“» размещена в разделах

5 Список используемой литературы 11

Приложение 1 12

1. Актуальность

Цель проекта — помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи проекта :

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей).

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• понимать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

• формирование первичных экономических представлений и компетенций.

• развитие экономического мышления дошкольников.

• воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основополагающие принципы проекта : научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений. Предлагаемыйпроект в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно его ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Содержание проекта способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Программа проекта состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт», «Деньги и цена», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

2. Планируемые результаты освоения проекта.

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения проекта дети :

• адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемым проектом);

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

• знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

• понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

• знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

• адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

• в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

• любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

• с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

• замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

Участники проекта :воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст участников:воспитанники старшего подготовительного возраста (6 – 7 лет)

Продолжительность проекта : Продолжительность проекта составляет 4 месяца.

Методы реализации проекта :

• игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные и др.);

• словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

• наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

• практические (исследование, моделирование и др.)

Формы проведения:

• групповые занятия

• индивидуальная работа

• Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный. Знакомство с темой проекта, изучение методических материалов, материалов сети интернет; Выявление проблемы, цели, задачи проекта; Подбор методического материала по данной теме; Создание развивающей среды для работы; Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

Основной. Практический – в результате чего был реализован проект :

Коммуникативная деятельность. Восприятие художественной литературы

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Художественно-эстетическая деятельность. Игровая и познавательная деятельность. Трудовая деятельность. Работа с родителями

Заключительный. Обобщение и анализ результатов работы

3. План проектных мероприятий с детьми.

Тема Месяц Педагогические средства Оборудование

Сентябрь

Труд и продукт труда 1 неделя Рисование «Моя будущая профессия».

Поделки, оригами, аппликации, конструирование «Игрушка своими руками».

НОД. Тема: «Открываем супермаркет»

Собирание тематических пазлов. Сюж. театр игра «Магазин».

Работа в книжном уголке: просмотр альбомов по теме «Профессии».

Труд в уголке природы.

Беседа о труде.

Чтение сказки два плуга.

Анкетирование родителей «Мой

ребенок и финансовая

грамотность»

Анкетирование родителей «Мой

ребенок и финансовая

грамотность» Альбом «професии», сказка два плуга, анкеты для родителей, пазлы по теме. Материалы для детского творчества.

2 неделя Рисование «Как я помогаю близким». Сюж. театр игра «Парикмахер».

Труд в уголке природы.

Пословицы и поговорки, загадки о труде и профессиях.

Демонстрация мультфильма. Пословицы, поговорки, загадки. м/ф «Самый главный». Материалы для детского творчества.

3 неделя Конструирование «Мой товар на ярмарку».

Труд в уголке природы.

Игра «какие ошибки совершил художник».

Отгадывание загадок.

П/и «Выбор профессий». Демонстрация мультфильма.

НОД. Тема: «Азбука денег». Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий.

м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия)

4 неделя Рисование «Мои добрые дела».

Сюж. театр игра «Шинная мастерская».

Работа в книжном уголкепросмотр карточек по теме «Труд».

Труд в уголке природы.

Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы".

Демонстрация детям слайд презентации «Все профессии важны все профессии нужны». Карточки по теме «Труд». Материалы для детского творчества.

Октябрь

Деньги и цена 1 неделя Модульная лепка «Монеты моей страны».

Аппликации, конструирование на темы:«Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».

Собирание тематических пазлов.

Просмотр альбомов «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

Составление рассказа «Доходы и расходы моей семьи».

Обсуждение сказки Т. В. Грековой «Клад».

Беседа «В общем о деньгах».

Решение арифметических задач.

НОД. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике» Картинки монет. Альбом бюджет семьи.

Арифметические задачи. Материалы для детского творчества.

2 неделя Рисование «Деньги разных стран». Поделки «Необычные формы денег». Просмотр карточек «Деньги». Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки».

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

НОД. Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта». Карточки с изображением денег. Материалы для детского творчества.

3 неделя Рисование «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок».

Составление рассказа «Мы ходим за покупками».

Пословицы и поговорки о деньгах. Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили».

Беседа «История денег в России». Пословицы и поговорки. Картинки для составления рассказа. Материалы для детского творчества.

4 неделя Рисование «Мой вклад в бюджет семьи», «Добрые дела нашей семьи». Составление рассказа «Что значит быть бережливым».

Обсуждение сказки Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик».

Обсуждение сказки Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек».Просмотр мультфильма. м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова.

Материалы для детского творчества.

Ноябрь

Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможность 1 неделя Рисование «Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел».

Собирание тематических пазлов.

Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, «Сравним товар в рекламе и в магазине».

Составление рассказа «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору».

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи».

Беседа о рекламе. Материалы для детского творчества.

Атрибуты для сюж рол игры.

2 неделя Рисование «Моя любимая реклама».

Просмотр карточек по теме «Реклама для детей».

Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля».

Просмотр несколько реклам на тв, обсуждение.

Просмотр м/ф. Фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия)

3 неделя Рисование «Фантастическая реклама».

Составление рассказа «Рекламные уловки».

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».

НОД. Тема: «Юные финансисты» Материалы для детского творчества.

4 недедя Составление рассказа «Почему нельзя верить рекламе».

Рисование «Реклама на плакатах».

Спектакль «Приключения Копеечки».

Демонстрация детям слайд презентации «История денег»

Просмотр м/ф.

НОД. Тема: «Почему взрослые работают?» Материалы для детского творчества. Атрибуты к спектаклю.

Презентация

м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия)

Декабрь

Полезные экономические навыки и привычки в быту 1 неделя Рисование «Игрушки моих родителей». Создание мастерской по ремонту книг.

Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

Составление рассказа «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Почему жадничать — это плохо?», «Что значит быть экономным?».

Игра-эстафета «Хорошо — плохо»

Обсуждение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

Выразительное чтение стихов о бережливости и труде.

Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Праздник «Мы — бережливые».

НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи». Материалы для детского творчества.

Атрибуты для игры.

2 неделя Рисование «Моя любимая игрушка».

Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

НОД. Тема: «Путешествие в сказочную страну Экономию». Материалы для детского творчества.

Атрибуты для сюж рол игры.

3 неделя Рисование «Моя копилка».

Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).Составление рассказа «Я уважаю чужой труд».

Обсуждение смысла пословиц и поговорок. Материалы для детского творчества.

Атрибуты для сюж рол игры.

4 неделя Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают (например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

Составление рассказа «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Вещи, сделанные своими руками»

4. План проектных мероприятий с родителями.

Месяц Формы работы

Сентябрь Анкетирование родителей «Мой ребёнок и фин грамота».

Экскурсия родителей "Где и кем работают мама и папа".

Изготовление атрибутов для игры Шинная мастерская.

Октябрь Консультация родителям «Азы финансовой грамотности».

Консультация "Зачем ребенку нужна финансовая грамотность"

Изготовление атрибутов для игр «Магазин», «Банк».

Ноябрь Рекомендации для родителей.

Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».

Маршрут выходного дня «С родителями в сбербанк».

Декабрь Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы".

Фотовыставка «Кем работают наши родители».

Изготовление рекламных баннеров.

«Сказки, как средство экономического воспитания», (читаем вместе с детьми).

Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и рассчитана на 4 месяца. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей несколько раз в неделю, их продолжительность составляет 25 минут. Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования. Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д.

5. Список литературы.

1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Для детей 5–7 лет

2. СБОРНИК ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5– 7 лет ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности

3. «Дети и деньги» самоучитель се5мейных финансов для детей издательство» «четыре четверти» 2014

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Сылки:

1)КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет (infourok.ru)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Проект «Финансовая культура дошкольников» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Финансовая культура дошкольников» 1. Актуальность Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Лэпбук «Финансовая грамота»Лэпбук «Финансовая грамота» Цель: усвоение ребенком новой информации и ознакомление с началами финансовой грамотности в занимательно-игровой форме. Задачи: 1. положить.

Финансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группеФинансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группе Финансовая игра "Мини музей" в подготовительной группе. Воспитатель: Симонова Л. А., высшая кв. категорияФинансовая грамотность – это особое.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Птицы»Проект «Птицы» К празднику Птиц мы с ребятами готовились с большим интересом. пересмотрели множество альбомов и открыток. Слушали голоса птиц на аудио.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Финансовая грамотность в ДОУ»
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 18:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД